Программа для детей раннего возраста "Весёлая игралочка"
методическая разработка

Торопова Светлана Александовна

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Это особая деятельность ребёнка, с помощью которой он активно развивается, познаёт окружающий мир, культуру человеческих взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи.

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по расширению кругозора детей, правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Кисти рук – это представители речевых центров мозга; при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям, а также, в повышении педагогической и психологической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для детей раннего возраста «Весёлая игралочка»

 

Содержание

Введение

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Принципы и подходы в реализации совместной деятельности.

4. Планируемые результаты

5. Работа с родителями

Введение

 

 Ранний возраст признан важным периодом в развитии ребёнка, который можно назвать «возрастом нераскрытых резервов». Как подчёркивал Л. С. Выгодский, ранний возраст «сензитивен во всём». Именно в этом возрасте развитие ребёнка зависит от социальных условий его жизни, его окружения. Эффективным средством развития детей является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребёнка, но и как особое содержание усвоения, и знакомства с окружающим миром. В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения. Слаженная и умелая работа в процессе воспитания и образования детей помогает развивать речь, память, внимание, воображение, мышление, восприятие и интеллект; оказывает положительное воздействие на весь организм в целом; снимает физическое и эмоциональное напряжение; готовит непослушную ручку к письму.

1. Пояснительная записка

 Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Это особая деятельность ребёнка, с помощью которой он активно развивается, познаёт окружающий мир, культуру человеческих взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи.

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по расширению кругозора детей, правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Кисти рук – это представители речевых центров мозга; при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих  перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям, а также, в повышении педагогической и психологической культуры родителей.

2. Цели и задачи программы:

Расширение кругозора детей раннего возраста (представления о труде взрослых, окружающем мире, животных и другое)

Развитие мелкой моторики.

Обогащение пассивного словаря

Развитие активного словаря, гармонизации движений тела.

Формирование у детей интереса и потребности в восприятии художественного слова.

Развитие памяти, воображения, речи

3. В основу программы положены принципы:

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

• интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников

• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста, в ходе реализации которых, формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

• Индивидуализации

Программа включает в себя несколько разделов и направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5-2 лет, расширение кругозора детей. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Для развития моторики рук и расширения кругозора детей на совместной деятельности используются следующие игры и упражнения:

• Самомассаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины и т. д.)

• рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, закрашивание и т. д.)

• Лепка

 Игры, направленные на сенсорное развитие

Через данные игры формируем у детей умения находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам; выделять признаки: «один-много», «много-мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху.

Вызывать интерес к предметному миру, желание научиться способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;

Формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;

Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов; знакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, красок, клея, ткани.

• Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности

В ходе данных игр и игровых упражнений у детей развиваются соотносящие действия, зрительно-двигательная координация; формируется умение играть с автодидактическими игрушками (матрёшками, пирамидками, вкладышами, строительным материалом; дети знакомятся с умением удерживать карандаш, кисточку и выполнять соответствующие действия; удерживать клубки ниток и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия с мозаикой и строительным материалом; проделывать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку;раскладывать предметы в ёмкости, сортируя их по форме, цвету, величине; действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия; перебирать и пересыпать крупы; наливать и переливать воду, ловить игрушки в тазике сачком и т. д. ; формировать орудийные действия.

• Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений

Игры способствуют развитию умения дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительскую лексику; понимать словесные инструкции из одного – трёх элементов, внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки; обыгрывать сюжет, изображать персонажей; понимать содержание предметной и сюжетной картинки; формировать интерес к речевым звукам, понимание слов – действий, слов-признаков; вызывать инициативную речевую активность.

• Игры, направленные на ознакомление с окружающим миром

Игры формируют и совершенствуют умения детей выделять и называть животных, птиц, растения, предметы обихода, людей; наблюдать объекты живой и неживой природы, эмоционально откликаться в процессе наблюдения; рассматривать предметы, предметные и сюжетные картинки, отвечать и уметь с ними действовать.

• Игры, направленные на физическое развитие

Игры способствуют и развивают умения детей уверенно перемещаться в пространстве, достигая предметных целей; действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мячи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставать на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершенствовать вращательные движения;

Совершенствуют навыки ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия; развивают содружественные движения рук и пальцев, разнообразные двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесии, координацию движений;

Игры помогают формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы; стимулируют быстроту реагирования.

• Игры – развлечения, музыкальные игры

Дети наблюдают за действиями героев разных видов театров (перчаточные куклы, театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; формируется умение использовать разные виды театров по назначению, действовать под музыку в соответствии с её настроением; обыгрывать музыкальные образы (птички, зайчик, мишки, цыплята); подражать действиям взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком, прятать предметы за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках игрушку; ритмично хлопать, топать); водить хоровод; произносить звукоподражания, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать.

Содержание разделов дифференцируется в соответствии с возрастом детей при составлении комплексно – тематического планирования, в подборке игр и игрушек. Комплексно-тематическое планирование предполагает обеспечение на основе использования игр и игрушек, создания игровых ситуаций, интегрирование детских видов деятельности и задач работы.

Кружковая работа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены разных видов деятельности.

В ходе совместной деятельности у детей происходит:

• совершенствование движений рук;

• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

• развитие речи детей.

• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

• воспитывать внимательность к выполнению заданий;

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитывать и развивать художественный вкус.

Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приёмы показа, проговаривания, сопряжённых и отражённых действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово.

Подходы и методы их реализации:

• Систематическая совместная деятельность

• Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

• Доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному).

• Игры, игровые приемы.

• Организация и оформление выставок детских работ.

Организация совместной деятельности:

1 раз в неделю по 10 минут. ИТОГО: 28

4. Планируемые результаты

К концу года дети должны знать:

названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек

особенности использования разных видов игрушек

правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр

названия некоторых любимых игр

Дети должны уметь:

эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх

готовить игрушки и место для игры

соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками)

использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением

поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника

подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого

самостоятельно инициировать игру

выражать свои игровые предпочтения

использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал

действовать, соблюдая игровые правила

Требования к организации игрового взаимодействия взрослого с ребёнком

поддерживаются все проявления активности детей

создаются коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции детей

организуются эмоционально насыщенные игровые ситуации

обеспечивается неоднократное повторение знакомых игр как в течение совместной деятельности, так и в течении игрового дня и других режимных моментах

учитываются состояния детей на момент игрового взаимодействия, его игровые интересы и предпочтения

в игры включаются предметы, игрушки, сделанные в семье

предусматривается профилактика и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.

5. Работа с родителями

Через консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания формировать позитивный образ своего ребёнка, представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний.

С помощью мастер-классов, день открытых дверей научить приёмам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуации в процессе воспитания, обучения и развития ребёнка.

Формирование у родителей умения организовать игровую среду и игровое взаимодействие в домашних условиях.

В процессе работы с родителями используются разнообразные методы активного социально – психологического обучения. Особенное место занимает такие формы работы, как консультирование, мастер-классы, педагогические мастерские, представление предметно-пространственной среды в группе, представление игр своими сделанные руками из подручного материала.

Расписание кружковой деятельности

4 занятия в месяц 16.00 — 16.15 (по подгруппам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: •  личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; •  полноценного общения ребёнка со сверстниками,...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...