Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы «Кто любит труд – того люди чтут»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Серова Елена Валентиновна

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл safronova_serova_proekt_trud.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы «Кто любит труд – того люди чтут»

Воспитатели: Сафронова И.Б., Серова Е.В.,

дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 842»

Актуальность темы. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к труду.

Труд в дошкольном возрасте связан с игрой. Но уже в старшем дошкольном возрасте ребёнок  различает труд и игру и начинает понимать важность выполнения даже неинтересной, но необходимой работы. Виды и содержание труда старших дошкольников разнообразен и сложнее. Самообслуживание в этом возрасте такое, как помощь в уборке постели, мытье игрушек, уборка шкафа, уборка на веранде и т.д.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

 В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.

Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.

Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями. 

Проект ориентирован в конечном итоге на решение проблемы – формирование у дошкольников представлений о труде, его значении в жизни человека, накопление практического опыта, формирование навыков и умений.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников отношение к труду как ценности.

Задачи:

- ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду;

- познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей;

- формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание у них навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования;

- формирование у детей привычки трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи):

- формирование у детей уважительного, заботливого отношения к пожилым людям – любимым бабушкам и дедушкам, которые трудились всю жизнь в своей профессии и продолжают трудиться, выполняя много домашних дел для блага семьи.

Проект: среднесрочный.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Тип  проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети  подготовительной группы, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты:

- Владение знаниями о профессиях,  видах трудовой деятельности.

- Развитие уважения к труду взрослых.

- Обучение самостоятельно выполнять трудовые поручения.

- Воспитание иметь желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

- Воспитание вырабатывать стремление добиваться результатов в поставленных целях.

Для родителей:

- Владение знаниями в вопросах трудового воспитания дошкольников.

   - Совместная трудовая деятельность с детьми.

Для педагогов:

- Взаимодействие семьи и детского сада.

- Повышение педагогической компетентности в вопросах трудового воспитания дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный.

2 этап – Основной.

3 этап – Заключительный.

1.Подготовительный этап

- Подбор и изучение необходимой методической литературы, методических пособий, демонстративного и раздаточного материала.

- Обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями (консультации, беседы).

2. Основной этап

Работа с детьми

Образовательная область

Мероприятие

Задачи

1.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «Труд взрослых»

Расширить представления детей о труде, о важности трудовой деятельности в жизни человека.

Беседа «Профессии»

Объяснить детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни. Учить детей рассуждать. 

Дидактические игры «Профессии», «Что кому нужно», «Труд в городе, в деревне, дома».

Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о труде

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

2.

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафета «Собери корзину»

Расширять двигательный опыт каждого ребенка

Игра «Кто быстрее»

Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, гибкость.

Игры «Точный глазомер», «Ловкие, смелые», «Весёлый мяч»

Формировать устойчивый интерес к игре с элементами спортаспортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

3.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры «На стройке»;

«Супермаркет»;

«Детский сад»;

«Воскресный обед».

Воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость. Воспитывать у детей бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, педагогов, сверстников). Воспитывать уважение к труду взрослых.

Коммуникативные игры «Черное, белое», «Комплименты»,

«Паутинка»

Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками

Организация дежурства

Предоставить детям самостоятельность в выполнении работы, воспитывать ответственность за собственные действия;

стремление к полезной деятельности, демонстрация собственного трудолюбия и занятости.

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

4.

Образовательная область «Речевое развитие»

Составление рассказов по сюжетным картинкам Р.Буре

Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать уважение к труду.

Беседа «Терпение и труд всё перетрут»

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, учить детей рассуждать.

Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Формировать желание приносить пользу людям.

Учить детей рассуждать, делать выводы.

5.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование).

Рисование «Профессии»

Учить детей самостоятельно создавать красочные образы, развивать творческие способности.

Работа с родителями

1.

Беседа «Проект  по трудовому воспитанию в подготовительной группе»

Привлечь родителей к проектной деятельности

2.

Консультация «Трудовое воспитание в дошкольном возрасте»

Показать родителям важность трудового воспитания ребёнка

3.

Организация выставки семейного творчества «Кто любит труд – того люди чтут»

Развивать детско-родительские взаимоотношения

4.

Совместный субботник с родителями, детьми, педагогами.

Развивать детско-взрослые взаимоотношения в совместной трудовой деятельности во время субботника.

3.Заключительный этап

-Анализ проектной деятельности.

- Фотоотчет реализации проекта.

- Презентация результатов проекта «Кто любит труд – того люди чтут» на педагогическом совете.

Продукты проектной деятельности

- Совместный субботник с родителями, детьми, педагогами.

- Выставка семейного творчества «Кто любит труд – того люди чтут».

Полученные результаты:

Для детей:

- Дети знают профессии,  виды трудовой деятельности.

- Имеют уважение к труду взрослых.

- Умеют самостоятельно выполнять трудовые поручения.

- Имеют желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

- Стремятся добиваться результатов в поставленных целях.

Для родителей:

- Владеют знаниями в вопросах трудового воспитания.

Для педагогов:

- Активное взаимодействие семьи и детского сада.

- Повышение педагогической компетентности в вопросах трудового воспитания.

Источники:

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014
  2.  Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.
  3. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017 – № 2
  4. Бабина Н.В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
  5.  Бутылкина Г. Все профессии нужны, все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004 - №1. 7. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 – 136 с.
  6.  Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 20 с.
  8. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
  9. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 320 с. 39.
  10. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014 – 52 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Кто любит труд, того люди чтут!"

Представляю описание долгосрочного проекта "Кто любит труд, того люди чтут!", который был реализован с детьми старшей логопедической группы и их родителями....

"Кто любит труд, того люди чтут!" Осеннее развлечение

Помочь детям в праздничной игровой обстановке продемонстрировать  свои умения петь, танцевать, читать стихи. Повторить и закрепить знания об осени, как природном явлении...

Проект «Кто любит труд, того люди чтут».

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Проект «Кто любит труд, того люди чтут»

Cформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека, желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду....

Проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы Тема «Огород на окне»

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего Детского сада  в частности.Современные родители дошкол...

Проект "Кто любит труд - того люди чтут" старшая группа

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...