Презентация на тему: «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Cотникова Оксана Юрьевна

Презентация на тему:

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация на тему:

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Слайд 1

Особенности технологии «Образовательное событие»

Образовательное событие – это одна из форм организации детей в дошкольной организации. В основе образовательного события лежит игра – развивающая, протяженная во времени и пространстве, с множеством связанных между собой сюжетов. Жизнь ребенка всегда наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (осенний поход или путешествие в музей). Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь, и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.

 В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие — это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности. За кажущимся, на первый взгляд, исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь», либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем.»). 

3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.

 4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, рефлексии.

 5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.

Слайд 3

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

 Образовательное событие имеет следующую структуру.

1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.

 2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.

 3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.

 4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.

 Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, дети ждут Новый год. Это событие не является неожиданностью, тем не менее по мере его приближения детей охватывает волнение: изготовление подарков, украшений, костюмов, заучивание стихов; планирование -  кого пригласить, как украсить дом, группу.

 Не менее важны для ребенка «следы» ушедшего события, позволяющие ему еще раз вернуться к своим переживаниям.

Подводя некоторый итог «взрослого» понимания сути события, мы можем с уверенностью сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения событие — это нечто значимое и оставляющее след в душе.

Слайд 4

ЭФФЕКТ АФФЕКТА

В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция, или аффект. Речь идет о той важной роли, которую играют эмоции в развитии дошкольника, в частности в развитии их мышления.

Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально, неэффективна. Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Эмоциональный отзыв — это не просто радостные восклицания и горящие глаза. Он определяется степенью их вовлеченности в деятельность на протяжении образовательного события.

Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.

Слайд 5

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

Образовательные события в детском саду могут отличаться

 По типу сюжета

  Реальный сюжет - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений;

  Игровой сюжет - «помогаем бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс», «ищем сокровища»,

 По  наличию привязки к календарному времени 

  • (привязанные к определенному времени - календарные, события-традиции
  •  не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы),

 По способу организации 

  • запланированный воспитателем,
  • спровоцированный воспитателем,
  • спонтанно возникший по инициативе детей.

Слайд 6

Сравнительные характеристики образовательного события и других форм работы я вам распечатала для ознакомления.

Предлагаю сравнить, чем же образовательное событие отличается от других форм работы.

Образовательное событие и непосредственно образовательная деятельность (занятие). 

Одной из главных отличительных особенностей является то, что в традиционном занятии тема и виды деятельности определены воспитателем, который выполняет роль транслятора. Длительность занятия определена СанПиН. В ОС инициатором выступают дети, а роль педагога сменяется на партнерскую. Традиционное занятие по истечении отведенного времени становится законченным мероприятием, в то время как ОС не завершается развязкой. Оно может длиться, пока сохраняется интерес детей к этой теме, продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.

Образовательное событие и проектно-исследовательская деятельность

Зачастую проектная деятельность возникает на основе отдельного детского интереса, вопроса, на который нужно ответить, и допускает участие подгруппы, одного-двух детей, отдельных детей и их семей. Проект может возникнуть и реализовываться самостоятельно, отдельно от общей темы, с которой работает группа.

В то время как в основе ОС лежит история, протяженная во времени и предполагающая возникновение цепочки новых интересов и вопросов, в деятельность включена вся группа.

 Результаты проекта не всегда влияют на дальнейшую жизнь в группе. Образовательное событие меняет жизнь в группе на определенный период, результат очень важен для его дальнейшего развития.

 В ОС педагог создает ситуацию, в которой проект может стать одной из необходимых составляющих. Например, собираясь в поход в осенний лес, дети решили, что будут собирать грибы и ловить рыбу. Для этого дети в малых подгруппах или индивидуально могут организовать проектно-исследовательскую деятельность: какая рыба встречается в наших реках, какие грибы мы встретим в нашем лесу. Т.о. проект может стать частью ОС. Образовательное событие и сюжетно-ролевая игра

Образовательное событие близко к сюжетной игре: есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Но в отличие от театрализованной или сюжетной игры, в образовательном событии дети действуют не только в фантазийном, вымышленном мире, но и получают представления о реальных событиях и явлениях, видят практический смысл своих действий. Для этого педагог предусматривает и включает разнообразное образовательное содержание в игровой сюжет. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.

Образовательное событие и традиционный праздник

При подготовке традиционного праздника главная роль в выборе темы, номеров и костюмов, оформления помещения отводится педагогам. Традиционный праздник — это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе, который наглядно демонстрирует, чему научились их дети за последние несколько месяцев посещения садика.

В празднике в виде ОС тема так же может быть всем заранее известна, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году.

Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего образовательного события, удерживая ее в тайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным. Дети могут решить, каким должно быть оформление зала, самостоятельно участвовать в его изготовлении.

Образовательное событие и утренний круг

Утренний круг – ежедневное мероприятие, длительностью от 5 до 20 мин. Его главным сходством с ОС является инициативность детей, выбор, идущий от детей. Тема, затронутая на утреннем «Круге», может иметь свое продолжение в виде коллективных рисунков, бесед, инсценировок, совместных игр. На утреннем круге могут зарождаться и обсуждаться новые приключения (образовательные события).

 В процессе Утреннего круга можно успешно формировать универсальные качества (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), тогда как ОС, кроме этого, направлено на достижение и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.

Образовательное событие и квест-игра

Тема и сценарий квест-игры обычно четко определен педагогом. От детей требуется выполнение заданий, преодоление препятствий, пусть иногда и веселых, но требующих единственного варианта решения, предусмотренного взрослым. При проведении квест-игры акцент ставится на знаниях, умениях и навыках ребенка, которые он приобрел в процессе обучения.

При организации ОС выстраивается полноценный образовательный процесс, в который закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. На протяжении ОС у детей есть возможность проявить инициативу, предложить свой способ разрешения ситуации.

Образовательное событие и клубный час

Клубный час — это время свободного выбора ребенком деятельности по личному интересу. Клубный час близок по организации к ОС. Обе формы работы направлены на развитие личности ребёнка, позитивную социализацию в условиях ДОУ, требуют организации специальных условий для детского действия. Полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.

Но в отличии от ОС клубный час определен по времени, что видно даже из названия. Включенные в него виды деятельности также заранее программируются педагогами, в то время как в ОС они могут быть предложены и реализованы детьми.

Образовательное событие и досуг

Досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется в рамках всестороннего развития личности ребёнка. В такой форме работы нет проблемных задач, отсутствие которых в ОС обесценивает все событие. Однако недостаточно, если проблема возникнет исключительно у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети. При этом неправильно, если разрешение проблемы окажется на поверхности или пути ее разрешения будут детям хорошо известны.

Такие формы работы, как квест-игра, досуг или клубный час могут стать кульминационными моментами образовательного события. Чтобы квест был не просто досугом с разными, пусть даже очень интересными заданиями, в нем обязательно должен присутствовать элемент новизны, неожиданности. Если клубный час вплетен в канву текущего образовательного события, то деятельность, предлагаемая детям в рамках клубного часа, должна быть связана с темой события.

 Досуг — один из самых популярных кульминационных моментов образовательного события. В форме досуга может произойти долгожданная развязка, разгадка, встреча с героем сюжета, предъявление ему результата трудов, проводимых исследований. Досуг может быть построен в форме повторения всех этапов образовательного события: дети рассказывают герою о том, как они решали проблему, а герой предлагает им игровые задания, связанные с его историей.

Слайд 7

Основные признаки образовательного события:

1. Основа – игровая деятельность

2. Ярко выраженный интерес у детей

3.Возможность проявить инициативу

4. Структура: зачин (мотивация, принятие решения), ожидание события, подготовка к нему, кульминация, рефлексия.

5. Участвуют все дети группы

6. ОС длится, пока сохраняется интерес у детей

7. Присутствуют образовательные задачи, которые скрыты от детей

8. В процессе ОС изменяется среда

9. В процессе ОС появляются «продукты» деятельности детей, «документация» события: поделки, схемы, карты, самодельные книги, альбомы и т.д., которые используются детьми после завершения ОС.

Слайд 8

Подводя итог, хочется отметить, что событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности. Одно и то же образовательное событие не может быть пережито дважды одними и теми же участниками, не может быть повторено заново. Но о нем дети будут вспоминать, отчасти вновь ощущать те эмоции, которые сопровождали его проживание.

Слайд 9

Наша группа работала по технологии – образовательное событие. В первом полугодии мы взяли долгосрочный проект «Мой любимый город, мой Донской край». В рамках проекта у нас было событие – экскурсия   к стеле «Строителям Волгодонска» , к памятнику атаману Бакланову и к первому дому в новом городе.

Слайд 10

С чего всё началось?  У нас есть традиция - по понедельникам дети делятся о событиях выходного дня. Наша девочка Ева рассказала, что они ходили с дедушкой и бабушкой гулять на набережную и поведала о том, что её дедушка принимал участие в установке Ротонды. Дети стали задавать вопросы: а где это?, а что это?, а как так получилось? И мы вместе приняли решение сходить на экскурсию и посмотреть.

У нас также состоялась беседа о городе, о первостроителях города, что мы будем идти к Ротонде мимо стелы Строителям, мы рассматривали фотографии города, дети с интересом слушали и задавали вопросы.

Слайд 11

Входе экскурсии дети увидели кирпичи каску, кувалду строителей. Возле Ротонды погуляли , с удовольствием фотографировались. Дети шли довольные и разговаривали о том , что надо будет привести сюда родителей на экскурсию.

Слайд 12

После экскурсии к стеле Строителям у детей появился вопрос , почему наверху сидит орёл? Мы начали разбираться и отвечать вместе на вопрос, что 20 – метровая стела со степным орлом на пике возвысилась над городом , символизируя трудовой подвиг строителей, которые в голых донских степях создали молодой город Волгодонск. Что Волгодонск – наша малая Родина. Что мы живём в Донском краю.

Слайд 13

Так же осенью к нам приходили сотрудники музея с тематическим занятием про казачество. На детей произвели впечатление предметы казачьего быта. А мы спросили у детей, хотите ли вы увидеть настоящий казачий дом? У детей горели глаза и мы решили организовать экскурсию в рамках проекта .

Слайд 14

Заручились согласием родителей и  финансовой поддержкой мы отправились в путешествие на общественном транспорте , что тоже явилось настоящим событием для многих детей, было столько радости , как будто они  никогда не ездили на общественном транспорте.

Слайд 15

В музее экскурсовод очень интересно рассказывала о истории казачества, о предметах быта, сражений , о различии в воспитании мальчиков и девочек, о укладе и жизни казаков. Дети слушали внимательно и наглядно всё видели. Мы думаем, что они запомнят это событие навсегда. Дети после посещения музея нарисовали рисунки о том, что им больше понравилось и запомнилось.

Потом приходили родители и благодарили нас . Мальчик Дима посадил свою семью на диван и подробно старался рассказать о музее. Девочка Алиса попросила маму, чтоб она записала всю семью на экскурсию в Казачий курень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Подготовили: Сотникова О.Ю., Шмыголь Е.П., Шарко Т.В.

Слайд 2

Характеристика образовательного события: - часть полноценного образовательного процесса… - развёрнутая история, подчинённой единой теме, интересной и доступной для детей… - подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка… - история, происходящая в течении длительного периода…. - требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей…

Слайд 3

Структура образовательного события: 1.Эмоциональный взрыв 2.Ожидание самого события 3.Наступление ожидаемого события 4.Жизнь после события

Слайд 4

Эффект Аффекта

Слайд 5

Типы образовательных событий: Реальный сюжет Календарное событие Запланированные воспитателем Спровоцированные воспитателем Возникшие по инициативе детей

Слайд 6

Событийные праздники: 1.Подготовленные детьми: -концерт, спектакль, цирковое выступление; -карнавальное шествие, парад; -клуб «Маленький исследователь». 2.Подготовленные взрослым: -игровой досуг; - квест ; -клубный час.

Слайд 7

Как запланировать образовательное событие: 1.Как будет называться наше образовательное событие? 2.Актуально ли это для детей? 3.Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе? 4.Есть ли в образовательном событии место проблеме? 5.Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? 6.Какие коммуникативные навыки будут развиты? 7.Как будет развиваться драматургия события? 8.Как будет организована рефлексия?

Слайд 8

Заключение Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса.

Слайд 9

Экскурсия по городу - к стеле «Строителям Волгодонска» , к памятнику атаману Бакланову и к первому дому в новом городе.

Слайд 10

Экскурсия по городу - к стеле «Строителям Волгодонска» , к памятнику атаману Бакланову и к первому дому в новом городе.

Слайд 11

Экскурсия по городу - к стеле «Строителям Волгодонска» , к памятнику атаману Бакланову и к первому дому в новом городе.

Слайд 12

Экскурсия по городу - к стеле «Строителям Волгодонска» , к памятнику атаману Бакланову и к первому дому в новом городе.

Слайд 13

У нас в гостях музей.

Слайд 14

Экскурсия в краеведческий музей «Казачий курень»

Слайд 15

Экскурсия в краеведческий музей «Казачий курень»

Слайд 16

Экскурсия в библиотеку, беседа на тему «Наша Родина - Россия»

Слайд 17

Праздник «День Мамы»

Слайд 18

Конкурс чтецов «Зимушка – зима!»

Слайд 19

Подготовка к Новому году

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....

Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"

В мастер  - классе  представлены   особенности организации образовательного события  в ДОУ....

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми в ДОО

Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с т...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...

Презентация для педагогов "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3 – 7 лет"

Образовательное событие - особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.В созданных условиях у детей появляется возможность решать проблемные ситуации, предлагать собственные...