Рекомендации для родителей по организации наблюдений с детьми
консультация (старшая группа)

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами (п. 2.6 ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_nablyudeniya.docx63.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по организации наблюдений с детьми

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами (п. ФГОС ДО)

Наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью отводится большое место на прогулках, что позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д

Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Взрослый не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

Продолжительность наблюдений. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, взрослый должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления. У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Интерес у детей пробуждается после беседы об объекте наблюдения, загадывания загадок о нем.

Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.)

Возрастные особенности:

С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.

В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.

В старшем дошкольном возрасте – более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения,

подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели при условии, если родитель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Интерес у детей пробуждается после беседы об объекте наблюдения, загадывания загадок о нем.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
  4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  5. Наблюдения за трудом взрослых. Сначала наблюдают за трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны взрослого.

Общие требования для проведения всех видов наблюдений:

* Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

* Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, что достигается разнообразными приемами, организующими активное восприятие детей: задают вопросы (вопросы должны будить мысль ребенка), предлагают обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью взрослого и детей, чтобы полученные знания усвоились.

* Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

* Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться и обобщаться. Такими способами могут быть: чтение книги о природе, рисование и лепка, беседы об увиденном.

* В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему, полное, глубокое представление об окружающей природе.

Проводя наблюдение, необходимо строить свою деятельность, учитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимо, чтобы ребенок получил общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра, они должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе с учетом возрастных возможностей детей, используют разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливают необходимые связи. Родитель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс» 2006г.
  2. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г.
  3. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества «Рисуем дома, рисуем вместе»

Представленные рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку познакомится с новыми материалами для творчества, которых так много появилось в последнее время. Использование этих материалов, безусловно, рас...

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества «Рисуем дома, рисуем вместе»

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества«Рисуем дома, рисуем вместе»...

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества «Рисуем дома, рисуем вместе»

Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду и студиях раннего развития, являются основой для приобретения детьми художественного опыта. Родители могут помогать...

Консультация для родителей "Рекомендации для родителей по организации занятий с детьми дома".

В данной консультации  собраны практические советы для родителей....

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества "Рисуем дома, рисуем вместе"

Представленные рекомендации помогут  Вам и Вашему ребенку познакомится с новыми материалами для творчества, которых так много появилось в последнее время. Использование этих материалов, безусловн...

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества "Рисуем дома с детьми"

Современные родители понимают важность занятий изобразительным творчеством в дошкольном возрасте. Рисование и лепка помогают развивать мелкую моторику руки, речь, внимание, память, интеллект. Во время...