Консультация для воспитателей
консультация

Уланова Валентина Владимировна

Консультация для воспитателей

«Профессиональный стандарт педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_professionalnyy_standart.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Профессиональный стандарт педагога»

    Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:

Ø разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

Ø осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Ø участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

Ø планирование и проведение учебных занятий;

Ø систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

Ø организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

Ø формирование универсальных учебных действий;

Ø формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

Ø формирование мотивации к обучению;

Ø объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

 

Общенациональный проект стандарта может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен 
внутренним стандартом образовательной организации, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Трудовые функции:

Ø  Общепедагогическая функция.

Ø  Обучение.

Ø  Воспитательная деятельность.

Ø  Развивающая деятельность.

Ø  Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые функции реализуются через трудовые действия, состава которых определяется содержанием необходимых умений и необходимых знаний.

 

 

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Общепедагогическая функция

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

4. Планирование и проведение учебных занятий.

5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

7. Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

8. Формирование мотивации к обучению.

 

1. Владеть формами и методами обучения, оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

2. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. 3. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Владеть ИКТ-компетентностями:  общепользовательская ИКТ-компетентность;  общепедагогическая ИКТ-компетентность;  предметно-педагогическая ИКТ-  компетентность (отражающая  профессиональную ИКТ-компетентность  соответствующей области человеческой  деятельности).

5. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно - досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко - культурного своеобразия региона.

 

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

2. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

3. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)

 

Воспитательная функция

1.Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы.

2.Проектирование и реализация воспитательных программ. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

3.Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

4. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

1.Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

2. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

3. Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

4. Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

5. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

6. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

7. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

8. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

 

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

2. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

3. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)

 

Развивающая деятельность

1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико - педагогического консилиума.

5. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

6. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

7. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

9. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. 2. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ. 3. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

5. Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.   7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и межпредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

 

Знать:

1. педагогические закономерности организации образовательного процесса.

2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития, 3. Теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. 4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально - психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. 5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

7. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

8. Сделан акцент на соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

 

Система критериев дифференциации уровней стандарта профессиональной деятельности педагога включает:

Ø описание особенностей выполнения тех или иных трудовых действий педагогом на каждом уровне профессионального развития;

Ø  описание компетенций, требуемых для выполнения трудовых функций и трудовых действий педагогом;

Ø  описание технологии оценки соответствия педагога одному из уровней.

Уровни профессионального развития педагога:

Ø    Первый уровень - уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.

Ø    Второй уровень - уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей - дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, не владеющие или плохо владеющие русским языком, одаренные дети. Или с выполнением функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.

Ø    Третий уровень - уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Педагог может остаться на данном уровне и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности или на получение права на прохождение на следующий уровень.

Ø    Четвертый уровень - педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

 

Оценка профессиональной деятельности педагога:

Ø    При оценке профессиональной деятельности педагога дошкольного образования считать приоритетным комплексный подход.

Ø    Высокая оценка должна включать: сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, положительного отношения ребёнка к детскому саду, высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

 

Динамические показатели успешной профессиональной деятельности

педагога:

1.                 Достижения по реализуемой  примерной общеобразовательной программе за последние 3 года.

2.                 Создание предметно пространственной развивающей среды.

3.                 Повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

4.                 Обобщение и распространение собственного передового педагогического опыта.

5.                 Участие в профессиональных конкурсах, опытно-экспериментальной работе.

6.                 Положительные отзывы профессионального сообщества, родителей воспитанников, социальных партнеров о результатах деятельности воспитателя.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...