«Сторителлинг, как способ развития речи у детей дошкольного возраста».
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чердак Галина Ивановна

Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании.

Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения.

Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории.

По наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге.

Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Тема: «Сторителлинг, как способ развития речи у детей дошкольного возраста».

Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.). Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени легче воспринимаются слушателями и они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Итак, сторителлинг – искусство увлекательного рассказа, придумывание историй с участием героя.

Сторителлинг имеет конкретную структуру:

• вступление (зачин истории) - должно быть кратким;

• развитие события (создает определенное напряжение);

• кульминация (разрешение поставленной проблемы);

• заключение (краткое - мораль)

Сторителлинг позволяет:

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Для чего детям нужны истории, сказки?

В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.

Прием «сторителлинг» открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективен в процессе рассуждения, помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике.

Выделяют несколько видов сторителлинга:

• классический,

• активный,

• цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

Цифровой сторителлинг- формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Моменты при создании истории

• Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

• В истории должен быть определенный персонаж или герой.

• У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.

• Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

• История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Игра по методу сторителлинг

Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй»).

9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений.

Такие кубики не обязательно покупать их можно и самим сделать. Картинки могут быть любыми.

Каждый участник придумывает свою часть своей истории так, чтобы фрагмент одного участника соединялся со следующим, пока у истории не появится начало, середина и конец. Наиболее интересные и удачные истории можно записывать и потом перечитывать вместе с детьми.

Как у каждой игры у нее есть правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть. Можно предложить им превратиться в «сказочников, рассказчиков, фантазёров».

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

При составлении истории необходимо соблюдать следующую структуру:

  1. Вступление

Начать нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:

- В некотором царстве, в некотором государстве…

- Когда-то давным - давно…

- Однажды, много лет назад…

- Случилось это в одном городе….

2. Основная часть истории.

Середина—в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Описывается основная сюжетная линия.

- Что произошло с героем?

- Кого он встретил или что нашёл?

- Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Развязка-герой у цели.

Короткий вывод (итог истории).

Техника сторителлинг открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, создаются условия для познавательной активности, эмоциональной восприимчивости, отзывчивости, формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через количество правил. Меняется отношение к сверстникам – он становится интересен как партнёр. Появляются элементы творческого воображения, растёт контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. Развитие высших психический функций, повышение интереса к заданию и как следствие повышения  концентрации внимания, расширение запаса знаний об окружающем мире.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

Подведём итоги.

1.Сторителлинг может использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг-это замечательный метод преподнесения любого материала.

2. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

3. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

4. Сторителлинг-отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для обогащения и актуализации словаря детей, помогает научить детей составлять как простую фразу, так и связный творческий рассказ.

Как показывает опыт, при использовании техники сторителлинг в ДОУ дети сильно воодушевляются, внимательно слушают истории. После прочтения сказки воспитатель вместе с детьми может разыграть ее, при этом сделав опору на иллюстрации, жесты, движения.

Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Давайте попробуем с вами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 21» Артёмовского городского округа Подготовил: воспитатель высшей категории Чердак Галина Ивановна http://aida.ucoz.ru Тема: « Сторителлинг , как способ развития речи у детей дошкольного возраста».

Слайд 2

2

Слайд 3

Сторителлинг имеет конкретную структуру: • вступление (зачин истории) - должно быть кратким; • развитие события (создает определенное напряжение); • кульминация (разрешение поставленной проблемы); • заключение (краткое - мораль) 3

Слайд 4

Сторителлинг позволяет: • разнообразить образовательную деятельность с детьми; • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; • обогатить устную речь дошкольников; • облегчить процесс запоминания сюжета. 4

Слайд 5

• классический, • активный, • цифровой. 5 Выделяют несколько видов сторителлинга :

Слайд 6

Как у каждой игры у нее есть правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть. Можно предложить им превратиться в «сказочников, рассказчиков, фантазёров». 6

Слайд 7

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. 7

Слайд 8

1.Сторителлинг может использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сторителлинг -это замечательный метод преподнесения любого материала. 8

Слайд 9

2. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность. 9

Слайд 10

3. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. 10

Слайд 11

4. Сторителлинг -отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. 11

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика как способ развитие речи у детей раннего возраста

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы понимаете, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладон...

Презентация "Формы, методы и способы развития речи у детей раннего возраста"

Презентация "Формы, методы и способы развития речи у детей раннего возраста"...

Пальчиковые игры -эффективный способ развития речи у детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Прогулка – способ развития речи воспитанников младшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов«Прогулка – способ развития речи воспитанников младшего дошкольного возраста»...

«Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Мастер-класс на тему: Технология Сторителлинг , как способ развития речи у детей дошкольного возраста

Вы замечали,  как  внимательно  дети  слушают  педагога,  когда  он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Как вы ...

Пластилинография - как способ развития речи у детей дошкольного возраста через мелкую моторику

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли ...