Консультация для молодых специалистов «Игра в ДОУ».
консультация

Константинова Лариса Владимировна

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, познавательной деятельности, развитию речи и эмоционально-коммуникативным взаимоотношениям. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра в ДОУ23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых специалистов

«Игра в ДОУ».

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, познавательной деятельности, развитию речи и эмоционально-коммуникативным взаимоотношениям. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе

с детьми. При этом важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Он должен занять позицию «играющего партнера»,

с которым ребенок чувствовал бы себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, т.к. к сюжетной игре они не применимы.

Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его

этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

В  педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Организация игры в первой младшей группе

Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен

учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а так же игровой опыт, приобретенный в семье. Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые «катающиеся» предметы, которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д.). Затем педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей. «Я сейчас покормлю куколку, она есть хочет. Вот кашка в тарелке, кушай, дочка». Дети  должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам. На данном этапе игровые предметы, используемые в игре, должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее. После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера-взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель начинает формировать игровые действия с предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо мыла). Овладение ребенком действиями с предметами заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию свидетельствуют о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

Организация игры во второй младшей группе

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает ребенка к тому, что он и сам может быть кем-то иным – «понарошку» мамой, доктором и т.д. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. Поэтому, прежде всего, ребенка нужно научить принимать на себя игровую роль (я шофер) и обозначать ее для партнера.

Научить осуществлять специфичные для роли предметные действия, развертывание ролевого диалога. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя. Взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на друга. Еще одним приемом является игра воспитателя с небольшой подгруппой по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия «Репка», «Колобок»…

В этом случае игра должна быть импровизацией, а не «театрализованным действием» – не следует требовать от детей точного воспроизведения текста сказки, достаточно воспроизведения ее общего смысла. Следует иметь в виду, что эпизоды ролевого взаимодействия со сверстниками еще очень кратковременны, в период свободной деятельности ребенок может поменять несколько партнеров, вовлекая их в свою игру или подключаясь к ним; совместная игра перемежается индивидуальной и другими свободными занятиями (рисованием, конструированием); к концу дня дети в детском саду обычно устают от общения и более склонны к индивидуальной игре, для которой должны иметь все возможности.

Организация игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками. Чтобы подключиться к игре с другими детьми, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров. Возможны ситуации, когда дети играют вдвоем-втроем, а по ходу развития сюжета появляются новые персонажи (роли). В таких случаях важно научить ребенка менять первоначально принятую роль на новую. Необходимы эти умения и в индивидуальной игре, где развитие сюжета связано с последовательным выполнением ребенком нескольких ролей, с действиями за кукол, которым ребенок приписывает разные роли.

Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Дети должны иметь полную свободу выхода из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия.

Организация игры в старшей и подготовительной группах

У старших дошкольников увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Каждый из детей стремиться воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события наращиваются как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры.

Ребенок должен овладеть более сложным способом овладения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров.

От совместной игры воспитателя с детьми во многом зависит  эмоционально насыщенная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие.

Рекомендуемая литература:

  • Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация детской игры в детском саду», Линка-Пресс,2009.
  • М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет»,

         Мозаика-Синтез, 2014.

  • В. Волина «Учимся играя», М: Новая школа, 1994.
  • Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для

старших дошкольников» практическое пособие, ООО Издательство «АЙРИС-пресс», 2008.

  • Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», для детей 2-7

лет. Мозаика-Синтез, 2015.

  • Н.Ф. Губанова « Развитие игровой деятельности» (разный возраст).

Мозаика-Синтез, 2014.

  • Е.А. Алябьева «Поиграем в профессии», занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. ООО «ТЦ сфера-2014»
  • Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с ребенком», Москва,

«Обруч», 2012.

  • В.А. Деркунская, Н.А. Харчевникова «Педагогическое сопровождение

сюжетно-ролевых игр, для детей 4-5 лет». ООО «Центр педагогического

образования-2012»

  • Н.В. Коскова «Поиграй со мной» развивающие игры и упражнения 3 лет. «Сибирское университетское издание 2007г.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...

Консультация для молодых специалистов Подвижные игры для детей первой младшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24658419","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...

Консультация для молодых специалистов «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»...

Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»

Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»...