Консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа)

Андрющенко Светлана Владимировна

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx320.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

Разработала воспитатель: Андрющенко С.В.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а

естественное человеческое чувство»

Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий

патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю; явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том

окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет

«патриотическое чувство.»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного

патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей.

Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  1. Особенности дошкольного возраста.
  2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.
  3. Отсутствие концепции, теоретических и методических разработок

(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны

нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах

деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание

сохранять и преумножать богатство своей Родины.

Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и

патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

-воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

-формировать представления о своем городе;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому;

-развивать интерес к русским традициям и промыслам;

-формировать элементарные знания о правах человека;

-формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

-расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;

-знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию».

Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность.

Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.

Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).

Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д

Развлечения.

Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «Моя

семья» мы сделали выставку рисунков « Портрет моей семьи» и приурочили к празднику.

Чтение стихов, рассказов Фото выставки.

Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

Консультация для воспитателей детского сада по патриотическому воспитанию.

«Люблю тебя мой край родной!»

Цель : воспитание любви подрастающего поколения к родному краю.

Задачи: Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда; воспитание в детях толерантности.

Родина у каждого своя.

С первых шагов до последнего вздоха. С первых дорог до последнего взлёта. С первых лучей и до заката.

Помни, Родина Л.Г. Свинина.

Старший дошкольный возраст период активного патриотического воспитания.

Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно вводить детей в мир краеведения, воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку - занятие сложное и неэффективное. В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива

становится педагогический совет. В дошкольном образовательном учреждении педагогический совет - площадка, где проявляется новаторство, осуществляется поиск решения методических проблем и обобщается опыт коллег.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать

культуру своих предков. А начинать надо с воспитания любви и уважения к членам своей семьи, своему городу, своей «малой родине».

Расширить интересы детей, вывести их из узкого мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и

жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания любви к родному краю. Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частицы Родины.

Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город , но и всю страну.

Как сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей?

Исследовательское поведение- один из важнейших источников получения

ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить- значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

По своей природе дети – исследователи. Важно научить наблюдать, сравнивать, воспитать желание найти ответ.

В настоящее время, важность этого вопроса, отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

Где подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Свою работу по нравственному воспитанию мы строим так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям.

Федор Иванович Тютчев "Нам не дано предугадать:"

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать. Увы, не каждый раз дается. Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком Сумеет личность человека. И мы обязаны творить.

Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться

Введение элементов краеведения в структуру проектов способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому. Изучение краеведения становится основой для гармонического всестороннего развития старших дошкольников, создает тот стержень , который поможет юному человеку сохранять богатые традиции родного народа, своего города.

Знакомя детей с родным городом, обращаем внимание на достопримечательности: памятники, музеи.

Свою работу по нравственному воспитанию строим так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям.

Отбор и систематизация знаний, которыми должны овладеть дошкольники, проводятся с учётом их умственных возможностей: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Таким образом, уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Используя в своей работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Приобщение детей к традициям народа важное средство патриотического воспитания.

Мы проводим экскурсии по городу, цель которых ознакомление с

достопримечательностями Рязани, богатой культурой и историей города.

Наша Родина- это наша Россия, наша Рязань, это наша малая Родина, место где мы родились и живем .

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....