Педагогический проект Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Аникьева Галина Ивановна

Педагогический проект

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание

детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Аникьева Галина Ивановна

                                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МДОУ «Приморский детский сад»

                                                Педагогический проект

                        Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание

                                      детей младшего дошкольного возраста»

               Подготовила: воспитатель

                                                                                                  Аникьева Галина Ивановна

        II группа раннего возраста

                                                  п. Приморский 2023 г.

Постановка проблемы

«Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны – не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие».

                                                                                                                          К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки нравственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Тип проекта: среднесрочный, познавательный, коллективный

Участники проекта: воспитатель, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.

Сроки реализации: сентябрь 2022г.  -  май 2023г.

Этапы реализации проекта

I этап - Подготовительный (сентябрь-октябрь)

На подготовительном этапе организуется педагогический процесс, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование.

II этап - Основной (ноябрь-апрель)

На этом этапе проходит реализация мероприятий по трем направлениям: воспитатели, дети, родители.

III этап - Обобщающий (май)

Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.

Цель проекта - создание условий для ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Задачи:

1. Создать предметно – пространственную развивающую среду;

2. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности;

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Результатами реализации проекта являются:

- пополнение предметно – развивающей среды;

- создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обычаях;

- сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре;

- формирование представлений о родном крае, семье, детском саде.

Актуальность

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

                                                                                                                                 Д. С. Лихачев.

                                                                                                                                                                                 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п.1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Результатом нравственного воспитания детей становится проявление в личности определённого набора нравственных качеств. Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров.

Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых живёт ребёнок, и от средств и методов воспитания.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – своей семье. И родной двор, где он гулял не раз, и то место, где родился и вырос, и детский сад, где он получал радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок!

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в ней за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности ребёнка невозможно без воспитания без воспитания и уважения к духовным ценностям.

      Патриотическое воспитание дошкольников это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание ребёнка – основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

        Кроме того, Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Поэтому, читаю целесообразным формировать в детях патриотические чувства: любовь к Родине, воспитывать моральные и нравственные ценности, принятые в обществе, дать детям представления о праздниках и традициях каждого народа, уважительное отношение к семье и обществу, начиная с младшего дошкольного возраста.

        Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.

      Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема моего проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

                                         План реализации проекта

              Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1

Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста»

Сентябрь

Воспитатель

2

Изучение опыта коллег по данной теме

Сентябрь

Воспитатель

3

Разработка программы, перспективного плана работы с детьми, коллегами и родителями

Октябрь

Воспитатель

4

Разработка и обогащения плана предметно-развивающей среды: подбор иллюстраций, художественной литературы, пособий (ложки, свистульки, матрёшки, шкатулки); различных игр (русских народных, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых)

Октябрь

Воспитатель

5

Организация в групповом помещении уголка по нравственно-патриотическому воспитанию

Ноябрь

Воспитатель

Родители

6

Проведение родительского собрания по патриотическому воспитанию по теме: «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм»

Ноябрь

Воспитатель

Родители

7

Консультация для родителей по данной теме. Памятка для родителей.

Ноябрь

Воспитатель

Родители

8

НОД по теме: «Зайчик В детском саду»

Декабрь

Воспитатель

Дети

9

Выставка новогодних поделок «Новогодняя игрушка», украшение группового помещения к празднику, заучивание стихотворений про ёлочку, Деда Мороза.

Декабрь

Воспитатели

Родители

10

Новогоднее развлечение для детей «Новогодний колокольчик»

Декабрь

Родители

Дети

Родители  

11

Оформление стенгазеты «Как я провёл новогодние праздники»

Январь

Родители

Дети

12

Продуктивная деятельность. Рисование «Рождественская звезда»

Январь

Воспитатель

Дети  

13

Сбор фотографий в фотоальбом «Моя семья». Коллаж «Семейное древо»

Январь

Воспитатель

Родители

14

Оформление уголка «Народно-прикладное искусство»

Январь

Воспитатель

15

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»

Январь

Воспитатели всех групп

16

НОД по нравственно- патриотическому воспитанию «Милости просим, гости, дорогие».

Февраль

Воспитатель

Дети  

17

Папка- раскладушка «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей)

Февраль

Воспитатель

Родители

18

Спортивный праздник, посвящённый 23февраля (открытка-подарок для папы)

Февраль

Воспитатели всех групп

Дети  

Родители

19

Выставка книжек-малышек по потешкам, загадкам, русским народным сказкам

Февраль

Воспитатель

Родители

20

НОД по теме: «В гости к кошке Мурке»

Март

Воспитатель

Дети

21

Развлечение «Мамин праздник»

(изготовление подарков для мам и бабушек)

Март

Воспитатели всех групп

Дети

Родители

22

Развлечение «Проводы русской зимы»

Март

Воспитатели,

Дети всех возрастных групп

Родители

23

Составление картотек:

-русские народные подвижные игры,

-развитие речи (чистоговорки, скороговорки),

-использование потешек в режимных моментах.

Март

Воспитатель

24

Продуктивная деятельность. Рисование «Пасхальные яички»

Апрель

Воспитатель

Дети

25

НОД по нравственно- патриотическому воспитанию «Матрёшка в гостях у ребят»

Апрель

Воспитатель

Дети

26

Дидактическая игра «Собери матрёшку», разрезные картинки.

Продуктивная деятельность.

Рисование матрёшки.

Апрель

Воспитатель

Дети

27

Рекомендации для родителей по домашнему чтению: русские народные песенки, потешки.

Апрель

Воспитатель

Родители

28

Участие в семинаре

«Театрализованная деятельность по сказке «Курочка-ряба»

Апрель

Воспитатель

Дети

29

Рассматривание иллюстраций: Праздник «День победы».

Май

Воспитатель

Дети

30

Презентация «Мой прадед-герой»

Май

Воспитатель

31

Обобщение результатов работы.

Май

Воспитатель

32

Презентация проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Май

Воспитатели всех групп

33

Участие в педагогических конкурсах

Май

Воспитатель

32

Участие в конкурсах с творческими работами детей.

Май

Воспитатель

Дети

Выводы

1. Сформирована предметно –пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.

2. Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о нравственно-патриотическом воспитании, русском народном искусстве, народном быте,   традициях, обычаях, праздниках.

3. Дети познакомились с истоками русской народной культуры через различные виды деятельности: чтение, заучивание, продуктивную деятельность, игры и т.д.

4. Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Список литературы:

  1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987- 240с.

Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.

  1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС
  3. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков. ,1996.-127с.

                                                                                                                                                           Приложение 1

 Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

ноябрь

Тема:

«Во саду ли, в огороде»

Пр.сод.: познакомить детей  с огородом детского сада./с.30/

Тема:

«Чудесный сундучок»

Пр.сод.: познакомить детей с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах./с.31/

Тема:

«Как у нашего кота»

Пр.сод.: познакомить детей с обитателями «избы» - котом Васькой.

Заучивание потешки

«Как у нашего кота»/с. 32/

Тема:

«Ходит сон близ окон»

Пр.сод.: ознакомить  с колыбелькой (люлькой,

зыбкой), колыбельными песнями/с.29/

декабрь

Тема:

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Пр.сод.: познакомить детей с рукомойником. Разучивание потешки

«Водичка, водичка, умой моё личико»./с.34/

Тема:

«Идёт коза рогатая»

Пр.сод.: познакомить детей с новым обитателем «избы» -козой Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза рогатая»./с.34/

Тема:

«Ух ты, зимушка-зима»

Пр.сод. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Дать детям новые понятия: «рукавички», «валенки»./с.36/

Тема:

«Сундучок Деда Мороза»

Пр.сод.: учить детей отгадывать загадки о зиме, зимней одежде./с.36/

январь

Тема: «Пришла коляда-отворяй ворота»

Пр.сод.: знакомить детей с Рождеством/с.37/

Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Пр.сод.: знакомить детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»/с.37/

Тема:

«Гость на гость-хозяйке радость»

Пр.сод.: познакомить  детей с медвежонком Мишуткой.

Лепка посуды./с.38/

Тема:

«Половичку курочка веничком метёт»

Пр.сод.: разучить с детьми потешку «Наша-то хозяюшка сметлива была»./с.39/

февраль

Тема:

«Петушок-золотой гребешок»

Пр.сод.: познакомить детей с новым персонажем-Петушком.

Разучивание потешки о  петушке. /с.41/

Тема:

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Пр.сод.: познакомить с

печкой, чугунком, ухватом, кочергой/с.35/

Тема:

«Кот, петух и лиса»

Пр.сод.: познакомить  детей

со сказкой «Кот, петух и лиса»./с.42/

Тема:

«Сорока-белобока кашу варила»

Пр.сод.: познакомить с предметом обихода – глиняным горшком. /с.43/

март

Тема:

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Пр.сод. Этническая беседа «Моя любимая мама»/

с.40/

Тема:

«Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая»

Пр.сод.: познакомить  детей с Масленицей./с.40

Тема:

«Здравствуй солнышко-колоколнышко!»

Пр.сод.: разучить потешку

про солнышко /с.43/  

Тема:

«Заюшкина избушка»

Пр.сод.: познакомить детей

со сказкой «Заюшкина избушка» /с.41/   

апрель

Тема: «Курочка Ряба»

Пр.сод.: познакомить со сказкой «Курочка Ряба»/с.43/

Тема: «Кто в тереме живёт?»

Пр.сод.: познакомить со сказкой «Теремок»/с.44/

Тема: «Маша и медведь»

Пр.сод.: познакомить со сказкой «Маша и медведь»/с.39/

Тема: «Хозяйкины помощники»

Пр.сод.: знакомить детей с предметами обихода-коромыслом, вёдрами, корытом/с.39/

май

Тема:

«Волк и семеро козлят»

Пр.сод.: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»./с.35/

Тема:

«Три медведя»

Пр.сод.: познакомить со сказкой Л.Н.Толстого

«Три медведя». /с.38/

Тема: «Колобок»

Пр.сод.: познакомить со сказкой «Колобок»/с.35/

Тема:

Прощание с «избой»

Пр.сод.: Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.  /с.44/

Князева О.Л., Маханева М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...

Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста          Дидактическая игра «Кто главный?»...