Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно» на 2022-2023 учебный год
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Силкина Светлана Александровна

Долгосрочный проект

по ознакомлению дошкольников с ЗПР

с основами безопасности жизнедеятельности

«Учусь жить безопасно»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Долгосрочный проект

по ознакомлению дошкольников с ЗПР

с основами безопасности жизнедеятельности

«Учусь жить безопасно»

Воспитатели: Силкина С.А.,

   Кравцова Е.В.,

тьютор Михальченкова Е.В.

   

Смоленск, 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из острых проблем современного социума. Одной из важнейших задач для всего человечества является обеспечение безопасности жизнеобеспечения. Это находит отражение в трудах многих ученых и педагогов, как зарубежных, так и отечественных.

Современная жизнь, при кажущейся безопасности, открытости, таит множество опасностей для детей. Сложившаяся в мире социальная и экологическая обстановка вызывает тревогу у политиков, правозащитников, и простых людей. Особое беспокойство мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Наша задача, как взрослых, состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с опасностью.

Печальный опыт современного мира доказал необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению.

Дети дошкольного возраста зачастую просто не готовы к встрече с опасностью, не владеют навыками самосохранительного поведения. У них очень слабо развито умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия своих действий. У нас возникает необходимость оградить детей от опасностей, но при этом, не навредив детской открытости к миру, доверию к взрослым, не подавив их любознательности, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

 В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в рамках ФГОС ДО в образовательной области социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).

Данный проект разработан с целью обучения детей с задержкой психического развития основам безопасной жизнедеятельности.

        Ощущение безопасности делает человека неосторожным.

Александр Дюма (отец)

Проблема безопасности подрастающего поколения по праву является общественной. Наиболее опасны современные социальные и техногенные происшествия для маленьких детей. Дети очень любознательны, открыты к миру и доверчивы. Дошкольники не могут оценить степень грозящей им опасности, а также предугадать последствия своих поступков. Наша задача, как взрослых, научить детей основам безопасности жизнедеятельности. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОУ.

Как же помочь ребенку разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Отличить опасную ситуацию от безопасной? Как научить ребенка правильно действовать, чтобы уберечь себя от негативных последствий?

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Особенно важно отметить, что безопасность – это не просто сумма знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Особо актуальна эта проблема в работе с детьми с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение в формировании и развитии психических навыков ребенка. Иными словами, это и психическое недоразвитие (или замедленное развитие), и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, когнитивных способностей, нарушения познавательной деятельности. Очень часто интеллектуальный уровень ребенка с ЗПР значительно ниже, чем у сверстников, их базовые знания очень скудны.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание на длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Дети с задержкой психического развития очень часто отвлекаются, их внимание очень трудно удержать. Кроме того, их трудно заинтересовать и увлечь, они довольно инертны. У дошкольников с ЗПР недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Данный проект был составлен с учетом психологических особенностей детей с ЗПР. Занятия и задания подобраны так, чтобы заинтересовать детей и обеспечить им полное погружение в тему. Системное выполнение упражнений способствует развитию у детей с ЗПР навыков безопасной жизнедеятельности. Большое значение при этом имеет опора на ситуации из жизни.

Актуальность проекта. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).

Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи:

  • формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т.п.;
  • обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим;
  • формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков;
  • стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях;
  • научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.

В данной системе занятий используются несколько методов педагогики:

  • наглядный метод используется во время чтения сказок, наблюдений, рассмотрения иллюстраций к сказкам, репродукций, предметов;
  • словесный метод: чтение литературных произведений воспитателем, стихотворений детьми и воспитателями, бесед, обсуждений, ответов на вопросы, загадывание загадок, слушание музыкальных произведений;
  • практический метод: рисование на заданные темы, лепка, совместные проекты, создание макетов с родителями, оформление выставки работ.

Аннотация проекта: в ходе реализации данного проекта дошкольники расширят свой кругозор и представления об опасностях, подстерегающих их в повседневной жизни. У детей появится возможность рассмотреть привычные ситуации с другой стороны и научится избегать опасных ситуаций. Игровая мотивация превалирует и перерастает в образовательную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих знаний.

Данный проект состоит из 4 блоков:

  • «Незнакомцы»;
  • «Один дома»;
  • «Я – пешеход»;
  • «Огонь добрый – огонь злой».

Реализация данного проекта рассчитана на 6 недель.

1 этап: подготовительный.

Развивающая среда:

  • пополнить книжный уголок книгами: «Осторожные сказки», «Волк и семеро козлят», «Светофор», «Приключения ежика», «Маша и медведь», «Как котенок Мурлыка перестал кататься на велосипеде»;
  • подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о безопасности жизнедеятельности;
  • сделать дидактические и настольные игры «Хорошо и плохо», «Осторожно, опасность!», «Узнай по описанию»

Взаимодействие с родителями:

Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить дорогу по пешеходному переходу, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у детей растерянность, обиду или даже агрессию.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
  • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).


Проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР

с основами безопасности жизнедеятельности

Блок/Тема

Форма занятия

Работа с родителями

Цели и задачи

  1. Незнакомцы

Дид.игры : «Свой – чужой», «Хорошо – плохо»,

Беседы

«Что, если к тебе подошел незнакомец и говорит…»;

рассматривание альбома «Опасные ситуации»;

обсуждение опасных ситуаций

Сюжетно-ролевая игра «Незнакомец на улице»

  • проведение бесед по теме: «Может ли ваш ребенок уйти с незнакомцами?»
  • статья «Научите детей, как себя правильно чести с незнакомцами»
  • консультация «Обязательно проработайте эти вопросы с детьми»

Цель: формировать у детей навыки

безопасного поведения в социуме

Задачи:

  • учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми
  • предостерегать от контактов с незнакомыми людьми
  • продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление
  • воспитывать навыки личной безопасности

  1. Один дома

Дид. игра «Опасность в доме»

Беседы:

«Ножик детям не игрушка»- рассматривание иллюстраций

«Бытовая химия в доме»

«Опасные ситуации с опасными предметами»

Развитие речи

составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один»

Рисование Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки)

Аппликация

изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»

  • беседы о важности данной проблемы
  • изготовление для родителей стенда «Опасность там, где ее не ждешь»
  • Создание рисунков взрослых на тему «Опасные предметы дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей)

Задачи:

  • продолжать учить детей мерам предосторожности в обращении с острыми предметами
  • закреплять знания детей что можно и что нельзя делать в домашней ситуации
  • предостерегать в обращении с опасными предметами, как в помещении
  1. Я - пешеход

Беседы

Цель: Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения на дороге

«Дорожные знаки»

«Игры во дворе дома»

Рисование

Выставка рисунков «Соблюдай ПДД»

  • Составление плана-схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе»
  • Выставка литературы

Задачи:

  • знакомить детей в правилами дорожного движения и
  • познакомить детей с дорожными знаками
  • развивать у детей осторожность, осмотрительность на улицах
  • познакомить с правилами поведения в общественном транспорте
  • предостерегать детей от опасных игр во дворе

с/р игра «Машины» (используя модули).

К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся?

  1. Огонь добрый – огонь злой

Познавательное развитие

«Что делать, если начался пожар»

Развитие речи

  • составление рассказов по теме «Чтобы не было беды»
  • рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами)

Рисование

Хороший огонь – плохой огонь.

Аппликация

изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»

  • беседы о важности данной проблемы
  • изготовление для родителей стенда «Опасные предметы и их доступность»

Задачи:

  • дать детям знания о правилах поведения при пожаре, № телефона 112.
  • расширять представления и знания о пожароопасных предметах
  • учить детей пониманию, что пожарная безопасность зависит не только от электроприборов, но и от людей научить детей необходимым мерам осторожности

3 этап: результативность проекта.

  • Выставка рисунков детей
  • Коллективная работа группы – макет «Безопасный город»
  • Выставка детско-родительских макетов «Я в безопасности»

Заключение

Проект «Учусь жить безопасно» рассчитан на 6 недель. Он был успешно реализован в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития.  Воспитанники коррекционной группы, в которой реализуется проект, очень полюбили внережимные занятия по основам безопасности жизнеобеспечения. Они с большим энтузиазмом берутся за любое задание, которое им предлагается. Родители воспитанников также поддержали инициативу подобного рода занятий и включились в работу по созданию совместных проектов с детьми. Занятия дали результаты: у воспитанников коррекционной группы расширились представления о правилах поведения на дороге, о необходимости проявлять осторожность с незнакомыми людьми, об опасности, подстерегающей их дома. Кроме того, у детей заметно увеличился активный словарный запас.

Проект также содействовал развитию элементарных навыков продуктивной деятельности, развитию мотивационной сферы и эстетического вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по основам безопасности жизнедеятельности «Знаем правила безопасности» для детей подготовительной группы № 2

Формировать умения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях....

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе на 2022-2023 уч.год в

Беседы,чтение худ.литературы,настольно-печатные,дидактические игры,викторина...

Проект по безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе «Учусь жить безопасно…»

Цель проектаСоздание организационно-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «безопасного поведения....