«Работа с семьей для развития поисково- исследовательской активности ребенка»
методическая разработка (старшая группа)

Пашкина Людмила Серафимовна

Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а образовательный процесс делает плодотворным и интересным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с семьей для развития поисково-

исследовательской активности ребенка»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

(В.А Сухомлинский)

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация поисково-исследовательской деятельности.

Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок - исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит познавательное развитие. С этой целью большинство родителей активно используют дополнительное образование: записывают ребенка на всевозможные кружки, секции всевозможные курсы подготовки к школе. Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется учебная и познавательная мотивация.

Необходимо показать родителям, что опираясь на природную любознательности и исследовательскую активность ребенка, не перегружая его, используя активные формы взаимодействия с ребёнком развиваем психические процессы, познавательную активность, тем самым осуществляя подготовку ребенка к школе, ребенок достигает целевые ориентиры. Поэтому нужно привлекать родителей к активной помощи в поиске решения проблем, в рамках поисково-исследовательской деятельности.

Задачи во взаимодействии с родителями :

  • во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности;
  • во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей;
  • в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по данной теме.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе можно привлечь родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Предложить родителям различные формы совместной исследовательской деятельности, предложить игры, активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье. Разработать консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Значение экспериментальной деятельности для детей»; «Научите ребёнка любить живую природу» и др. Объедениться с родителями воспитанников и поставить общую цель - повысить познавательно-исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Можно предложить различные эксперименты, например, «Такая необычная бумага». Дети на практике, в ходе экспериментов узнают о свойствах бумаги. Предложить провести этот эксперимент в домашних условиях, подготовить фотоотчёты и поделиться своими открытиями в детском саду. Благодаря помощи родителей, был собран интересный альбом «Такая разная бумага». Эксперименты: «Вода и бумага» пускать кораблики из разной бумаги, «Воздух и бумага» конструировать самолёты и ветродуи.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов.

Дети учатся анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов, наблюдений.

Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

Родители, учатся строить своё общение с ребёнком как, с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»...