Конспект занятия "Блокадный Ленинград"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ознакомление дошкольников с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт-Петербурга), с музыкальными произведениями военной тематики; формирование нравственных понятий; воспитание любви  к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx601.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Блокадный Ленинград»

Цель: ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Задачи: познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт-Петербурга), с музыкальными произведениями военной тематики; формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное; формирование нравственных понятий, способность чувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ, бережное отношение к хлебу.

Ход занятия (с просмотром презентации): 

2 слайд

Прослушивание 1 куплета песни «Вставай страна огромная»https://sun7-17.userapi.com/impg/gf_IH2c_gxPXNZs-HYDwTVqX0hH5aQo_MDwbpQ/3HaZkyEM-J4.jpg?size=800x533&quality=95&sign=e27ed59860021295f1bc07c58ff0d8d8&type=album

Муз.рук.: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём поётся в песне? (Ответы детей.)

Да, вы совершенно правы. Песня о войне.

Война – это очень страшно. В нашей стране было много войн, но самая жестокая война была с фашистами. Началась она тогда, когда еще не было ваших мам и пап, да и бабушки с дедушками еще не родились…

3 слайд 

  Муз.рук.: Фашисты убивали людей, разрушали города, взрывали мосты.

Весь русский народ встал на защиту своей Родины. Как в песне, которую вы сейчас слушали.

4 слайд    Муз.рук.:  Фашисты очень хотели уничтожить город Ленинград (ныне Санк-Петербург). Этот красивейший город изначально строился как столица. Захватчики хотели, чтобы вместо сказочных дворцов, прекрасных храмов остались только камни и развалины, пыль и пепел, обгорелая земля и ни одного человека…

5 слайд

Муз.рук.: Ленинград со всех сторон был окружён фашистами. В кольце блокады оказались дети, женщины, старики. Захватчики сбрасывали бомбы, вели стрельбу из пулемётов, танков по мирным жителям. В город нельзя было ни пройти, ни проехать. Невозможно было привезти еду, хлеб…

Настали страшные, голодные и холодные блокадные дни.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога  (запись воздушной тревоги). 

6 слайд    Бомбоубежище

Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорил  людям, что жизнь продолжается

(Звук  метронома).

Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и  согреем друга своим  теплом (дети подходят и обнимают друг друга).  https://sun9-77.userapi.com/impg/zojEw5PDkIU6igztQ01OmmImMU9u2q-WW9cPiQ/S7qKDU_-hwk.jpg?size=2560x1707&quality=95&sign=52c436a8e9a19fe7b6812959df1e5da4&type=album

8 слайд

Муз.рук.:  Вот такой кусочек хлеба выдавали по специальной хлебной карточке на целый день (показать кусок хлеба весом 125 г.)

Блокадный хлеб – это хлеб, испечённый по специально разработанному рецепту.

Блокадный хлеб  – это  надежда на выживание в суровых условиях. Ведь больше никакой еды не было – только вода, за которой надо было идти на реку Неву.

9 слайд

Физминутка «Пусть всегда будет мир!»

Пусть всегда будет солнце! поднять руки вверх над головой.

Пусть всегда будет небо! развести руки в стороны над головой.

Пусть всегда будет море! развести руки в стороны перед собой

Пусть всегда буду я! прижать ладони к груди.

Пусть всегда поют песни! наклоны головы в стороны.

Пусть всегда будут танцы! «пружинки»

Пусть всегда будут птицы! руки в стороны, взмахи руками

Пусть всегда будет мир! хлопки над головой

 

10 слайд

Муз.рук.: Ребята, а вы хотите узнать, как жили дети в блокадном Ленинграде? (Ответы детей.)

Тогда послушайте воспоминания девочки Вали, когда началась война, ей шёл четвертый год. Она была младше вас.

Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды, а Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе.

11 слайд     читает рассказ «Лист фикуса», написанный Валентиной Семенцовой.

Лист фикуса

Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название первого рассказа?

В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу.

У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.

12 слайд    Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…

Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась.

13 слайд     Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.

Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.

14 слайд     Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.

Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.

Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод…

15 слайд      Муз.рук.:  Ребята, вам жалко девочку? (Ответы детей.) Почему она ела листья фикуса? (Ответы детей.) Да, всё верно. Валя была голодная, поэтому она и ела листья. Мы с вами не голодаем, нам повезло, что мы живём в мирное время, едим хлеб, суп, кашу, сладости. Если бы мы жили в то время, то, наверное, как и она, тоже бы ели всё подряд, чтобы насытиться. А в листьях фикуса содержались витамины, благодаря которым девочка Валя и выжила, и написала об этом рассказ.

16 слайд

Муз.рук.: Чтобы помочь городу, по льду Ладожского озера вот такие грузовики везли хлеб в Ленинград, а обратно увозили детей, больных и раненых.

17 слайд

Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».   Но Ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась Блокадная ласточка. 
Это маленький жестяной значок, а на нем – ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда – этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды. 

18 слайд   Вся страна собрала силы для помощи родному городу. 27 января 1944 года было разорвано кольцо блокады! В город стала поступать еда, Ленинград стал оживать.

19 слайд

Муз.рук.: 

Люди Ленинграда, вы – герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!https://sun9-6.userapi.com/impg/O-7C2N3QjPlYDNc-kCM7XSpjS9qwi_z-VIXxTA/kxR6N29OFRI.jpg?size=2560x1707&quality=95&sign=a991af3bf1863da5d8ea4dc33ce9ea09&type=album

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

(Наталья Алексеева)

Муз.рук.:  Ребята, помните, что когда-то этот город сражался, погибал, но не сдался врагу! Давайте и мы будем так же сильно любить, беречь свою Родину, гордиться её красотой и славными подвигами её героев!

Предлагаю детям сделать блокадную  ласточку с письмом в клювике.

Предлагаю поиграть в игры. Дети делятся на две команды моряки и пехота.

«Перейди на другой берег» Ход:

Дети перепрыгивают с льдинки на льдинку.  

Воображаемые льдинки-обручи.

Конкурс:

 «Кто быстрее поднимет якорь».  

Ход:   намотать ленты с якорем на палочку.

Конкурс:

 «Займи место в танке»

 На полу раскладываются обручи. Под спокойную музыку дети-танкисты (не спеша двигаются в разных направлениях). С изменением характера музыки (увеличивается громкость) дети стараются «занять место в танке» (встать в обруч). Оставшийся ребенок выбывает из игры. При повторении игры убирают один обруч. Последний раз играют два участника. Выигрывает тот, кто  последним встанет в обруч.

Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Попробуем их  восстановить. Дидактическая игра:   «Разрезные картинки» https://sun9-26.userapi.com/impg/I13yP6uVEyPn_L5TErxuUuBDv26HQ28_3-Km5A/1evc8pLqaWU.jpg?size=2560x1707&quality=95&sign=166af22b1dc73624259ddf26200a7cc3&type=album

Дети собирают разрезные картинки на столе : иллюстрации памятников, обелисков, архитектурных сооружений.

Родителям воспитанников были розданы буклеты «По страницам блокадного Ленинграда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Блокада Ленинграда"

Конспект "Блокада Ленинграда"...

план-конспект "Блокада Ленинграда" для детей 4-5 лет

конспект к презентации для среднего дошкольного возраста "Ко дню снятия блокады"...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Конспект "Блокада Ленинграда"

Тема : «Блокада Ленинграда»Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «П...

Конспект "Блокада Ленинграда" старшая группа

Конспект создан для проведения тематических занятий с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД «Ленинград Блокада Память» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия с показом презентации на интерактивной доске...