Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями
проект (средняя группа) на тему

Шатова Марина Сергеевна

           Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций нужно начинать еще в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или еще маленькие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

                                        Марина Сергеевна Шатова

                           воспитатель МБДОУ д/с № 47 г. Белгород

            Актуальность темы обусловлена теоретической неразработанностью проблемы приобщения к семейным традициям, а также современным состоянием воспитательно-образовательной работы в практике ДОУ по нравственному воспитанию в этом аспекте. По данным психолого-педагогических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает необходимого возможного уровня нравственной воспитанности (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк) и социальной зрелости (О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.).

           Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций нужно начинать еще в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или еще маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому-то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идет по примеру копирования.  

           Итак, семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию. Совместная деятельность родителей вместе с детьми в ходе различных занятий (начиная с первого года жизни), выступает как доминирующий принцип совместного созидания социокультурного пространства. Сопричастность роди- теля миру детских впечатлений, общность переживаний становится при таком подходе способом создания альтернативы родительскому инфантилизму, пассивности и отчужденности от ребенка.

          Роль семейных традиций в жизни ребенка:

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник».
  • Дети гордятся своей семьей. Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.
  • Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.  Отсюда огромная ответственность работы педагогов, занимающихся приобщением детей дошкольного возраста к семейным традициям.

               Таким образом, приобщение к семейным традициям дает представление о формировании мотивационно-ценностного отношения детей и их родителей к традициям семьи, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций с учетом возрастных особенностей детей.

               По итогам проведенной работы нами был разработан проект занятий с детьми среднего дошкольного возраста по приобщению к семейным традициям. В проекте принимали участие родители воспитанников и педагоги группы. Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о семейных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о семейных традициях в игровой деятельности. Проект по приобщению детей среднего дошкольного возраста к семейным традициям, рассчитан на 3 месяца и включает в себя как занятия педагога с группой детей, так и совместно с родителями, а также закрепление полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности детей. В ходе реализации проекта нами разработана и апробирована серия занятий по приобщению детей к семейным традициям.    Готовясь к каждому занятию, мы старались, чтобы оно было нужным и полезным, содержательным и интересным. Это требует определенного творчества. Содержание занятий направленно на то, чтобы дети научились уважительно относиться к своему дому, семье, традициям русского народа. В самом начале каждого занятия сообщали детям о том, что полученные знания обязательно пригодятся им, когда они будут жить самостоятельно.

             В своей работе отдавали предпочтение формам и методам, которые стимулируют творческую активность, развивают самостоятельность и инициативность. Это следующие методы: наглядный, практический, проблемно-поисковый, пропедевтический; а также часто использовали творческие задания для детей и их родителей, игровые ситуации. Эти формы и методы помогают повышать познавательную активность детей, делают процесс обучения увлекательным.

            Познавательная деятельность детей приобретает творческий характер, когда используется метод проблемного обучения. Этот метод способствует подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Так, на одном из занятий дети и родители отправлялись в «поисковую экспедицию», где находили нужные предметы для оформления семейного древа. Важным фактором осознания прошлого является создание детьми образа, какого-либо героя, принятие на себя, его роли. На занятиях  девочки пробуют себя в роли хозяйки дома, мальчики в роли хозяина. Исполняя эти роли, дети подчиняются определенной системе правил, то есть действуют по правилам с использование определенных традиций. Для закрепления материала, использовали творческие задания, например, совместное составление мини- кроссвордов детьми и их родителями.

               В ходе реализации проекта оформлен музей по истории семей воспитанников: «Семейный альбом хранит наши судьбы». Было оформлено семейное древо каждой семьи, на котором помещены фотографии всех членов семьи. Некоторые семьи разработали и оформили символику, которая отражает особенности жизни семьи: герб, гимн, законы семейной жизни и устав. Были оформлены выставки «Семейные реликвии», «Семейная мастерская». Знания и умения, полученные детьми в процессе оформления, несомненно, пригодятся им в самостоятельной жизни – это традиции оформления фотоальбомов, семейного древа. Некоторые воспитанники совместно с родителями оформили альбомы «История моей жизни». Оформляя, его ребенок осознает свое прошлое, настоящее и будущее. Этот альбом, особенно дорог детям, потому что напоминает им о прошлой жизни. Хранится он в безопасном месте, и никто его не может брать и рассматривать без разрешения самого ребенка. В будущем этот альбом обязательно ему пригодиться для воспоминаний о прошлом и пополнит архив семейных фотографий.

             Таким образом, внедрение проекта позволило совершенствовать профессиональную подготовку педагогов в работе по приобщению детей старшего до- школьного возраста к семейным традициям; вовлечь родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; апробировать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий показывает: 100% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.