Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
статья (старшая группа) по теме

Васянкина Ирина Альбертовна

 Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Автор:    воспитатель    МБДОУ д/с № 20 «Дельфин»

                                                                              Васянкина И.А.,   г. Саяногорск.  

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

                            через семейные традиции

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                              Содержание

 

1.Важность и необходимость патриотического воспитания.

2.Семейные традиции как средство патриотического воспитания.

3.Заключение.

4.Список используемой литературы.

 

                                                                                                                                 

Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

На всех этапах развития педагогической науки, под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждалась цель, содержание и методы патриотического воспитания. В системе российского дошкольного образования в последние годы произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляются новые комплексные программы, где ставится проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.  

Важность и необходимость формирования патриотических чувств  у детей, особенно в наши дни, подтолкнуло меня заняться этой проблемой.

Патриотическое воспитание в детском саду- это процесс освоения, наследования  традиционной культуры. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к отечеству. Родина…Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своим родным и близким людям. Мама и папа, бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все доброе и незабываемое на долгие годы.

Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции.

          Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Семейные традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную среду жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно значимо в дошкольные годы, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода. Ведь семья является для ребенка   первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что без участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение семейных традиций в становлении личности ребенка, проведено анкетирование родителей. Анализ полученных результатов показал, что в современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением друзей, организация веселых игр, викторин и конкурсов, встреча нового года только в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних лакомств и украшением всей квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других – читать вместе и вслух; для отдельных семей характерны совместные походы; посещение всей семьей музеев или театров, а потом обсуждение увиденного. Но в основном анализ показал, что в большинстве современных семей дошкольников не приобщают к семейным традициям, несмотря на понимание родителями их значимости в воспитании ребенка, поэтому в детском саду объясняют родителям значение традиций в семейном воспитании. Проводятся встречи с родителями за круглым столом « А у нас в семье так ». На этой встрече родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как приобщать детей к традициям своей семьи. Мамы и папы делятся воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше всего запомнились им из детства. Особое внимание уделяется традициям, которые следует возродить: домашние игры( лото, анаграммы, шашки, домино, шахматы, словесные игры без предметов, всей семьей придуманные игры, иметь в арсенале игру – фаворит,  то есть постоянную и любимую всеми); совместное чтение по вечерам любимых сказок, былин, рассказов. Много пришлось поработать для того, чтобы убедить родителей в важности сохранения семейных  традиций, объединению детей и взрослых.

Дети в дошкольном возрасте любят рассматривать фотографии. Я считаю, что семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного воспитания детей. В группе оформлен «семейный уголок»,    где висят фотографии родителей с детьми, чтобы они всегда могли подойти и наедине с фотографией мысленно пообщаться с родителями, еще раз улыбнуться им, в то же время, играя, посмотреть на всех вместе со стороны. Предлагаю такие уголки родителям оформлять дома, чтобы дома на видном месте, в центре комнаты, висели семейные фотографии – прабабушек, дедушек .Для детей важно как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.

         Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной, предложила папам и мамам вместе с ребятишками сделать альбомы , в которых дети отразили знания о себе, своей семье, друзьях, делились своими сокровенными тайнами. Это позволило мне определить душевное состояние ребенка, познать его внутренний мир.

К 23 февраля дети вместе с мамами писали сочинения о папах, а к 8 марта уже папы с ребятишками писали сочинения о мамах. Сочинения для обоих родителей были сюрпризами, т.к. писались детьми в тайне от виновников торжества. Надо было видеть, сколько гордости за своих родителей испытывали дети, когда зачитывали их сочинения всей группе. Все сочинения были вывешены в приемной  под лозунгом «Хоть полсвета обойдешь – лучше наших мам и пап не найдешь!» Каждый из родителей  говорил о том, как приятны такие сюрпризы, как сближает это всех членов семьи между собой.

Родители вместе с детьми составляют генеалогическое семейное дерево, что способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Это помогает детям, да и их родителям глубже понять:

- корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства;

- семья – хранительница национальных традиций.

Проведена выставка на тему: «Чудо-дом», на которой дети с помощью родителей разместили семейные реликвии каждой семьи, связанные семейными увлечениями, традициями – рукоделие, коллекционирование, семейный театр. Рассматривая выставку, дети с гордостью рассказывали о тех экспонатах, которые принадлежат семьям, восхищались поделками, вышивками.

Рассказы, высказывания детей, суждения родителей позволяет утверждать, что предлагаемая работа не только знакомит дошкольников с сущностью семейных традиций, их значением и многообразием, но и способствует воспитанию гордости своим домом и семьей, стремлению продолжать семейные традиции.

Работая над этой проблемой, вижу определенные результаты:

- подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных взаимоотношений в семье;

- у детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и дальним родственникам;

- у детей правильно формируется важное социальное понятие семья, что является залогом успеха в воспитании будущего гражданина нашей Родины;

- дети стали более дружелюбны, заботливы, гордятся своими родителями.

Я уверена, что все это приведет к сближению детей и родителей, детей и их сверстников, а в хорошей, доброй, дружной семье вырастает настоящий гражданин и патриот своей Родины.

 

 

                         Список используемой литературы

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.

2.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

3.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.                                                                      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через рисование

Форимирование и развитие патриотических чуств у детей дошкольного возраста через рисование....

Формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через рисование

Форимирование и развитие патриотических чуств у детей дошкольного возраста через рисование....