Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Здравствуй, сказка».
рабочая программа (старшая группа)

Власенкова Ольга Алексеевна

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств у детей, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога), созданием положительного эмоционального настроя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdravstvuy_skazka.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

«Здравствуй, сказка!»

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств у детей, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога), созданием положительного эмоционального настроя.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, сопровождающие этот вид деятельности, совершенствуют речевой аппарат ребенка.

Цель программы

Организация коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Задачи

  1. Познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
  2. Развивать речевую культуру (звуковой культуры речи, диалоговой, связной речи).
  3. Развивать умения импровизировать с театральными куклами.
  4. Совершенствовать положительные эмоции и чувства у детей в процессе коллективной театрализованной деятельности.
  5. Воспитывать коллективные взаимоотношения в театрализованной деятельности

Особенностью программы «Здравствуй, театр!» является то, что вся работа воспитателя строится согласно пяти направления работы с детьми:

1 направление: Театральная игра

С помощью театрализованной игры детей учат ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

2 направление: Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

3 направление: Культура и техника речи

Проводятся игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

4 направление: Основы театральной культуры

Дети знакомятся с элементарными понятиями, связанными с профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

5 направление: Работа над спектаклем

Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работа с этюдами, постановка детского спектакля.

Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста в условиях кружковой деятельности. Встреча с детьми по программе проводится 1 раз в неделю, длительность занятия 25 минут (Количество в год - 33 академ. часа). Все занятия проводятся в игровой форме.

Однако следует заметить: акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Проектируемые результаты и способы их проверки.

  1. Ребенок знаком с основами театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

  1. У ребенка развита речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

  1. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

  1. У ребенка развиты навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

  1. Ребенок владеет основами коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Проектируемые результаты демонстрируются детьми во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений в театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов)

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов)

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов)

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Способы проверки результатов работы с детьми

Задание № 1

Разыгрывание сказки «Лиса и заяц»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения

  • Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лиса и заяц». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
  • Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют).

  • Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
  • Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  • Показ сказки зрителям.

Задание № 2

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи:

  1. побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец;
  2. меть использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки;
  3. проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения

  • Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  • Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  • Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  • Показ спектакля гостям.

Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество занятий

Теория

Практика

1

Семья, дружба

3

1

2

2

Этикет и эмоции

4

2

2

3

Времена года

5

2

3

4

Животные, птицы, насекомые

12

3

9

5

Сказки, волшебство

6

2

4

6

Итоговый показ родителям

3

3

Итого

33

10

23

Перспективно-тематический план

Октябрь

Тема

теория мин.

практика мин.

1

Путешествие в зоопарк стихотворение С.Я. Маршака «Где обедал воробей?»

5

15

2

«Волшебная корзиночка» – этюды на развитие движений и жестов.

10

10

3

«Старичок Лесовичок» Игра «Волшебное превращение»

8

12

4

«Волшебное зёрнышко» Игра «Что выросло в лесу»

5

15

Ноябрь

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Солнышко» – пальчиковые игры, имитация движений.

5

15

2

«Осенний лес» – упражнения на память физических действий и ощущений

8

12

3

«Художница Осень» – игра с движением, мини- сценка «Ёж-чистюля»

5

15

4

«Сказочный домик» – пальчиковые игры, чтение сказки «Три поросёнка»

10

10

Декабрь

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Кошкин дом» – ролевой театр по сказке (отрывок)

5

15

2

«Доктор Айболит» – игры на имитацию голоса

7

8

3

«Зимушка-Зима» – игра «Снежинки», игры на развитие речевого дыхания

10

10

4

Итоговый показ сказки для родителей

20

Январь

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Утка и утята» –проговаривание чистоговорок, пальчиковые игры

10

10

2

«Сказочный волшебник» – викторина «Из какой сказки я пришёл»

7

8

3

«Очень жить на свете туго без подруги или друга» – рассказывание сказки «Лучшие друзья»

10

10

Февраль

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Весёлые превращения» – ролевой театр по сказке (по желанию детей)

5

15

2

«Котёнок» – разучивание и проигрывание сценки

8

7

3

«Насекомые» – игра «Пчёлы в улье»

10

10

4

«Муха-Цокотуха» – стихи с мимикой и жестами

5

10

Март

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Воображаемое путешествие» – ролевой театр по сказке «Репка»

5

15

2

«Эмоции» – игры «Угадай эмоцию» и «Испорченный телефон»

5

15

3

Театрализованная игра «Корабль» – беседа, игра

10

10

4

«Животные во дворе» – артикуляционная гимнастика, скороговорки

7

8

Апрель

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Весна-красна» – беседа, игры

7

8

2

«Превращения» – ролевой театр по сказке Сутеева «Под грибом»

5

10

3

«Хозяйка и кот» – мини-сценка, пальчиковые игры

5

10

4

«Пчёлы в улье» – игра-пантомима, отгадывание загадок

7

8

Май

Тема

теория мин.

практика мин.

1

«Вежливые слова» – показ театра «Вежливые слова» по Э. Машковской

10

10

2

«Эмоции» – знакомство с пиктограммами

10

10

3

«Муха-Цокотуха» – игра «Договорим то, что не придумал автор»

5

5

4

«Заюшкина избушка» – игра «Скажи голосом героя сказки»

5

15

Материальное обеспечение программы

  • Ширмы настольные
  • Разнообразные виды театра:

плоскостной

теневой

театр картинок

театр на ложках

театр мягких игрушек

куклы би- ба-бо

театр зубных щёток

пальчиковый театр

театр резиновых игрушек

деревянный театр

перчаточный театр

бумажный театр

  • Декорации для театра
  • Детские музыкальные инструменты
  • Диски с записями
  • Маски, полумаски
  • Костюмы, уголок ряженья
  • Предметы – заместители

Методическое обеспечение программы

  1. Сценарии театральных постановок.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2001.
  3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  4. Хрестоматия по детской литературе. - М., 1996.
  5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии. – М., 2008.

Используемая литература

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии. – М., 2008.
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М., 2003.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2001.
  4. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. - М., 2002.
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 1999.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2004.
  8. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»

Общеразвивающая программа по  конструированию из конструктора "Лего"...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....