Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-2022_proekt_vmeste_my_odna_semya.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Проект по сотрудничеству с родителями
«Вместе мы одна семья»
Авторы:
творческая группа педагогов
(старший воспитатель Томчук И.И.,
воспитатели, инструктор по физической культуре Писарькова О.А.,
музыкальный руководитель Акимова К.С.)
Смоленск, 2019-2022 уч.гг.
Пояснительная записка
На основании Закона об образовании статьи № 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» родители (законные представители) несовершеннолетних несут ответственность за воспитание и обучение своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, статья 63, пункт 1; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1 потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие».
Актуальность.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.
Впервые в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" официально утверждено положение о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей. Обеспечение эффективного взаимодействия между воспитателями и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и вне семейного образования.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны ДС и семьи.
Цель проекта:
− Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
− Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей;
− Всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, при переходе детей из дома в детский сад;
Задачи проекта:
- изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, округе, городе;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации по вопросам воспитания, развития и оздоровления дошкольников проводят высококвалифицированные специалисты).
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основными направлениями проекта:
− Повышений педагогических знаний родителей (законных представителях) детей.
− Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
− Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников.
− Трансляция положительного опыта семейного воспитания.
Вид проекта: долгосрочный.
Время реализации проекта: сентябрь 2019 года - май 2022 года.
Участники проекта: воспитанники группы, родители (законные представители), воспитатели.
Ожидаемые результаты:
• Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком;
• повышение уровня педагогических знаний и умений;
• активизирование позитивного мышления, помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
• устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка среднего возраста в момент нахождения в ДОУ.
Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Информационно-аналитические формы:
Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. | |
Анкетирование | Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. |
Опрос | Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. |
Интервью и беседа | Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что неподвластно изучению другими методами), с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). |
Познавательное развитие:
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. | |
Практикум | Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей. |
Лекция | Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания |
Дискуссия | Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление |
Круглый стол | Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого |
Педагогический совет с участием родителей | Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей |
Родительская конференция | Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность |
Общие родительские собрания | Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей |
Групповые родительские собрания | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи |
Аукцион | Собрание, которое происходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме |
Вечера вопросов и ответов | Позволяют родителям уточнить вои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей |
Родительские вечера | Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок |
Родительские чтения | Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении |
Родительский тренинг | Активная форма взаимодействия с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным |
Педагогическая беседа | Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи |
Дебаты | Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон. |
Педагогическая лаборатория | Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях. |
План работы проекта
Месяц | Мероприятие | Цели и задачи | Ответственные |
Сентябрь | Совместная подготовка к учебному году Фотовернисаж «Воспоминания о лете». Беседа с родителями «Начинаем учиться вместе». Индивидуальная работа: анкетирование «Пожелания на год», консультация для родителей: «Методы нетрадиционного рисования» Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается или только вперёд» | Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ. Сблизить членов семьи в совместной работе. Ознакомление родителей с нетрадиционными техниками в рисовании, развивать желание познакомиться с деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость. Расширение взаимодействия между воспитателем и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами ДОУ на новый уч. год | Воспитатели, родители, дети |
Октябрь | Беседа с родителями: «Развитие ребенка 3-4 лет» Анкетирование «Семья и детский сад - единое образовательное пространство» Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия». Оформление наглядно-текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым - закаляйся!» Оформление папки-передвижки «Азбука для родителей» «Портфолио дошкольника». | Помочь родителям лучше разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях детей 3-4 лет. Продолжать привлекать родителей к совместной работе семьи и детского сада. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенне-зимний период. Дать рекомендации родителям о способах воспитания детей. Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада. | Воспитатели, родители, дети |
Ноябрь | Развлечение «День матери» Консультация: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки - помощники в воспитании детей» День добрых дел «Наши меньшие друзья» Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека) Оформление папки-передвижки «Поздняя осень» Конкурс совместных творческих работ с детьми ко дню матери «С папой мы рисуем маму…» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребенка Активизация родителей в работе у группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников ДО и родителей. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. Активизация родителей в работе у группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников ДО и родителей. Расширить представление детей и родителей о времени года «осень» Вовлечение родителей в детскую деятельность, раскрытие творческих способностей и воображения детей; расширение работы с родителями воспитанников. | Воспитатели, родители, дети |
Декабрь | Круглый стол «Воспитываем добротой». Родительский форум «Поговорим о нравственности». Родительское собрание «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют». Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом», «Как организовать выходной день с ребенком». Конкурс новогодних открыток и газет «Чудеса своими руками» Праздничный новогодний карнавал «Здравствуй, Новый год!». Папка передвижка «Зима и зимние приметы». Совместная работа с родителями и детьми «Наш волшебный городок». | Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе. Приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплочённость. Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы, зала. Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима». Привлечь родителей к совместной деятельности в постройке снежного городка на участке, активизация творчества родителей и детей. | Воспитатели, родители, дети |
Январь | Театрализованная деятельность - презентация театров. «Вечера в семейной гостиной». Информация: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?». Выставка рисунков «Игрушка моего ребенка» Марафон «Добрых дел мастера». Консультация: «Детские истерики» Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста». | Приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость. Сблизить членов семьи в совместной работе. Приобщать родителей к созданию предметно-пространственной развивающей среды. Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других. Ведение календаря добрых дел, разъяснения родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей, ответы на родительские вопросы, решение с родительским комитетом наград. Помочь родителям определить причины появления истерики у детей и способы их решения. | Воспитатели, родители, дети |
Февраль | Фотовыставка «Лучше папы друга нет». Папка-передвижка «Азбука общения с ребенком» Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках.» Физкультурное развлечение «Мой папа - самый лучший». Семинар-практикум «Играем с пальчиками». Коллаж «Профессии настоящих мужчин» (фотоколлаж, иллюстрации, коллаж из рисунков, альбомов и др.) Индивидуальная беседа о творческих способностях ребенка | Включение родителей в совместную деятельность. Обогащать педагогическое умение родителей новыми приемами в общении с ребенком Донести до родителей о том, насколько важно приобщать детей к здоровому образу жизни. Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность. Познакомить родителей с пальчиковыми играми, их влияние на развитие детей, мелкой моторики рук. Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей. | Воспитатели, родители, дети |
Март | Развлечение «Мамочки роднее нет». Тематическая выставка семейных поделок «Золотые руки наших мам». Оформление семейных фотогазет «Мы - мамины помощники» Оформление папки-передвижки «Детские конфликты» Совместное создание в группе огорода. (посадка лука) Консультация «Формирование самостоятельности у детей» Оформление стенда с информацией: «В здоровом теле, здоровый дух» (из жизни детей в группе: закаливание, физкультурные занятия, игры на свежем воздухе) Выставка детских работ «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (разнообразная техника) | Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Раскрыть умение родителей изготавливать поделки из бросового материала; воспитывать желание приносить детям радость, воспитывать удовлетворение от совместной работы Дать рекомендации родителям о способах разрешения детский конфликтов Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Усиленность ребенка в родительских видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно. Повышение педагогической культуры родителей. Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями | Воспитатели, родители, дети |
Апрель | Недельная акция «Зачем человеку детство?». Устный журнал для родителей с просмотром видео с обсуждением высказываний известных отечественных педагогов. Выставка «Наши таланты». «День открытых дверей» (просмотр различных видов физкультурных занятий, закаливающих процедур) День смеха. Наглядная информация: от детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!». Консультация «Дисциплина на улице - залог безопасности» | Познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности; задуматься об особенностях и закономерностях развития ребёнка дошкольного возраста; научить родителей видеть основные закономерности развития ребёнка. Привлекать внимание родителей к детской субкультуре. Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «физическое воспитание дошкольников в детском саду». Активизация педагогических знаний родителей. Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники. Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения. | Воспитатели, родители, дети |
Май | Дружеская встреча "Моя семья - лучше всех" (совместный игровой досуг). Итоговое родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей". Семейная акция «Мы выходим на субботник» Круглый стол «Азбука общения с ребенком» Памятка «Безопасность ребенка в быту» Анкетирование «Что вы ждете от детского сада в будущем году?» Памятка родителям на лето «Сбор природного и бросового материала» | Провести весёлый праздник с участием мам, пап, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год. Привлечь родителей к подготовке летнего оздоровительного участка Обогащать педагогическое умение родителей новыми приемами в общении с ребенком Нацелить родителей проявлять особое внимание к особенно подвижным детям в весенний пожароопасный период по их безопасному поведению Выявить у родителей их удовлетворенность работой детского сада. Помощь и вовлечение родителей в жизнедеятельность группового сообщества | Воспитатели, Родители, дети. |
Ожидаемый результат:
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с ФГОС ДОУ, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, с целью раскрытия его способностей и возможностей.
Укрепление доверительных отношений между педагогами и родителями, что способствует созданию благоприятных условий для развития ребенка.
Заинтересованность родителей в процессе воспитания и обучения детей, их участие в полноценном воспитательном процессе.
Повышение профессионального уровня педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Цель проекта:− Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;− Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную де...
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...
Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей. Обеспечение эффективного взаимодействия между воспитателями и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и раз...