Консультация для педагогов "Занимательная математика"
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Сергиево – Посадского городского округа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

дошкольное структурное подразделение 1

Московская область, г. Сергиев Посад, ул.Железнодорожная д.22 «б»

Консультация для педагогов

«Занимательная математика»

Подготовила воспитатель: Чирвина Л.В.

Январь 2024г

В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии?

(Н. Е. Жуковский)

Математика – наука сложная. Она включает в себя сложные для понимания ребёнка пласты знаний.

 На занятиях   по формированию элементарных математических представлений в детском саду мы знакомим дошкольников с цветом, формой, счётом, размером, учим ориентироваться во времени и пространстве. Детям сложно осмыслить многие из этих понятий. Наша задача, как педагогов, сделать математику не занудным еженедельным испытанием способностей, а делом занимательным, весёлым и интересным. И мы вполне способны это сделать. Нужно лишь разнообразить формы и методы работы.

Традиционно на занятиях по ФЭМП мы работаем за столами с различными раздаточными материалами или с доской. Это, безусловно, одна из важнейших форм работы. Но не стоит забывать, что она далеко не единственная. Закреплять полученные знания лучше используя традиционные формы работы. Их очень много. Перечислим некоторые из них:

- Викторины.

- Математические праздники.

- Игры-путешествия.

- Математические КВНы.

- Квесты.

- Математические сказки.

О наиболее интересных формах работы, таких как математические сказки и квесты, поговорим подробнее.

Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность. В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Дети любят решать задачки. В задачках дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Волк и семеро козлят» дети знакомятся с порядковым счётом.

Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице).

С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и «сравнении большой и маленький». Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.

Перейдем к следующей форме -квесту. Что такое квест? Квест (поиски) (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений— один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Квесты «педагог – дети» форма организации детского коллектива, с целью создания мотивации и обобщения знаний. Такие квесты могут быть итогом тематической недели, или приуроченные к празднику, например – дню рождению.

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в  в музыкальный зал. Так и на природе, во время прогулки или экскурсии.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше обычного занятия, и составляет:

- 20–25 минут для младших дошкольников;

- 30–35 минут для детей средней группы;

- 40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов:

линейные – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

штурмовые – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

кольцевые – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определенной последовательности:

1. Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего щенка.

Организационная часть квеста также включает:

- распределение детей на команды (8 – 10 человек);

- знакомство с правилами;

- раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

2. Экспозиция – прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

3. Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

 Примеры вопросов для проведения аналитической беседы :

- Что вызвало наибольший интерес?

- Что узнали нового?

- Что показалось трудным?

- Довольны ли вы своими результатами?

- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута:

Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.

Карта – изображение маршрута в схематической форме.

«Волшебный экран» - планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:

- написать «секретное письмо» - ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;

- искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;

- спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Однако необходимо помнить:

1. Для наилучшего усвоения знаний применять их следует в новых условиях, отличных от тех, что были на занятиях.

2. Игры с математическим уклоном должны быть интересными, предоставлять возможность для проявления инициативы.

3. Организовывать игры необходимо так, чтобы в них возникала необходимость для применения знаний.

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:" Математика для дошкольников"

Советы родителям о том,как знакомить дошкольников в игровой форме с элементарными математическими понятиями....

Консультация для педагогов "Математика вокруг нас."

В консультации предлагаются некоторые методы и формы для развития у детей математических способностей  с использованием развивающей среды....

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Математика глазами детей , родителей , педагогов» под тема «Занимательные формы работы при изучении детьми математики».

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников....

Консультация для родителей "Математика для дошкольников"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Консультация для родителей "Математика для дошкольников"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

консультация для родителей "Математика для малышей"

Предлагаем вашему вниманию практический материал, который родители смогут использовать дома, развивая математические способности  ребёнка....

Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»

Консультация для родителей«Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»...