«Значение нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
материал

Неверовская Татьяна Валентиновна

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД№144» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА






ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

на тему «Значение нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»




Подготовила:

Старший воспитатель

Неверовская Т.В.

Дата проведения: 08.02.2024 г.

г. Магнитогорск-2024

«Значение нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

«От того, как мы воспитаем молодежь,

зависит то, сможет ли Россия

сберечь и приумножить саму себя»

В.В. Путин

          Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

           Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

 Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества, свои права и обязанности – эту информацию лучше всего закладывать ребенку с детства. Потому что всё, что усвоено в дошкольном периоде: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Значение. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. 

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В.В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Требования ФГОС ДО. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
          Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, оно 
является одной из основных задач дошкольного учреждения.

 Задачи включаются при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. Воспитание уважения к труду;

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

5. Формирование элементарных знаний о правах человека;

6. Расширение представлений о городах России;

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .

8. Развитие чувства ответственности гордости за достижения страны;

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Формы патриотического воспитания во всех уровнях воспитательной деятельности.

- тематические занятия;

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках, акциях, парадах;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Средства относятся к патриотическому воспитанию.

- Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

- Природа родного края: она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

- Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

- Общение: оно выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

- Атмосфера, окружающая среда: она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина» Оверчук Т. И. «Мой родной дом» Новицкая М.Ю. «Наследие».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры – обмен опытом воспитателей (развивающая среда, дидактические игры).

Уголок патриотического воспитания: все экспонаты, предметы, игры, альбомы должны быть размещены доступно для воспитанников, все представленные материалы должны быть достоверны и соответствовать возрастными особенностями детей, иметь эстетичный, красочный и привлекательный вид.

Младший дошкольный возраст:

1. Альбом «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем» (достопримечательности города).

2. Флаг России, Герб России.

3. Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

4. Предметы русской старины.

5. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.

6. Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.

Старший дошкольный возраст:

1. Глобус, физическая карта России, политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб Ивановской области, Гимн России, Портрет президента РФ.

2. Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.

3. Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ.

4. Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.

5. Альбомы: «Моя семья», «Мы по городу идем», «О великой отечественной войне» и т. д.

6. Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)

7. Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт».

8. Записи сказок и патриотических песен.

9. Игры по патриотическому воспитанию.

10. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали.

11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.

Вывод: Задача воспитателя научить ребенка  отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие тех качеств и ценностей, благодаря которым он станет патриотом и гражданином своей Родины.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. В процессе такого взаимодействия используются следующие виды:

- анкетирование; консультации; родительские собрания; беседы;

- наглядная информация на стендах, папки-передвижки;

- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;

- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, оказывать помощь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Деловая игра «Наша Родина - Россия»

1 задание: «Блиц-опрос»

- Земля, где ты родился?    (Родина)

- Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом?   (Страна)

- Население определенной стороны? (Народ)

- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства?      (Гражданин)

- Какая птица изображена на гербе России?      (Орел)

- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств?   (Фольклор)

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?       (Родители)

2 задание: «Какой он, наш город Магнитогорск?»

Город Магнитогорск неповторим своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Задание: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии Магнитогорск:

3 задание: «В уездном городе «С»…»

Педагог получает фото какого-либо объекта г.Магнитогорск, даёт описание, не называя его. Остальные должны угадать, что изображено на фото.

4 задание: «Бой пословиц»

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

Человек без Родины

Родины нашей.

В хорошей семье

что соловей без песни

Восстановите пословицы:

Нет в мире краше Родины нашей.                                                                                               Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.                                                                                                Если дружба велика, будет Родина крепка.                                                                                 Семья сильна, когда над ней крыша одна.                                                                                   Человек без Родины, что соловей без песни.                                                                                         В хорошей семье хорошие дети растут.                                                                                               Книгу читать как на крыльях летать.                                                                                            Мир освещается солнцем а человек знанием.                                                                                               Дом вести не рукавом трясти.                                                                                                      Велика русская земля и везде солнышко.

5 задание: «Черный ящик»

Каждой команде дается черный ящик. Задание: по описанию определить -  какой предмет находится в черном ящике. Внимание! Вопрос!

1 команда.

В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).

2 команда.

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

Рефлексия

У вас на столах лежит куб. Напишите на гранях куба то, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  А.С. Макаренко

Не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!

Решение педсовета

1. Продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей, используя разные методы, средства и приемы.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

2. Обеспечивать пополнение  и периодическую сменяемость дидактического материала (пособий, игр, тематических альбомов) в соответствии с возрастом детей в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

3.Обобщить опыт работы воспитателей по работе нравственно-патриотического воспитания детей.

4. Оформить информацию для родителей «Растим патриотов».

5. Оформить патриотический уголок в соответствии с возрастом

Отв.: воспитатели

Срок до 30 марта.

Выводы:

Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. И как сказал В.В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"

В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое  воспитание подрастающего поеоления...

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности до...

Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях.

Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представл...

Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...

Презентация " Значение нравственно - патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Презентация " Значение нравственно - патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"...