Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование деятельностного метода на занятиях по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Голикова Светлана Михайловна

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков (Е.И.Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова). Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. Изучив литературу по данной проблеме, я решила использовать деятельностный метод обучения детей.                                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Родничок»

Консультация для педагогов ДОУ

"Использование деятельностного метода на занятиях по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста".

Воспитатель: Голикова Светлана Михайловна.

Дошкольный возраст – важнейший период в становлении личности ребенка. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям.

Учитывая актуальность и результаты диагностики детей нашей группы, мною в начале учебного года был организован речевой кружок. Используя разнообразные формы работы с детьми, такие как игровые упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, речевой образец, беседы, объяснение происхождения слова, ответы на вопросы требующие констатации и размышления, договаривание слов, недосказанных воспитателем и др., у меня возникла проблема: у детей не проявлялось интереса к данному виду деятельности, у них не было желания участвовать в речевых играх.

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков (Е.И.Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова). Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. Изучив литературу по данной проблеме, я решила использовать деятельностный метод обучения детей.                                                                                 Для мотивации и включения детей в деятельность использую следующие методы:                                                                                                                         - беседа с обращением к личному опыту детей;                                                                              - создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребенка в речевую деятельность.                                                                                                                 Приведу примеры применения данного метода в образовательной деятельности.                                                                                      Тема: Звуковая культура речи «Поможем Антошке найти звук ( ш) ».                                                                                            Задачи:                                                                                                                                            - активизировать глагольный словарь;                                                                                                  - учить согласовывать глагол с существительным в роде и числе;                                                        - упражнять в произношении изолированного звука (ш) и звука (ш) в словах.

Раскрою прием введение в игровую ситуацию. Для создания положительного эмоционального настроя на игру, дети приветствуют друг друга, говоря: «Доброе утро» и передавая при этом мяч. Затем внимание детей переключается к необычному предмету, находящемуся неподалеку, сундучку. Предлагая детям узнать, что в нем или кто, дети высказывают свои предположения о находящемся внутри. Для создания большего интереса из сундучка появляется герой – мальчик Антошка, который предлагает детям научиться шипеть, красиво и правильно произносить его любимый звук (ш), помочь ему найти картинки со звуком (ш).

Следующий прием актуализация знаний детей. Вместе с героем проводится комплекс артикуляционной гимнастики для правильной постановки звука. Само знакомство и проговаривание звука проходит в игровой форме и исходит от лица героя. Благодаря правильному речевому образцу дети учатся шипеть.

Создание затруднения для детей в игровой ситуации. Для знакомства детей с новым звуком Антошка приглашает поиграть в игру «Волшебный сундучок», в ходе которой предлагается из сундучка достать, назвать и выбрать любимые игрушки героя, в названии которых слышится звук (ш). Для создания ситуации успеха герой предлагает  детям оценить друг друга хлопками в ладоши,  в чьем произношении звук проговаривался правильнее и точнее.

Для привлечения внимания детей Антошка достает из сундучка загадку, к ответу в дальнейшем предлагается назвать действия, которые могут совершаться предметом. А затем предлагается  поиграть в игру « Кто что делает», в ходе которой ребенок подходит , берет игрушку и называет действие которое она может совершать, затем остальные могут имитировать данное действие.

Для включения новых знаний в систему дети вновь обращаются к «волшебному сундучку», в котором главный герой оставил игровое задание. Первому узнать задание предлагается скромному ребенку. Он достает картинку, на которой изображен сюжет скороговорки. Узнав знакомый сюжет, ребенок проговаривает ее.

Подводя итог занятия, я создаю ситуацию успеха. Детям задаю вопросы: что сегодня делали? Кому помогли? Почему смогли помочь? Дети обращают внимание на то, что они научились шипеть,  красиво говорить и произносить любимый звук Антошки, и поэтому смогли  помочь ему найти картинки со  звуком (ш).

Вывод. Организованная мною работа дает положительные результаты. А в этом мне помог деятельностный метод обучения. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной деятельности. Я стараюсь создавать условия для возникновения внутренней потребности включения ребенком в деятельность. Ребенок осознает, для чего это надо, он мотивирован на познание. Дети не боятся говорить еще не всегда правильно, они знают, что их поддержат, как дети, так и окружающие взрослые.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование деятельностного метода на занятиях по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Голикова Светлана Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Родничок»

Слайд 2

Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Слайд 3

Формы работы с детьми. Игровые упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания; пальчиковый театр; беседы; речевой образец; игровые ситуации; совместное рассказывание; инсценировки; чтение художественной литературы; изменение знакомых текстов; художественное слово.

Слайд 4

Деятельностный метод обучения. Методы обучения детей: - беседа с обращением к личному опыту детей; - создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребенка в речевую деятельность.

Слайд 5

Введение в игровую ситуацию, «Доброе утро!»

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика.

Слайд 7

Затруднение в игровой ситуации, игра «Волшебный сундучок».

Слайд 8

Игра «Кто что делает».

Слайд 9

«Узнай и назови скороговорку».

Слайд 10

Вывод. Организованная мною работа дает положительные результаты. А в этом мне помог деятельностный метод обучения. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Данное пособие поможет сформировать у детей умение различать и называть предметы посуды;совершенствоать умение находить сходства и различия между предметами;развиватьумение составлять описательный рас...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»

Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный....

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Новоселье у зайчонка»

Цель: закрепить представление о понятиях «мебель», «посуда». Детская цель: помочь зайчику с новосельем. Задачи:- уточнение и активизация словаря о мебели, о посуде; уточнение понят...

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. «Нарисуй свое настроение»

Учить детей выражать свои эмоции через рисование. Закрепить умение детей правильно оценивать свое настроение выявлять предпосылки его возникновения. Дать понятие, что у каждой картины есть свое «...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...