консультация для педагогов
консультация (средняя группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация образовательной программы дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда
В традиционной практике было принято считать, что учитель-логопед играет ведущую роль в осуществлении коррекционно-образовательного процесса, взаимодействие между учителем-логопедом и воспитателем носило строгий, регламентированный характер, в котором логопед определял: что и как должен делать воспитатель. Изменения в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, повлекли за собой преобразования в выстраивании взаимодействия логопеда и воспитателя в осуществлении образовательной деятельности.
С введением ФГОС ДО в МБДОУ №312 была разработана и утверждена образовательная программа дошкольного образования, целями которой являются:
- Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Коррекция и развитие всех компонентов языковой системы в группах компенсирующей направленности для детей с туберкулезной интоксикацией с общим недоразвитием речи.
Реализация целей образовательной программы МБДОУ №312, в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи повлекла изменения в осуществлении образовательного процесса с учетом комплексно-тематического планирования. Это повлияло на изменение характера и содержания взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, как в планировании, так и в организации образовательного процесса, учитывая следующие принципы, которые задают новую стратегию этого взаимодействия:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-образовательного процесса, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля и родителей.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической и педагогической диагностики. Учитель-логопед и воспитатель предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями, учитывая структуру нарушения. Осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
- Принцип дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями в процессе воспитания у них правильной речи.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает, что образовательная тема проецируется на все виды детской деятельности. При таком всестороннем деятельностном подходе ребёнок более успешно осваивает те темы, в рамках которых осуществляется образовательная деятельность.
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателем, родителями и детьми.
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Таким образом, руководствуясь принципами и комплексно-тематическим планированием воспитателем и учителем-логопедом была разработана единая модель образовательного процесса с учётом ФГОС:
Совместная деятельность взрослых и детей | ||
НОД | В режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей |
Данная модель образовательной деятельности легла в основу разработки и реализации совместных групповых проектов по лексическим темам согласно комплексно-тематическому планированию.
Содержание образовательной деятельности осуществляется в двух формах:
- совместная деятельность взрослых и детей в непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей.
Функции учителя-логопеда и воспитателя в процессе образовательной деятельности.
Работа над лексическими темами.
Воспитателя и учителя-логопеда объединяет единая лексическая тема недели, а она в свою очередь сюжетна, социально-личностно значима, носит развивающий, деятельностный характер и задаётся общим комплексно-тематическим планированием. Образовательная тема проецируется на все виды детской деятельности. При таком подходе ребёнок более успешно осваивает те темы, в рамках которых осуществляется образовательная деятельность.
Ознакомление с лексической темой начинается в начале недели с появлением в групповом помещении игрового персонажа, который мотивирует детей на самостоятельность и инициативность. Дети «проживают» с героем на протяжении всего тематического периода, обсуждая мир явлений, вещей, отношений, социально-моральные нормы одновременно актуализируя этот лексический словарь.
Учитель-логопед | Воспитатель |
|
|
Работа воспитателя и учителя-логопеда при коррекции звукопроизношения.
Учитель-логопед | Воспитатель |
|
|
Подготовительный этап | |
|
|
Этап появления звука | |
|
|
Этап усвоения правильного произношения | |
|
|
Задачи взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи учителя-логопеда:
- Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
- Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
- Систематическое проведение коррекционной работы с детьми согласно их индивидуальным программам.
- Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОО и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.
Задачи воспитателя:
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
- Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных НОД по заданию логопеда;
- проведение групповых и фронтальных НОД по речевому развитию;
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью;
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале;
- проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи;
- обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе;
- повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье;
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в режимных моментах.
Всё пространство группового помещения является широкой наглядной базой для формирования словарного запаса у детей. В течение дня взрослые имеют возможность отслеживать звукопроизносительную сторону речи детей в различных видах деятельности и общения.
Педагогами группы созданы условия для самостоятельной деятельности детей посредством варьирования образовательной среды, которая активизирует деятельность и формирует новые потребности и новые формы активности, позволяет раскрыть индивидуальные особенности каждого ребёнка, и он осваивает только то, что ему интересно.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая является локомотивом в развития ребёнка. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом и воспитателем коррекционный процесс, позволяют значительно повысить эффективность работы. Родитель вливается в изучение лексической темы и активно проживает её вместе с ребёнком посредством выполнения творческо-познавательных работ, непосредственного участия в итоговых мероприятиях. Зачастую родители становятся инициаторами различных совместных мероприятий (конкурсы, викторины, мастер-классы, соревнования).
Проведение совместных тематических итоговых интегрированных мероприятий планируются педагогами группы согласно комплексно-тематическому планированию ДОО. Подготовка детей к таким мероприятиям осуществляется в процессе естественных видов деятельности и позволяет в игровой форме проявить им полученные знания, умения и навыки, в рамках которых организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики, что в свою очередь реализует основную цель образовательной программы МБДОУ, а именно, развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Взаимодействие логопеда и воспитателя с семьями воспитанников осуществляется в следующих формах: совместная работа логопедов с родителями; индивидуальные беседы и консультации; советы; рекомендации; памятки; анкетирование; тестирование; родительские собрания; пятиминутки; семинары-практикумы; круглый стол; «горячие линии»; открытые занятия; домашние задания; информационный стенд; родительские уголки; папки-передвижки.
Учитель-логопед | Воспитатель |
|
|
Для осуществления совместной работы воспитателя и учителя-логопеда были разработаны:
- перспективный план взаимодействия со специалистами;
- план взаимосвязи воспитателей и учителей-логопедов для организации коррекционно-образовательной деятельности во второй половине дня;
- планы на неделю по изучению и закреплению лексических тем, в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности МБДОУ;
- экран звукопроизношения речи, в котором отображаются индивидуальные этапы работы по автоматизации и дифференциации звуков речи у каждого ребенка;
В процессе взаимодействия педагогов использовались следующие формы:
- Совместное еженедельное планирование коррекционно-образовательной деятельности с детьми группы коррекционной направленности в рамках комплексно-тематического планирования.
- Оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях и логопедическом кабинете посредством организации предметно-пространственной среды для самостоятельной и непосредственной образовательной деятельности.
- Мастер-классы с целью оказания помощи педагогам в организации и проведении коррекционно-образовательной деятельности с детьми, основу которых составляют формы, методы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Главный девиз наших мастер-классов: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай – и ты научишься, сделай лучше нас!»
- Координированное планирование совместной деятельности по итогам коррекционно-развивающей работы, помогающее определить перспективы дальнейшей образовательной деятельности с детьми.
Таким образом, результатом взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя стало:
- Единые подходы к осуществлению образовательного процесса с учётом комплексно-тематического планирования с целью реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи согласно ФГОС ДО.
- Конкретизация способов взаимного действия педагогов, способствующих созданию условий для успешного развития личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; коррекции и развития всех компонентов языковой системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...