Проект. Маленький народ большой страны.
проект (подготовительная группа)

Комарова Дарья Олеговна

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._malenkiy_narod_bolshoy_strany.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Алёнушка»

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Проект

на тему: «Маленький народ большой страны»

Подготовительная к школе группа

                                                                               Подготовили воспитатели: Розова С.А.,

                                                                                                                              Комарова Д.О.

                                                      Мытищи 2024

Проект на тему: «Маленький народ большой страны».

Подготовительная группа.

Вид проекта: воспитательный, исследовательский, творческий, познавательный.

Продолжительность: Краткосрочный. С 01 июня 2023года по 31.01.2024.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель:

-формировать у детей понятия «Мы - Россияне» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;

-воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

-знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, национальным костюмами, песнями и танцами, обычаями;

-познакомить детей с людьми, оказывающими помощь стране, в сохранении малых народов, заинтересовать детей информацией о учёном А.Б.Шлуинском;

-способствовать формированию интереса дошкольников к молодым ученым, создающим новые смысловые подходы, необходимые в нашей стране.

-создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.

Задачи:

-углублять и уточнять представления о Родине — России;

-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

-формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

-обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.

-познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

-развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.

-развивать интерес к страноведческим знаниям.

-развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы и сказок разных народов, пословиц, поговорок.

2. Просмотр презентаций народы России.

3.Рисование, лепка, аппликация по изучаемой теме.

4. Рассматривание иллюстраций на данную тематику.

5. Игры народов России.

6. Беседы: «Полуостров Таймыр»; «Как работает связь и почта в отдельных участках полуострова».

7. Экскурсия на почту России с отправлением посылки в поселок Потапово полуострова Таймыр.

8. Отслеживание посылки по трек номеру и карте России.

9.Просмотр видеопривета от детей ТМК СОШ 12 поселка Потапово.

10. Получение и рассматривание посылки с полуострова Таймыр.

11.Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

Работа с родителями:

1. Беседа о проекте «Посылка на Таймыр».

2. Дать рекомендации родителям о совместном просмотре фильмов об энцах, производства Ямал-Медиа и Русского географического общества.

3. Помощь родителей в приобретении книг для посылки; помощь родителей в фото и видеосъемке детей, при приобретении книг в книжном магазине совместно с детьми.

4. Проведение общесадовского собрания в рамках досугового клуба «Путешествие с Алёнушкой». Тема: Народ моей страны России.

Актуальность проекта.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

"Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать" - (Послание Президента РФ федеральному Собранию). Не случайно в Указе Президента "О национальных целях развития Российской Федерации" в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" указано: "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций"

В рамках формирования гражданственности, было принято решение узнать больше про энецкий народ и их язык. И не просто узнать, и рассказать, о том, как молодой ученый приносит пользу своей стране, а и прикоснуться к этой истории, посредством знакомства с энцами. А, учитывая возрастные особенности, мы решили написать сообщение именно детскому саду при школе ТМК СОШ 12 поселка Потапово лично.

И именно в этих рамках, педагоги энецкой школы нам прислали национальные песни (чтобы дети понимали, что это очень сложно - создать азбуку) и свои книги, чтобы дети увидели продукт деятельности ученого.

Предполагаемый результат

-Освоение доступных знаний об истории родного края.

-Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.

-Пополнение знаний о народах России.

-Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.

-Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.

-Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

-Привлечение внимания дошкольников к культурному наследию своей малой Родины, углубление знаний в области фольклорного, образного, языкового своеобразия родного края;

-Выставки продуктов детской деятельности:

  • Аппликация «Русский народный костюм»
  • Работа с пластилином «Народы России»
  • Рисунки «Культура и традиции народов России», Роспись разделочной доски народов России, Народы разной национальности.

-Оформление и показ музейного уголка: «Маленький народ большой страны» всем группам детского сада.

-Презентация проекта.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Подготовительный этап можно разделить на несколько подпунктов:

- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.

-Проведение опроса детей на знание о многонациональности народов, проживающих на территории России;

-Убеждение участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.

-Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.

- Составление презентаций из подобранного материала.

- Чтение методической и художественной литературы.

-Составление конспектов занятий и бесед.

- Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России.

- Изготовление дидактических игр, подбор подвижных национальных игр.

Подготовительный этап проходил в летний период с 01.06.2023 по 31.08.2023гг

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ.

В основной этап проекта входят следующие пункты:

1.Информационно-накопительная деятельность.

  • Чтение методической и художественной литературы детям;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов, альбомов;
  • Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народов России;
  • Чтение сказок народов России:

Марийские сказки: «Как я пчел караулил», «Глупый муж», «Девушка- сиротка и дочь мачехи», «Добро лечит», «Еж и заяц», «И волк может стать приятелем», «С зернышка до коня», «Чудесная мельница», «Почему заяц печален?», «Одежда-невидимка лешего».

Сказки народов севера: «Как собака друга искала», «Кит и олень», «Росомаха и лисица», «Айога», «Айгуль», «Альба и Хосядам», «Баручи», «Белая лебедушка», «Белая нерпа», «Бобровая речка», «Большое путешествие маленького мышонка», «Бычок и лисичка», «Волшебный меч», «Ворон», «Ворон и лиса», «Восьминогая собака», «Гордый олень».

Чувашские сказки: «Лиса и дятел», «Тощий волк», «Маленькая птичка», «Дружок-петушок», «Золотой мешок», «Наперсток», «Беда», «Как бедняк Григорий без лошади остался», «Тришкины дети».

Татарские сказки: «Завещание», «Козел и баран», «Камыр-Батыр», «Ловкий джигит», «Старик и лентяй», «Три вопроса».

Якутские сказки: Богач Боилыт и бедняк Берт-Эрь, Бычы-Бычехан и Лягляр-Бергесе, Волк и лошадь, Глупая невестка, Гусь и журавль, Девушка — хвощинка, Заблудившиеся парни, Как ветер к великой горе ходил, Как ласка осталась без хвоста, Как люди солнце мешками носили, Карах-симирики, Кто-то и зайца боится, Кукша, Куропатка, Лиса и медведь, Лошадь и олень.

Карельские сказки: «Белка, рукавица и иголка», «Голубая важенка, «Горе», «Горшок киселя», «Девять золотых сыновей», «Дорогая шкура,» «Жёрнов Хийси или почему вода в море солёная», «Зять Хома», «Как бедный мужик с попом расквитался», «Как мужики в город съездили», «Как один парень царя проучил», «Как тугодумовцы в Питер поехали», «Как тугодумовцы лодку строили», «Как тугодумовцы рыбу удили», «Красавица Насто», «Лапоток», «Медведь, волк и лиса», «Младшая сестрица», «Матти – весельчак», «Невеста-мышь», «Овод и козы», «Ольховая чурка», «Почему вода в море солёная».

Алтайские сказки: «Сто умов», «Нарядный бурундук», «Баран», «Горностай и заяц», «Лягушка и муравьи», «Как песня на Алтае появилась», «Легенда о происхождении Телецкого озера», «Скупая лягушка», «Алып-Манаш», «Ячменное зерно».

  • Просмотр презентаций: «Народы России», «Традиции и праздники народов России», «игры народ разных национальностей», «Музыкальные мотивы и инструменты», «Костюмы и украшения», «Быт и обычаи».

2.Образовательно познавательная деятельность

  • Проведение цикла тематических занятий.

Тема: «Наша страна Россия»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства. Оборудование и материалы: глобус, карта России, указка, флажок с изображением герба Москвы и флаг России.

Тема: «Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

  • Обсуждение прочитанного и увиденного материала:

-Пересказ сказок народов России по опорному плану. Цель: активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова.

-Составление рассказов по картинам:

«Ярмарка. Русские»,

«Татары, Сабантуй»,

«Чукчи и оленеводство».

-Составление загадок о семье, о Родине, о России. Цель: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений. Упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа, формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать. Развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности.

-Составление рассказов по пословицам, с целью формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему и активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц:

«Родина краше солнца, дороже золота».

«Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».

«На чужбине и собака тоскует».

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

«Смело иди в бой, Родина за тобой».

  • Беседы: «Полуостров Таймыр»; «Как работает связь и почта в отдельных участках полуострова». Главная мысль заключается в том, чтобы доходчиво объяснить детям, что на полуострове Таймыр связь не устойчивая, интернет практически отсутствует, почта быстро работает только в областных центрах, а на окраинах с большим перебоем, что добрать в отдельные поселки можно лишь на вертолёте.

3.Игровая деятельность:

  • Дидактические игры:

«Чей костюм?»;

«Пазлы народы России»;

«Народные промыслы»;

«Найди лишнее»;

«Собери узоры»;

«Чей музыкальный инструмент»;

«Чье жилье»;

«Найди пару», «Мемо»;

«Узнай наш флаг (герб)».

  • Подвижные игры (описание в приложении 1):

«Горелки»;

«Заря-заряница»;

«Игра в мяч»;

«Подними платок»;

«Журавли»;

«Перетягивание веревкой»;

«Отбивка оленей»;

«Олени и пастухи»;

«Продаем горшки»;

«Хлопушки» Абакле;

«Двадцать палочек»;

«Бабка Ёжка»;

«Садовник и цветы»;

«Пятнашки».

4.Художественно эстетическая деятельность

  • Рисование на темы:

- «Народы разной национальности»

- «Роспись разделочной доски народов России»

-«Культура и традиции народов России»

  • Аппликация:

- Русский народный костюм (Рубаха, Сарафан и т.д.)

  • Работа с пластилином:

-«Народы России»

5.Экскурсионная и практическая деятельность.

  • Беседа с родителями на тему необходимости отправления посылки в ТМК СОШ 12 поселка Потапово полуостров Таймыр. Книги - подарок для детей Таймыра. В 2016году в поселке Потапово сгорела школа (деревянное двухэтажное здание) и по сей день дети размещаются в дошкольном отделении (маленький одноэтажный корпус), обучаясь в две смены, 6 дней в неделю. Обучение проходит с октября по апрель включительно, остальное время дети проводят с родителями в тундре.

Важно, что наши дети сами выбирали книгу для подарка, с горящими глазами они приносили их в детский сад.

  • Сбор книг, купленных родителями совместно с детьми в книжном магазине; сбор фото и видео детей, а также монтирование ролика: «Собираем книги на Таймыр».
  • Упаковка книг в специальную почтовую коробку.
  • Экскурсия на почту России, отправка посылки совместно с детьми. Детям было очень важно отправить эту посылку самим, так как в ней находились книги, купленные ими собственноручно, с душой. Важно было потрогать посылку перед отправкой, помахать ей вслед рукой. Дети с трепетом смотрели за действиями оператора, как посылку запечатывают, как взвешивают. Многие дети впервые оказались на почте.
  • Отслеживание по трек номеру и карте России посылки. Наша посылка была отправлена 10октября 2023г, но к месту назначения попала лишь 28 ноября 2023г. Сначала ее привезли в город Дудинка, ближайший город к поселку. Из-за погодных условий, почти месяц посылку не могли переправить на вертолете в поселок. Зимой другого сообщения с поселком Потапово нет.
  • Просмотр ответного видеопривета от детей и педагогов ТМК СОШ12.

Связь и интернет в поселке Потапово неустойчивая, ответ на сообщение можно ждать по несколько дней, а то и недель. Но, несмотря на эти сложности, наша переписка продолжается и по настоящее время.

Дети нашей подготовительной группы с восторгом смотрели, как книги, которые они сложили в посылку, красуются на книжных полках на полуострове Таймыр, как энецкие дети достают их и рассматривают. В новогоднем поздравлении энецкой школы мы услышали, что они нам тоже отправили ответную посылку; но, чтобы она дошла быстрее, ими было принято решение отправить ее на снегоходе до ближайшего города Дудинка, а там уже попросить знакомых отправить ее нам. Равнодушных в этой истории нет.

Основной этап проходил с 01.09.2023г по 31.12.2023г


3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

  • Выставка продуктов детской деятельности:

-Аппликация «Русский народный костюм»

-Работа с пластилином «Народы России»

-Рисунки «Культура и традиции народов России», «Роспись разделочной доски народов России», «Народы разной национальности».

  • Получение посылки с полуострова Таймыр, поселка Потапово. Создание мини-музея, в который вошли уникальные книги, украшения и картины, сделанные собственными руками, руками детей энецкой школы.
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
  • Приглашение в групповой музей остальных групп детского сада.
  • Презентация проекта.
  • Выступление перед родителями сада (Досуговый клуб: «Путешествие с Аленушкой») с темой: «Народ моей страны России».

Заключительный этап проходил с 01.01.2024г по 31.01.2024г


Приложение 1

Подвижные игры народов России.

"Горелки" (Русская народная игра).

Ребята строятся в колонну по двое, каждая пара берется за руки. Впереди становится водящий - "свеча".

Все хором нараспев говорят: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!".

После слова "звенят" ребята, стоящие в первой паре, разъединяют руки и мчатся назад, стараясь убежать от водящего и снова взяться за руки. Водящий бежит за ними, пытаясь помешать им соединиться. Если водящему удается догнать одного из игроков, он становится в паре с ним позади колонны, а оставшийся без пары "водит". Бежит каждый раз новая пара, стоящая впереди колонны.

«Пятнашки» (Русская народная игра).

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты. Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашек, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашек в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашек, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса). Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

«Садовник и цветы». (Русская народная игра).

Дети-«цветы» находятся на одной стороне площадки (у каждого в руках цветок), а водящий — «садовник» — в центре площадки. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться, будут нами любоваться». С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь. Кого поймал, тот «цветок» выходит из игры. (дети хором называют название цветка).

«Бабка Ёжка» (Русская народная игра).

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, а потом и говорит: - У меня нога болит. Пошла она на улицу раздавила курицу. Пошла на базар раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

"Двадцать палочек" (Татарская народная игра).

Играющих 20-30 человек. На противоположных концах площадки, на расстоянии 40-60 м проводятся 2 линии. У одной линии на полене устанавливают доску так, чтобы один ее конец был опущен на землю, а другой был бы приподнят. На опущенный конец кладут 20 палочек. Рядом стоит водящий. Остальные игроки строятся в одну шеренгу по этой же линии. Один из игроков нажимает ногой на верхний конец доски - палочки разлетаются. По этому сигналу игроки бегут к противоположному концу площадки и обратно. Водящий быстро собирает палочки, кладет на опущенный конец доски и старается "запятнать" любого из возвращающихся игроков. Правила: 1) водящий должен собрать все палочки; 2) ловить игроков можно только до линии; 3) если до возвращения игроков водящий не успеет собрать палочки, то он снова выполняет роль водящего. Игра способствует развитию скорости бега, быстроты реакции, ловкости, ориентировки.

«Хлопушки» (Абакле) (Татарская народная игра).

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20--30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп - сигнал такой: Я бегу, а ты за мной! С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«Продаем горшки» (Татарская народная игра).

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — Эй, дружок, продай горшок! — Покупай. — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если oн начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

«Олени и пастухи» (игра народов Севера).

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывая маута.

«Отбивка оленей» (игра народов Севера).

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

"Перетягивание веревкой" (Дагестанская народная игра).

На площадке чертится круг диаметром 4 м. По обе стороны от диаметра по линии круга становятся спинами друг к другу 2 участника игры. На них надевается веревка, связанная в замкнутый круг диаметром 1,5 м так, чтобы она прошла под руками. Затем игроки опускаются на колени и упираются руками в землю. По команде руководителя каждый начинает тянуть в сторону из круга. Выигрывает тот, кто вытянет противника из круга. Руководитель должен следить за тем, чтобы играющие начали тянуть одновременно по команде "марш" или по свистку. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы играющие тянули только вперед на себя. Одновременно могут состязаться несколько пар.

"Журавли" (Дагестанская народная игра).

Выбираются вожак и "волк". Играющие становятся в колонну по одному, каждый кладет руки на пояс впереди стоящему. Вожак -во главе колонны, "волк" - в пяти шагах от него, лицом к колонне. По сигналу руководителя "волк" бросается к колонне, стремясь схватить одного из "журавлей", вожак старается помешать ему. "Волк" имеет право нападать на любого участника игры, кроме вожака. Как только "волк" схватит одного "журавля", вожак становится "журавлем", а из числа "журавлей" выбирается новый вожак. Если "волк" за 1-2 минуты не поймает ни одного "журавля", выбирается новый "волк". В игре могут участвовать 14-16 человек (как мальчиков, так и девочек). Руководитель должен строго следить за тем, чтобы не распадалась шеренга, вовремя производить замену "волка", если он не поймает ни одного "журавля" в указанное время.

«Подними платок» (Дагестанская народная игра).

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок. Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Дагестанская народная игра: Достань шапку Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10—15 м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары — в полуприседе, пятые пары продвигаются в глубоком приседе. Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.

«Игра в мяч» (Якутская народная игра).

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке. Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

«Заря-Заряница» (Русская народная игра)

Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой, и все вместе проговаривают слова:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые. 

На слова «ленты голубые» водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Дети произносят слова: «Раз-два –не воронь. А беги как огонь!» Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится «зарёй».

Правила. Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит вне круга. На определенные слова водящий останавливается и накидывает ленту на плечо, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее прибежать. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит на свое место.


Список использованной литературы:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. -Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
  9. -Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис – Пресс, 2005
  10. -Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
  11. -Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".
  12. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  13. -Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.
  14. -Н.Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС. М.: Учитель, 2016 г.
  15. -Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.
  16. -Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  17. -Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96с. (детям о самом важном)
  18. -Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005
  19. -Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с 
  20. -Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с
  21. - Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с
  22. - С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Маленькие граждане большой страны"

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на чел...

проект "Маленький гражданин большой страны"

Всероссийский детский конкурс научно – исследовательский и творческих работ «Первые шаги в науки»  Воспитатель:Шипилова Марина Вадимовна  Свердловская областьГород Ниж...

Инновационный проект "Маленький гражданин большой страны"

Проект  "Маленький гражданин большой страны " реализован с целью создания условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания  детей  дошкольного возраста....

Проект "Маленький гражданин большой страны"

Проект "Маленький гражданин большой страны"...

Проект "Маленькие патриоты большой страны"

Нравственно - патриотический проект «Маленькие патриоты большой страны»Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностям...

Проект "Маленькие граждане большой страны"

В публикации представлены материалы для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, направленные на формирование патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста...