Милосердие и сострадание
статья (подготовительная группа)

Семинар по теме: "Милосердие и сострадание, что делает нас человечнее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность: Воспитание милосердия у детей является одной из актуальных проблем. В нашем обществе резко произошло разделение имущественного неравенства. Происходит борьба за простейший уровень существования, созданы предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на прагматизме, эгоизме, равнодушии. Культ потребления, детская и подростковая наркомания, утрата смысла жизни, нравственная деградация – вот те характеристики, которые свидетельствуют о духовном кризисе в обществе. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе.

И сегодня хотелось бы затронуть тему нравственного развития ребенка, воспитание милосердия, воспитания таких качеств, как любовь к ближнему, способность к сопереживанию и состраданию, способность к самопожертвованию. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами дети всё чаще стали осознавать, что самым острым дефицитом у них стало человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.

Цель: формировать у детей чувства справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали.

Задачи: осуществить мероприятия по оказанию практической помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке.

Развивать у детей стремление по оказанию помощи близким, развивать представления детей о понятиях «добро», «зло», «дружба», их важности в жизни людей.

Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

Милосердие – одна из важнейших ценностей православного сознания, объединяющая в себе чувство отзывчивости, сострадания, умений радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом,

когда плохо другому.

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), заповедует нам Евангелие. Эти слова заставляют задуматься. Ведь не сказал же нам Господь, например: «будьте сильными, как и Отец ваш силен и могуществен». Значит, милосердие – это то, что наиболее уподобляет нас Богу, и, с другой стороны, то, что состоит в нашей власти.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается.

В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов переживают от того, что причиняли другим боль и вред. Например сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит не задумываясь лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.

Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Льва Толстого «Котенок». Рассказы В. Осеевой которая воспитывала у детей нравственность своими произведениями – «Волшебное слово» про грубого мальчика, который был невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой. Он научил его одному «волшебному» слову и все изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки найти не смог. Много поучительных сказок, где доброта и милосердие вознаграждается. Это сказки: «Морозко», «Крошечка - Хаврошечка», «Мороз Иванович» и др… Книги нам помогают думать, мыслить, открывают секреты, помогают ответить на многие вопросы. С книгами интереснее жить. Каждый из нас понимает, насколько важны книги. Сквозь века они передают учения, опыт, чувства, эмоции, мысли, истории людей. Детская книга - это первый мост, который мы строим к знаниям. Она помогает ребенку открывать двери в окружающий мир, дает базовые навыки и понятия, учит любить родных и близких, знакомит с традициями и особенностями своего народа. Для ознакомления с книгами в группах организована выставка книг: о добре, милосердии, дети с удовольствием рассказывают родителям о героях, которые им понравились.

Так же милосердию учат притчи, которые могут затронуть души детей: некоторые притчи предлагаю вашему вниманию.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно.

Вот такая притча.

Смысл притчи состоит в том, чтобы дать понять, что любой человек является ближним - и тот, кто попал в беду, и тот, который делает добро. –

Библейские притчи мало кого оставляют равнодушными, они полны мудрости и всегда остаются актуальными. Одной из самых трогательных историй является рассказ о добром самарянине. История о милосердном мужчине, спасшем совершенно постороннего несчастного человека, сеет зерна добра даже в самых черствых душах. Возможно, так происходит потому, что эта притча касается всех нас.

Я думаю, что эта притча заставит задуматься детей и взрослых.

Очень часто возникает вопрос - нужно ли воспитывать милосердными детей. И, главное, как воспитывать? В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, а милосердие - это милость сердца. Милость - любовь, нежность, мягкость.

В течение жизни человеку не раз приходиться обращаться за помощью к другим. Помощь – это поддержка, одного человека в жизни другого. Люди просят о помощи, когда самостоятельно справиться с проблемами трудно или невозможно. Просить помощи других людей естественно и нормально, это социальный навык. Не нужно бояться обращаться за помощью. Вот об этом мы взрослые должны говорить детям, чтобы в трудную минуту они не оставались со своей проблемой один на один и сами были готовы оказать помощь другим

Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать – тропинку - милосердия или равнодушия?

Милосердие – это рука любви, которой мы должны пользоваться постоянно и неустанно. Мир стал тесен от зла, людям нашего поколения нужно милосердие, как хлеб, воздух и вода.

Наши воспитанники помогают своим близким. Добрые дела начинаются с самого простого, это помощь близким и нуждающимся. Прошла выставка «Наши добрые дела». Дети рассказывали о помощи своим близким.

Суть воспитания, применяющегося в современной педагогике, тесно связана с мыслями и идеями, высказывающихся в таких элементах как поговорки и пословицы. Пословица – жанр фольклора, сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом («Что посеешь, то и пожнешь». Пословицы представляют собой воспитательное средство, направленное на воспитание определенных качеств личности, а также отражают советы, пожелания в труде.

Вот например:

  1. «Даешь другому – приобретаешь себе».
  2. «Верная указка – не кулак, а ласка».
  3. «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
  4. «Доброе слово доходит до сердца».
  5. «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
  6. «Жизнь дана на добрые дела».

Проведено занятие по теме: «Милосердие». Милосердие – это душевное качество, внутреннее состояние человека. Милосердный человек имеет следующие черты характера:

  1. сострадание и сочувствие;
  2. способность понимать другого;
  3. желание заботиться о людях;
  4. бескорыстное отношение;
  5. прощение оступившихся;
  6. терпимость к недостаткам людей;
  7. человеколюбие.

Понимание этого прекрасного качества формировалось у детей через игры: «Корзина добрых дел», «Волшебный стульчик». В конце занятия дети делали вывод, что даёт добро и милосердие. Были сделаны выводы: что доброта дает возможности становиться лучше самому, и помогает стать лучше окружающим людям; она даёт уверенность в себе; «Волшебный цветок добра» маленькие воспитанники воображали цветок добра и хорошего настроения. Поместив все это мысленно в своё сердце, они прочувствовали появление новых сил: здоровья, счастья, добра и радости. А добрые хорошие пожелания друг другу помогали понять положительные качества характера, мотивировали на совершение добрых поступков.

Ежегодно проводится акция: «Снежинка добра», очень приятно в канун Нового года получить такую снежинку с пожеланиями. Снежинки разлетаются по детскому саду и радуют пожеланиями своих обладателей. Целью акции является формирование чувств отзывчивости и доброго отношения к людям, путем вовлечение их в социально-значимые дела. Такие акции способствуют воспитанию таких ценностных качеств дошкольников, как доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие по средствам разнообразных форм оказания помощи другому. Объединение семьи в совместной творческой деятельности детей и родителей. Поддержка творческих достижений детей, родителей. В результате дети имеют представление о доброте, добрых поступках, новогодних пожеланиях.

Дети узнают стихи, пословицы о доброте, считалки о снежинках. Они станут охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

Так же мы присоединились к акции: «Старость в радость». Дети совместно с воспитателями изготавливали открытки. Дети трудились над изготовлением таких открыток с большой любовью и ответственностью.

Вот уже на протяжении нескольких лет празднуется день спасибо. В ходе акции посвященной «Всемирному дню спасибо» дети подарили цветки добра в методический кабинет, педагогам, на кухню, в медицинский кабинет со словами благодарности сотрудникам детского сада за их внимание и заботу, за сотрудничество, профессионализм и доброжелательность. Активное участие приняли родители воспитанников, так они на «лепестках» написали, кому бы им хотелось сказать спасибо в этот день.

Педагоги творят добро в стенах детского сада. В этом году была проведена работа по проекту «Неделя добра». За этот небольшой промежуток времени были проведены беседы о дружбе, понимании, заботе о близких, прошёл «день объятий», в ходе которого были проведены игры: «Добрые эльфы», «Доброе слово», целью проекта воспитание у детей положительных качеств характера и мотивировать детей на совершение добрых поступков, было воспитание нравственных чувств у дошкольников, нравственных качеств, любови к своему родным, уважительное отношения и сострадание к пожилым людям, развитие коммуникативных качеств личности ребенка. В детском саду было проведено несколько акций, под названием «Покормите птиц», «Мы – вместе!», «Ромашка добрых дел», «Копилка добрых дел». Благотворительная акция по сбору игрушек и канцелярских принадлежностей для детей из Донбаса. В акции принимали участие дети, родители воспитанников, коллектив детского сада.

В нашем обществе ощущается дефицит доброты, милосердия, уважительного отношения друг к другу, к окружающим, бережного отношения к природе... Поэтому проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных качеств у детей является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг них. Чтобы ребенок смог узнать не только о духовно - нравственных ценностях, но и открыть перед собой возможность для нравственных поступков.

Формирование морально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста проходит через формирование нравственных понятий, общей культурой общения и приобретение определенного социального опыта.

- формирование в самосознании детей представления о добре, толерантности, взаимопомощи, развитие культурно - межличностного общения, умение сообща работать над одним делом, уметь давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих и действительности в целом;

Позитивные эмоции вызвало творческое задание «Дерево добрых дел». Перед ребятами стояла задача вырастить такое дерево из собственных примеров хороших поступков. И если кому-то было сложно рассказать о своих добрых делах, ребята помогали и с удовольствием говорили о доброжелательности своих сверстников: трудился с родителями, покормил бездомную кошку, сходил по маминой просьбе в магазин, помог своей бабушке одеться, починил сестренке игрушку, подклеил книгу, полил цветы в группе. Также высказали мнение о вроде бы незаметных, но добрых поступках: сделал комплимент, пропустил вперед девочек и взрослых, улыбнулся при встрече, поздравил с праздником, рассмешил плачущего братика.

Конечно, весь мир не изменить, будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми и Вы увидите, как вокруг станет лучше. Завершая выступление хочется всем пожелать, чтоб хотя бы на капельку наша жизнь стала лучше, а горя и страдания в нашем обществе стало меньше. Несите миру свет и добро. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе. Тема " Милосердие и сострадание - что это такое?"

Цель занятия: формировать у старших дошкольников представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство  милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказ...

СОД "Милосердие и сострадание"

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей...

Открытое занятие в старшей группе на тему: "Милосердие и сострадание"

формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, дел...

Новости "Всемирный день милосердия и сострадания!"

Воспитаня в детях сотрадания, милосердия ко всему окружающему, желание и умение чувствовать чужую боль....

Беседы с дошкольниками «Что такое милосердие?» «Милосердие и сострадание!» «Мы разные - мы равные!»

Беседы с дошкольниками «Что такое милосердие?»«Милосердие и сострадание!»«Мы разные - мы равные!»...

Книги, которые учат милосердию и состраданию

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24183474","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

«Милосердие и сострадание»

laquo;Милосердие – это помощь от всего сердца, от всей души и это готовность прийти на помощь тем, кому нужна помощь, тем кто попал в беду»....