Проект «Детская колыбель вчера и сегодня»»
проект (старшая группа)

Проект разработан творческой группой (воспитанница, родитель, педагог) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1  г.Слюдянки».

В современном мире существует многообразие предметов мебели. Они отличаются не только внешним видом, но и материалом, из которых они сделаны. Дети старшего возраста неутомимые «Почемучки» и надо помочь им познакомиться с предметами мебели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semenova_a.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Слюдянки»

Направление «Юный эстет»

«Детская колыбель вчера и сегодня»»

Авторы: Семенова Анна,

воспитанница старшей группы

Руководитель:

Воспитатель:

Иванова Екатерина Геннадьевна

г. Слюдянка, 2022г.

Краткая аннотация проекта

Проект разработан творческой группой (воспитанница, родитель, педагог) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г.Слюдянки».

В современном мире существует многообразие предметов мебели. Они отличаются не только внешним видом, но и материалом, из которых они сделаны. Дети старшего возраста неутомимые «Почемучки» и надо помочь им познакомиться с предметами мебели.

Общие положения

Вид проекта: исследовательский

Тип проекта: долгосрочный (2 месяца), индивидуальный.

Образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитанница старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации: январь - март 2022 года.

Гипотеза: Всегда ли были колыбели, такими как сейчас?

Этапы реализации проекта

1 этап. Выбор темы проекта

Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке? Это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает развитие ребенка Здоровым и Гармоничным.

Предложила ребенку разобраться, чем отличаются современные кроватки от старинных кроваток - колыбелек.

Проблема, ее актуальность (от имени ребенка).

Когда я приехала в гости, я увидела предмет, похожий на детскую кроватку. Я спросила у бабушки, что это. В ответ она мне рассказала интересную историю об этой колыбели. Тогда возник вопрос: А почему у нас такой колыбели нет? У моих знакомых только родился мальчик. Его больше на руках носят или в коляске. Сейчас традиция использования колыбели возвращается. Мама сказала, что мои дети точно будут спать в колыбельках. Когда он рождается, постоянное покачивание в колыбели помогает малышу легче привыкнуть к условиям окружающей среды.

Отсюда мой интерес к забытым колыбелькам из прошлого века.

Проблема, ее актуальность (от имени взрослых).

Учитывая, что в современном мире, несмотря на разнообразие развивающих методик и развитие научной медицины, дети все чаще страдают опорно-двигательными, сердечно-сосудистыми и многими другими заболеваниями считаю, что данная тема актуальна, так как возрождение подвесной люльки может частично решить многие проблемы связанные со здоровьем подрастающего поколения.

Цель и задачи проекта

Цель: познакомиться с видами колыбелей в России и связанными с ними традициями и обычаями.

Задачи для педагогов

  1. Выяснить происхождение слов «колыбель», «люлька», «зыбка».
  2. Узнать, какие виды колыбелей изготавливались в старину.
  3. Изучить традиции, связанные с детской колыбелью, которые соблюдались в старину.
  4. Способствовать активной позиции семьи воспитанника в совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи для детей

  1. Раскрыть историю появления детской колыбели.
  2. Изучить виды колыбели разных народов.
  3. Познакомиться с колыбельными традициями и обычаями в русской деревни.

Задачи для родителей

  1. Стать активными участниками образовательной деятельности, помочь детям в осуществлении плана работы над проектом, поддержать детскую инициативу и творчество.

Подготовительный этап (Информационно-накопительный)

  1. Подбор информационной, методической, художественной литературы для взрослых и детей по теме проекта.
  2. Проведение стартовой беседы с родителями по привлечению к участию в проекте.
  3. Изготовление макета избы с колыбелью.
  4. Подбор колыбельных песен, связанных с тематикой проекта.

2 этап - Планирование

  • «Модель трех вопросов»
  1. Что мы знаем об этом?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Составление «Паутинки»

(виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

Познавательное развитие

ведущая деятельность - познавательно-творческая игровая, формы:

- подбор познавательной

литературы:

- просмотр презентаций, видеофильмов;

Речевое развитие

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

- разучивание

колыбельных песен.

Физическое развитие ведущая деятельность - двигательная, формы:

- подвижные, народные, хороводные, лого ритмические игры и физкультминутки.

Социально-коммуникативное развитие

ведущая деятельность - игровая, формы: сюжетно-ролевые игры дочки-матери, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, музыкальные, пальчиковые игры.

Художественно-эстетическое развитие

ведущая деятельность - продуктивная, формы: рисование, ручной труд.

Формы взаимодействия с семьей

формы:

- размещение консультаций,

художественно-творческая деятельность.

Продукт проекта: модель избы с детской колыбелью.

3 этап. Реализация проекта

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Деятельность родителей

#1054;рганизует деятельность детей в центрах активности (образовательных областях).

#1054;беспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление.

#1057;бор информации, подбор материалов, оборудования.

#1042;ыполнение проекта – участие в разных видах деятельности.

#1040;ктивно взаимодействуют с педагогами, ребенка по вопросам реализации проекта.

#1055;ополняют информационный, практический материал.

#1059;частвуют в совместной художественно- творческой деятельности (изготовление макета избы с колыбелью)

Содержание деятельности по реализации проекта в центрах активности

Центр активности

Содержание

Центр познания

Беседа «Из чего можно сделать мебель?»

Д\и «Большая и маленькая мебель»

Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»

Центр игры

Д/и «Подбери подходящую мебель для большой и маленькой кукол»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Пальчиковая игра «Бабушкины очки», «Поиски кошки»

Сюжетно-ролевая игра «Устроим кукле комнату»

Д\и «Четвертый лишний»

Центр физического развития

П\и «Кто быстрей добежит до стола»

П\и «Беги к тому, что назову»

П\ «Веселые колокольчики»

Центр конструирования

Строительная игра «Кровать для кукол» (из кубиков), аппликация «Поможем зверятам»

Центр речевого развития

Игровая ситуация «Цветные дорожки к кукольным домикам»

Чтение: русская народная сказка «Маша и три медведя»

4 этап. Завершение проекта

Презентация продукта показ и рассказывание по модели избы с колыбелью

Вывод

Заключение.

В результате проделанной работы я узнала:

- что колыбели делали из различных материалов;

- форма колыбели зависела от географического расположения и условий жизни;

- к колыбелям у народов было нежное, уважительное отношение, сопровождаемое обычаями и традициями.

Я рада, что решила заняться изучением именно колыбелей, потому что я открыла для себя новый интересный мир.

Надеюсь, что в будущем, я смогу увидеть старинные колыбели не на картинках, а, например, в каких-нибудь музеях. Я бы очень этого хотела.

В работе над проектом «Детская колыбель вчера и сегодня» мы ставили перед собой задачи раскрыть историю появление детской колыбели, изучили виды колыбели разных народов, познакомились с колыбельными традициями и обычаями в русской деревни. Активное участие, родителей в проектной деятельности, изготовление макета избы с колыбелью, обыгрывание с детьми разнообразных историй. Включение родителей в работу над проектом помогло ребенку добывать интересующие их сведения, создать и презентовать свой продукт.

В целом проект помог ребенку не только приобрести представления о колыбели, но и помог познакомиться с традициями связанных с колыбелью.

Определение перспектив

Стимулировать желание детей на постановку новой проблемы.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Совместное определение перспективы развития опыта – стимулирование детей на постановку новой проблемы.

Проведение беседы по методике трех вопросов

- Что мы хотели узнать о мебели?

- Что узнали?

-Что интересного мы хотим узнать, о разной мебели.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

Активно взаимодействуют с педагогами, детьми по новой проблеме.

Список литературы

  1. Крылов П.А. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. — 432 с.
  2. Северные народы России: колыбели.
  3. Скрипит очеп, ныряет зыбка. Люльки, зыбки, колыбели. Путешествие в страну колыбелей.
  4. История люльки.
  5. Ларионова Ю.В. Баю–баюшки-баю.- Л.: Детская литература, 88с.
  6. Колыбель – родом из детства.
  7. Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М.: Наука, 2005. — 828 с: ил.
  8. Павлова О.С. - Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность.
  9. Забылин. М.
    Русский народ [Текст]: обычаи, обряды, предания, суеверия / М. Забылин. - М.: Рус.кн., 1996. - 496 с.
  10. Полная энциклопедия быта русского народа [Текст]: тысячи советов на все случаи жизни. Т.1 / сост. И. Панкеев. - Москва: Олма-Пресс, 1998. - 688 с.
  11. Даль В. И.
    Иллюстрированный словарь живого русского языка [Текст] : дет.энцикл. в 2 т. Т.1: А-О / В. И. Даль; худож. оформ. Е. Поликашин. - СПб.; М.: Нева: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с.: ил.
  12. Волков В. М.
    Русская деревня [Текст]: труд, быт и нравы наших предков / В. М. Волков. - М.: Белый город, 2004. - 48 с. - (История России).
  13. Русская изба [Текст]: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь : иллюстрированная энциклопедия / сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская [и др.]. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2004. - 376 с. : ил.
  14. Семенова Мария.
    Быт и верования древних славян [Текст] / Семенова Мария. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. - 560 с.
  15. Белякова Г. С.
    Славянская мифология [Текст] : кн. для уч-ся / Г. С. Белякова. - М. : Просвещение, 1995. - 240 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Детское телевидение: вчера и сегодня"

В рамках тематической недели "Детские интересы", мои воспитанники проявили интерес к детским телеперадачам. В ходе беседы дети делились впечатлениями о своих любимых передачах, которые они с удовольст...

Проект «Детский сад вчера и сегодня», 2017 г

Проект «Детский сад вчера и сегодня», 2017 г...

Отчет по проекту "Детский сад вчера и сегодня"

Цель: формирование познавательной активности детей....

Проект "Детский сад вчера и сегодня"

У детей сформировано представление о том, какой детский сад был раньше, как он выглядел, кто работал, чем играли дети, условия пребывания в детском саду. Благодаря проекту, мы получим возможность &laq...

Проект "Детский сад вчера и сегодня"

ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ САД ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»Подготовительная к школе группа № 12 «Колокольчик»ЦЕЛЬ: разработать систему мероприятий проектной деятельности, направленных на эффективное ...

ОТЧЁТ о работе над краткосрочным проектом «Детская колыбель вчера и сегодня»»

В современном мире существует многообразие предметов мебели. Они отличаются не только внешним видом, но и материалом, из которых они сделаны. Дети старшего возраста неутомимые «Почемучки» ...