Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
консультация (подготовительная группа)

    Воспитание нравственности и патриотизма – задача государственной важности. Дошкольное детство – это пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно зародить интерес к истории своего народа, города, своей страны, заложить нравственные основы гражданских чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детство»

Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»

Дидактические игры по нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Сообщение на педагогическом совете

Подготовила: Носкова А.А.

2023г.

    Воспитание нравственности и патриотизма – задача государственной важности. Дошкольное детство – это пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно зародить интерес к истории своего народа, города, своей страны, заложить нравственные основы гражданских чувств.

   Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, семье, родному краю, традициям, культуре и истории. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить эти чувства, развить интерес к явлениям общественной жизни, доступных детскому пониманию. Формирование нравственных понятий и патриотических чувств – это сложный и длительный процесс, требующий постоянных усилий. Для достижения результатов необходимо использовать эффективные методы воздействия на ребёнка.

   Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством воспитания ребёнка. Дидактическая игра способствует развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению, закреплению и систематизации, расширению уже имеющихся представлений; происходит развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие умения делать выводы и умозаключения. Развивается речь детей: происходит пополнение и активизация словаря. Так же она способствует социально-нравственному развитию дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми, развивается умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли ведущего.

   Главная цель любой дидактической игры - обучающая, поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направленно на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, играя, он выполняет дидактическую задачу. В процессе игры дети знакомятся с достопримечательностями и историей родного края, своей страны, с народными традициями и культурой, воспитываются любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, детскому саду, малой родине.

   Предлагаю ознакомиться с дидактическими играми, в которые можно поиграть вместе с детьми. Они помогут не только развить детские способности, но и провести время с ребёнком интересно и познавательно.

Картотека «Дидактические игры»

Раздел 1 «Россия – родная страна»

«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

«Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (района, области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Подбери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры -Дети рисуют подбирают узор по образу, называют вид народного промысла.

«Скажи какая»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему

Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему.

Материал: загадки и картинки с отгадками

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку

«Русские матрёшки»

Цель игры:  познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Русская матрёшка - чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красой твоей любуемся,

Мы взор не отводя.

Матрёшка-чудо-куколка

Все любим мы тебя!

Динамическая игра «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны

Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку

Он Россию сохранил нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный, приложить руки к груди

Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево

Скачет юноша прекрасный шаг на месте

На серебряном коне.

Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо, влево.

И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак

Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс

Злой дракон у ног лежит показать руками

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны. поднять руки вверх

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

Раздел 2 «Родной город»

«Сложи картинку»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде зданий посёлка;

 учить складывать из частей целое.

Ход игры

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом детского сада, дома культуры и др.

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок.

«Найди пару»

Цель: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры

Карточки с изображением учреждений посёлка педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

«Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, посёлок, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу в посёлке …», ребёнок продолжает, называя свой посёлок, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…

«Наш детский сад».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

Раздел 3 «Природа родного края»

«Что за ягода такая»

Цель: познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в родном крае; развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

В комплект игры входят карточки с изображением ягод наших лесов.

«Кто такой?»

Цель: закреплять знания детей о животных, ; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые обитают в наших краях

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.

У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

- Подорожник прикладывают к ранке.

- Из крапивы варят витаминные щи.

- Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

- Из одуванчика делают полезный салат.

- Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

- Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

- Отвар цветков липы принимают при простуде.

«С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев родного края.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий листьев с участка.

- С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, с березы, с тополя, с рябины, с акации и т.д.

«Птицы нашего края»

Цель игры: формировать обобщённое представление у детей о зимующих и перелётных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания.

Варианты игры:

1. «Найди перелётных и зимующих птиц». Детям предлагается найти перелётных птиц и зимующих на картине.

2. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать и найти птицу.

3. «Найди по описанию». Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и находит птицу.

4. «Найди, кого назову». Необходимо найти птицу по названию.

5. «Найди, о ком расскажу». Педагог подбирает заранее произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети отгадывают и находят птицу.

6. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей и подготовительной группы может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

7. «Кого не стало?» Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну птицу. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

8. «Расскажи, чем питается». Педагог называет птицу, ребёнок находит и рассказывает, чем она питается.

«У кого какой домик»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога

Белке – дупло

 Раздел 4 «Они прославили Россию»

«Русские богатыри»

Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

 Ход игры                  

 На карте -  портреты богатырей под цифрами.  У детей цифры на столах.

Воспитатель:

- Отгадайте, о ком идет речь, и поднимите ту цифру.

Вопросы:

1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)

(Вольга Всеславьевич)

5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (3) (Илья Муромец) (6,7)

«Служу России»

Цель: Учить подбирать воинскую должность к виду войск (например: танк-танкист). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Игровое действие: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию.

«Защитники Отечества»

Цели:

1. Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2. Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Ход игры:

Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

Раздел 5 «Моя семья»

«Моих родителей зовут…»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.

«Все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

Раздел 6 «В кругу друзей»

 «Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

 «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова. знакомить с разными именами.

Материал:

Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля….

«Я люблю…»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности

Ход игры:

Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Узнай о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Интерес к родному краю, своей стране, городу нужно прививать ребёнку ещё в дошкольном возрасте. Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, с...

Консультация: Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Оно фо...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников " Семья"

Цель: -закрепить у детей представления о семье, ее членах;-проявлять заботу о родных людях; -развивать коммуникативные навыки детей; -воспитывать уважение к повседневному труду родителей; -...

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. «Угадай праздник»

Цель: отгадывать загадки, закреплять знания детей праздников, учить распознавать и называть их, рассказывать о символическом значении праздников и связанных с ними традиций. Развивать внимание, н...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Данная разработка будет востребована для работы воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...