Программа кружковой работы "Развивай-ка. Готовимся к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Торопова Светлана Александовна

На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. В соответствии с ФГОС ДО,  специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.  Одной из целей Федеральной программы является: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Как подготовить детей к успешному обучению в школе, в этом мне помогла кружковая программа «Развивай-ка. Готовимся к школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Развивай-ка. Готовимся к школе». Подготовительная группа.

На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. В соответствии с ФГОС ДО,  специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.  Одной из целей Федеральной программы является: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Как подготовить детей к успешному обучению в школе, в этом мне помогла кружковая программа «Развивай-ка. Готовимся к школе». Кружок, проводится 2 раза в неделю по подгруппам (по 10 человек) в утренние часы, время совместной деятельности от 30-35 минут.

Кружок включает в себя 3 раздела, которые охватываются за 1 занятие:

  • развитие фонетико-фонематического слуха; (Н. В. Дурова)
  • игровые компоненты, направленные на становление физической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности; (Т. В. Ананьева)
  • развитие связной речи и коммуникативных навыков. (Н. В. Нищеева)

Цель: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. (ФОП ДО)

ЗАДАЧИ:

  • развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
  • Развитие произвольности поведения;
  • Снижение уровня тревожных переживаний;
  • Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
  • Развитие навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями; поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка;
  • Развитие произносительной речи детей с помощью игр и упражнений, сопровождаемых наглядностью.
  • Способствовать овладению основным формам устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической.

Методы реализации:

Организационные моменты

Игра

Беседа

Рисуночный метод

Методика эмоционального расслабления

Наблюдения

Условия реализации:

Свободное пространство, с рабочей зоной и зоной отдыха;

Художественные материалы для художественного творчества

Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.

Использование аудиозаписей (музыкальные коллекции классической музыки, звуков моря, леса и другие.

Планирование работы.

Кружок «Развивай-ка. Готовимся к школе». Подготовительная группа. 2023-2024 уч. г

Месяц, неделя

Цели

Литература

Сентябрь

1-2 неделя

Работа с картами наблюдений

3 неделя

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу. Изучение воображения, снижение физического напряжения.

Развитие фонетико-фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания. Тренинг мышечного расслабления.

Т. В. Ананьева стр. 14

Н.в. Дурова стр. 35

Н.В. Нищева №1 стр. 4

4 неделя

Мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта. Развитие творческого воображения, навыков общения в группе. Развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания.

Ананьева стр. 16

Дурова стр. 36

Нищева 1 стр. 6

Октябрь

 

 

1 неделя

Установка благоприятного эмоционального климата в группе; тренировка эмоционального состояния детей, переключения и устойчивости этого состояния. Развитие речи, речевого внимания и фонетического слуха.

Ананьева стр. 19

Дурова стр. 37 (3)

Нищева1 стр.8

2 неделя

Создание эмоционального комфорта, развитие наблюдательности, памяти, внимания. Создание положительной атмосферы в группе, обучение навыкам эффективного взаимодействия. Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого аппарата.

Ананьева стр. 21

Дурова стр. 37 (4)

Нищева стр. 10

3 неделя

Развитие коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов. Знакомство с настроениями и эмоциями и их характером. Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого аппарата детей.

Ананьева стр. 24

Дурова стр. 38

Нищева стр. 12

4 неделя

Развитие коммуникативных навыков, навыка слушания и концентрации внимания, формирование позитивной эмоциональной атмосферы. Развитие речевого аппарата детей, речевого дыхания и внимания.

Ананьева стр. 26

Дурова стр. 39 №6

Нищева стр. 14

Ноябрь

1 неделя

Создание благоприятного эмоционального фона; развитие внимания, снижение эмоционального напряжения. Гармонизация притязания на признание. Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого аппарата детей. Познакомить с рассказом «Находка». Подготовка к творческому рассказыванию.

Ананьева стр. 28

Дурова стр. 39 №7

Нищева стр. 16

2 неделя

Развитие внимания, умение узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям. Знакомство с эмоцией радости. Развитие речевого аппарата, речевого дыхания и речевого внимания. Познакомить с рассказом «Как Ронни искал друга»

Ананьва стр. 30

Дурова стр. 40 №8

Нищева стр. 20

3 неделя

Развитие умения узнавать эмоцию злости по внешним проявлениям, снятие напряжения, развитие сплочённости группы; наблюдательности и невербальных средств общения.

Ананьева стр. 33

Дурова стр. 40 №9

Нищева стр. 22

4 неделя

Сплочение группы, создание благоприятного эмоционального климата, развитие умения узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям. Снижение напряжения, стабилизация психических процессов, развитие навыков общения. Развитие фонематического слуха и речевого дыхания детей.

Ананьева стр. 35

Дурова стр. 41

Нищева 2 стр. 4

Декабрь

1 неделя

Создание эмоционального фона, формировать умение управлять своим поведением. Развитие речи, речевого внимания, слуха и дикции детей.

Ананьева стр. 38

Дурова стр. 42 (11)

Нищева 2 стр. 7

2 неделя

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; формирование представлений о необходимости правил, развитие чувства сопереживания к другому человеку. Знакомство с системой приёмов, позволяющих сдерживать эмоции. Развитие мотивационной сферы. Развитие фонематического слуха, речевого аппарата.

Анаьева стр. 40

Дурова стр. 42 (12)

Нищева 2 стр. 10

3 неделя

Развитие внимания, обогащение словарного запаса, формирование навыков волевой регуляции; снижение эмоционального напряжения, развитие воображения. Развитие фонематического слуха, речевого дыхания и дикции детей.

Ананьева стр. 44

Дурова стр. 43 (13)

Нищева стр. 13

4 неделя

Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения; развитие речи, логического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей.

Ананьева стр. 46

Дурова стр. 43 (14)

Нищева стр. 16

Январь

1 неделя

Снижение психоэмоционального напряжения, речевое развитие, развитие воображения. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Способствовать творческому рассказыванию.

Ананьева стр. 48

Дурова стр. 44

Нищева стр. 19

2 неделя

Развитие мышления; формирование умения узнавать эмоцию обиды по внешним признакам. Развитие навыка распознания собственного эмоционального состояния. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей.

Ананьева стр. 50

Дурова стр. 45

Нищева стр. 23

3 неделя

Развитие мышления и слухового восприятия; произвольности, навыков рефлексии. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Совершенствовать и способствовать развитию творческого рассказывания.

Ананьева стр. 52

Дурова стр. 45 (17)

Нищева 3, стр. 4

Февраль

1 неделя

Способствовать развитию внимания, логике и мыслительных процессов. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин.

Ананьева стр. 54

Дурова стр. 46

Нищева3 стр. 6

2 неделя

Развитие слухового внимания, познавательных процессов; изучение уровня мелкой моторики. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин.

Ананьева стр. 55

Дурова стр. 47

Нищева 3 стр. 10

3 неделя

Способствовать развитию памяти, мышления (классификация предметов); координации, снижение эмоционального и двигательного напряжения. Знакомство с понятием «характер» и его характеристиками. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей.

Ананьева стр. 58

Дурова стр. 48

Нищева стр. 12

4 неделя

Развитие взаимопонимания, эмпатии, памяти, мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин.

Ананьева стр. 61

Дурова стр.49

Нищева стр. 15

Март

1 неделя

Развитие мышления (сравнение, классификация), внимания, мышления и речи. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин.

Ананьева стр. 63

Дурова стр. 49 (23)

Нищева стр. 17

2 неделя

Развитие мелкой моторики, внимания, воображения. Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка. Развитие самовыражения и самопринятия детей.

Ананьева стр. 65

Дурова стр. 50 (24)

Нищева стр. 20

3 неделя

Способствовать развитию внимания, воображения, мелкой моторике, произвольности поведения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин.

Ананьева стр. 68

Дурова стр. 50 (25)

Нищева 3 стр. 22

4 неделя

Развитие внимания, произвольности поведения, мелкой моторики, коммуникативных навыков. Обучение навыкам и формам общения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин.

Ананьева стр. 70

Дурова стр. 51

Нищева № стр.

Апрель

1 неделя

Способствовать развитию внимания, речи, мыслительных функций памяти; повышение работоспособности группы, создание благоприятной эмоциональной сферы.

Ананьева стр. 73

Дурова стр. 52 (27)

Нищева №  стр.

2 неделя

Развитие мыслительных операций, мышления, внимания, произвольности поведения и воображения. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей.

Ананьева стр. 76

Дурова стр. 52 (28)

Нищева стр.  №

3 неделя

Создание атмосферы работоспособности группы и эмоционального комфорта её членов. Развитие мышления и воображения. Снижение психоэмоционального и физического напряжения.

Ананьева стр. 78

Дурова стр. 53 (29)

Нищева стр.  №

4 неделя

Создание благоприятного эмоционального климата. Развитие произвольности, умения работать по образцу; формирование умения работать в паре.

Ананьева стр. 81

Дурова стр. 53 (30)

Нищева стр.  №  

Май

1 неделя

Создание благоприятного эмоционального климата, повышение работоспособности группы; развитие воображения, повышение мотивации к школьному обучению.

Ананьева стр. 83

Дурова стр. 53 (3)

2 неделя

Создание благоприятного эмоционального климата, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к школьному обучению. Притязание позиции школьника.

Ананьева стр. 84

Дурова по желанию детей

3-4 неделя

Работа с картами наблюдений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Готовимся к школе!"

Данная программа направлена на подготовку к школе в плане речевого развития ребенка 6-7 лет на индивидуальных занятиях. Состоит из 5 блоков, в которых материал подобран с постепенным усложнением, с оп...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

программа кружковой работы "Готовим руку к письму"

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики....

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе

Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образов...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...