Консультация для воспитателей "Особенности работы с детьми ОВЗ"
консультация

Гусманова Альтеншаш Калимулловна

Основные аспекты образования лиц с ОВЗ закреплены в статье 79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Но есть и нюансы, которые не имеют отношения к законодательству:
 

  • Переводить ребенка на специальное обучение нужно сразу после обнаружения проблем со здоровьем. Промедление может усугубить ситуацию.
  • Если ребенок учится в инклюзивном классе, важно работать не только с ним, но и с учениками без ограничений здоровья — сглаживать проблемы их взаимодействия с одноклассником.
  • Индивидуальный подход обязателен в работе с детьми с ОВЗ. В эту группу входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями — учить всех одинаково просто невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_ovz.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Основные аспекты образования лиц с ОВЗ закреплены в статье 79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Но есть и нюансы, которые не имеют отношения к законодательству:

Переводить ребенка на специальное обучение нужно сразу после обнаружения проблем со здоровьем. Промедление может усугубить ситуацию.

Если ребенок учится в инклюзивном классе, важно работать не только с ним, но и с учениками без ограничений здоровья — сглаживать проблемы их взаимодействия с одноклассником.

Индивидуальный подход обязателен в работе с детьми с ОВЗ. В эту группу входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями — учить всех одинаково просто невозможно.

В обучении нужно применять специальные методики и средства — в частности, компьютерные программы.

Образовательное пространство важно расширить далеко за пределы школы. Психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья должны заниматься не только учителя, но также родители и другие родственники, преподаватели в кружках по интересам и пр.

Дети со слабым здоровьем быстро утомляются, поэтому им нужен особый ритм обучения: больше отдыха, частые перерывы, изучение небольших блоков материала и пр.

Для большинства таких учеников характерна низкая работоспособность, слабая мотивация к учебе, нежелание действовать самостоятельно. Именно поэтому классический пассивный формат работы, когда школьник слушает речь учителя и читает учебник, в этом случае малоэффективен. Предпочтение нужно отдавать активным методикам и форматам: например, игровым ситуациям и тренингам.

Детям с ОВЗ нужна регулярная гимнастика. Чтобы снять напряжение в мышцах, можно на каждом уроке прерываться и делать несколько простых упражнений.

Эти нюансы подробно разбирают на курсах по работе с детьми с ОВЗ.

Методы и приемы для эффективного обучения

Работая с такими учениками, предпочтение лучше отдавать активным игровым методам. Они усиливают мотивацию к учебе, учат детей общаться с окружающими, импровизировать, помогают лучше усваивать материал. Хорошо подходит коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникационный метод. Для проверки уровня усвоения материала можно использовать методы контроля, а также само- и взаимоконтроля.

Есть много эффективных приемов для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Вот несколько примеров:

Использование картинных материалов. Подходит и для закрепления материала, и для небольшого отдыха во время занятия. В этом приеме заложено много техник. Пример — один из вариантов комментированного рисования, когда дети рассказывают о каких-то своих действиях (например, о прогулке), а учитель делает зарисовки на доске.

Использование буквенных или словесных вставок для доски. Пример — совместное разгадывание кроссворда. Особенность метода в том, что ребенок, который правильно выполнил задание или ответил на вопрос, сам крепит слово или букву на доску, и это воспринимается как небольшая награда или победа в соревновании.

Применение сигнальных карточек. Это могут быть карточки с цифрами или буквами, либо с вариантами «правильно / неправильно»  — учитель задает вопрос, и все ученики одновременно на него отвечают.

Сейчас уже есть хорошо проработанная база методик, способов приемов и технологий. Они используются в том числе при организации для детей с ОВЗ дополнительного образования — кружков, творческих студий, лабораторий, секций и пр.

Какое обучение нужно пройти, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями?

Первый вариант — выучиться на дефектолога в колледже или вузе. Он подходит, если у вас еще нет среднего или высшего образования, либо вы получили специальность, не связанную с психологией и педагогикой.

Второй вариант — пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, если у вас уже есть среднее или высшее образование. Мы предлагаем получить нужную специальность, не тратя время на изучение непрофильных дисциплин. Вы можете:

Пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы работать с дошкольниками.

Научиться работать с детьми с ЗПР.

Стать логопедом и помогать детям с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью и другими ограничениями.

Пройти курсы по сурдопедагогике и обучать детей с нарушением слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

Консультация для педагогов "Работа с детьми зимой на прогулке"

Чем занять и увлечь детей зимой на прогулке, как создать среду для двигательной деятельности....

Консультация для родителей "Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ"

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

Консультация для педагогов Работа с детьми по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия в ДОУ.

С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и т. ...

Консультация для родителей "Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ"

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное или включенное образование - т...

Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"

Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками  по  изучению прав ребенка....