Картотека игр для раннего возраста исследовательская деятельность
занимательные факты (младшая группа)

Михайлова Анастасия Александровна

Картотека игр  для раннего возраста

исследовательская деятельность

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_rannego_vozrasta.docx234.91 КБ

Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ логотип новый.jpg

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Картотека игр  для раннего возраста

исследовательская деятельность

 Ребенок умывается

        

воспитатель

Михайлова Анастасия Александровна

Муравленко, 2023

                   Картотека игр  для раннего возраста

                      (исследовательская деятельность)

ИГРА "СЮРПРИЗ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность и тактильное восприятие,

стимулировать интеллектуальное развитие.

Оборудование: большая пластиковая банка, фасоль, пластмассовые игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: детки, посмотрите, что я нашла, какая большая баночка.

Интересно, а что там внутри?

Воспитатель открывает крышку и приглашает детей по очереди рукой

проверить, что там внутри. Дети ищут в большом количестве фасоли

небольшие игрушки.

Воспитатель: ищите, там должен быть сюрприз. Анечка, кто это, кого ты

нашла? Это собачка. А как собачка лает? Дима, а ты кого нашел? Это котик.

Как котик кричит?

ИГРА "ЗАПАХИ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, развивает обоняние,

умение различать запахи.

Оборудование: лук, мандарин, туалетное мыло.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам

мешочек, а что же в нем?

Воспитатель поочередно достает разные предметы и предлагает детям

понюхать.

ИГРА "НАЛИВАЕМ ВОДУ"

Цель: учить экспериментировать, развивать аккуратность и координацию

движений.

Оборудование: небольшие пластиковые бутылки, большая миска, кораблик.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите: этот кораблик хочет отправиться в плавание, но в

озере нет воды. Как быть? Давайте нальем ему воду.

Дети получают пластиковые бутылки и по очереди наливают в миску воду.

Затем воспитатель опускает в воду кораблик и предлагает детям подуть на

него.

ИГРА "ЧТО В КОРОБОЧКЕ ЛЕЖИТ"

Цель: развивать

интеллектуальное развитие.

исследовательскую деятельность, стимулировать

Оборудование: игрушечная птичка, коробочки, наполненные разными

предметами (счетные палочки, пуговицы, камушки).

Ход игры: Прилетает птичка, приносит коробочки, наполненные разными

предметами.

Птичка: Целыми днями я летаю, летаю, всякую мелочь собираю. Все

коробочки уже полные, не хотите посмотреть какие у меня сокровища?

Птичка дает детям коробочки.

Птичка: открывайте коробочки, смотрите, сто там.

Дети рассматривают, трогают, высыпают, могут обмениваться предметами.

ИГРА "ПЕРЕЛОЖИ ФАСОЛЬ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и

координацию движений.

Оборудование: миски, фасоль.

Ход игры: Перед ребенком ставится две миски: одна пустая, другая с

фасолью. Воспитатель показывает, как перекладывать фасоль с одной миски

в другую (захватывая двумя пальчиками, захватывая ладонью).

ИГРА "ПЕРЕЛОЖИ ГОРОХ ЛОЖКОЙ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и

координацию движений.

Оборудование: баночка, миска, горох, деревянная ложка, игрушечный

петушок.

Ход игры:

Воспитатель: детки, к нам пришел петушок, он хочет кушать, давайте его

накормим.

Воспитатель ставит перед петушком миску, а детям по очереди передает

баночку с горохом и просит достать из нее ложкой горох и положить его в

миску

ИГРА "ТОНЕТ - НЕ ТОНЕТ"

Цель.учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: небольшие пластмассовые мячи, большая миска с водой.

камушки.

Ход игры:

Воспитатель: детки к нам в гости пришел утенок. Посмотрите: он принес

мешочек. Что там?

Утенок предлагает детям проверить: что тонет, а что не тонет.дети по

очереди достают из мешочка предметы и опускают в воду.

Воспитатель комментирует: «Буль, утонул!», «Не тонет!»

ИГРА «ОТОЖМИ ГУБКУ»

Цель: развивать исследовательскую деятельность и мелкую моторику рук.

Оборудование: цветные, поролоновые губки, таз с водой.

Ход игры:

Воспитатель дает губку ребенку в руки, затем просит опустить в воду.

Затем вынимает и держит над тазиком и отжимает руками малыша: «Вот

сколько вводы в губке». Повторяет несколько раз.

ИГРА "СОБЕРИ ШИШКИ"

Цель: учить экспериментировать, развивать основные движения.

Оборудование: игрушечный мишка, корзинка, шишки.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам

корзинку с шишками. Ой, мишка рассыпал все шишки, помогите ему

собрать.

Дети собирают шишки. Воспитатель не торопит детей, дает возможность

каждому ребенку внимательно рассмотреть шишки, потрогать их.

ИГРА "ЛОВЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ"

Цель: учить наблюдать: как получаются мыльные пузыри, развивать

двигательную активность.

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход игры:

Воспитатель надувает мыльные пузыри и обращает внимание детей: какие

они разные - большие и маленькие. Учит ловить их.

ФОКУС "ПУЗЫРИ В БУТЫЛКЕ"

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые бутылочки с мыльной водой.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам

волшебные бутылочкизайка трясет свою бутылочку, дети наблюдают как появляется пена. Затем зайка предлагает детям попробовать.

ИГРА "ЧТО В МЕШОЧКЕ?"

Цель: учить обследовать предметы на ощупь.

Оборудование: два мешочка, пластмассовые кубик и шарик.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам

мешочки. Что же в них?

Зайка предлагает детям ощупать мешочек и определить, что там: кубик или

шарик.

ИГРА С ШУМИЛКАМИ.

Цель: учить экспериментировать, различать разные звуки.

Оборудование: пластиковые бутылочки с разной крупой (с горохом,

фасолью, рисом, манкой).

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите, что у меня есть. Какие интересные

бутылочки, Они не простые. Это шумилки - они шумят!

Воспитатель предлагает детям потрясти бутылки. Побуждает прислушаться:

какие разные бывают звуки.

ИГРА «ДОЖДИК»

Цель: развивать исследовательскую деятельность и координацию рук.

Оборудование: лейки с водой, таз.

Ход игры:

Воспитатель лет воду из лейки в таз: «Дождик». Повторяет несколько раз.

Затем предлагает ребенку попробовать самому выполнить задание.

ИГРА «ЦВЕТНАЯ ВОДА»

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые прозрачные баночки с водой, акварельные

краски (красный, синий, зеленый, желтый), кисточки.

Ход игры:

Воспитатель показывает, как можно покрасить воду, обмакнув кисточку в

краску опустить ее в баночку с водой. Затем предлагает детям попробовать

ИГРА «ЧТО В КОРОБКЕ»

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик,

свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с

фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь

шкафа и во все углы.

- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

- Пойду искать! - сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

- А я не боюсь! - весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и

как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и

отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что

нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь

или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри

неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в

коробке стало светло, рассказывает о других источниках света - фонарике и

лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети

увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае

лучше видно, и делает вывод о значении света.

ИГРА «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Цель: познакомить с естественным источником света - солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью

зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как

солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра.

поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем

встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более

эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия:

«Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик - быстро бегает! Ой, а теперь он

на потолке, не достать… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка

станет вам самой лучшей наградой.

Считалочка - купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто. )

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну. )

Ну а после - отдыхаем!

В ванночку - бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка

движется по направлению движения их руки, а так же она переливается,

льётся.

ИГРА «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными

предметами - губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая

груша, ванночка с водой.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка

заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько

интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и

ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике

тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это

здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по

трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И

потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых

домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А

сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу

и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик,

приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите

ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку.

Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью

То же самое проделайте и со шприцом.

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и

тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и

кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые,

плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера

мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то

сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может,

потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала

он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок,

других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и

подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться

на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку)

и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например,

камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте

ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите

ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул

он тяжёлый!

Лепесток плавает - он лёгкий!».

Игра «Водопад»

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление

движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово, Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют

наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и пс

картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы

лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что

вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобок

по-другому (направление движения воды изменится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности

Картотека опытов и экспериментов по позновательно-исследовательской деятельности в средней группе (вода, воздух, песок)....

Картотека игр для раннего возраста (исследовательской деятельности)

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Картотека по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Развитие экологического сознания....

Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности

Название опыта, его задача, описание хода дейтствия....

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Картотека игр по познавательно-исследовательской деятельности. Старший дошкольный возраст

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит:&la...