Консультациия для родителей "Сказкотерапия"
методическая разработка (подготовительная группа)

Консультация для родителей   

«Сказкотерапия для детей  дошкольного возраста.»  

 

Актуальность:

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка несет в себе историю народа, духовные  и моральные ценности, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. В настоящее время остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности.  В процессе работы с детьми дошкольного возраста мною отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг ; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии. В настоящее время существует много «понятий» что такое сказкотерапия»,одно из них: Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

 Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др. Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный интерес к  восприятию сказки .  Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

 

 

Цель:  гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

 

 Задачи сказкотерапии:

 

  • Раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
  •  
  • Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
  •  
  • Стимулирование творческого самовыражения.
  •  
  • Формирование позитивного отношения ребенка к себе.
  •  
  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  •  
  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  •  
  • Выявление и поддержка творческих способностей.
  •  
  • Развитие способностей контролировать свои эмоции.

 

Почему же  сказка  так эффективна при работе с детьми, особенно в  дошкольном возрасте?

 

Во - первых, в  дошкольном возрасте восприятие сказки  позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

 

Во - вторых, у маленького ребенка сильно процесс эмоционального объединения(сравнения) себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому ,  воспринимая сказку,ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых  сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

 

Что сказка дает детям?

 

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.

 

Чему учат сказки наших детей?

 

Воспитание хороших человеческих качеств :

 

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

 

Проживание эмоций:

 

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

 

Привитие извечных ценностей:

 

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

 

Понимание мира вокруг и отношений между людьми :

 

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

 

Мягкая коррекция поведения ребенка

 

В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми.

 

Расслабление,положительные эмоции .

 

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

 

Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.

 

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся в сказкотерапии.

 

Народные сказки : мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

 

Авторские: сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перо, А.С.Пушкина, П. Бажова и многих других писателей-сказочников.

 

Психотерапевтические: для более глубокой, «лечебной» работы,

 

их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

 

Дидактические или обучающие сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

 

Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для  помощи  ребенку в решении проблем с поведением.

 

Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта,используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.(сказки на ночь)

 

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

 

Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.

 

Методики сказкотерапии:

 

-Чтение сказки воспитателем в группе с дальнейшим обсуждением проблемы и персонажей.

 

-Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание её.

 

-Разбор сказки, чтение её группе и постановка заданий,(нарисовать о чем была сказка, нарисовать понравившегося ей героя, слепить, рассказать суть сказки, её мораль, найти героя в сказке или действие ,которое требует исправления и прокомментировать его)

 

Работу со  сказкотерапией я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из  сказок ,  лепим, создаем  аппликации .Также проводиться работа с родителями. По  сказкам учу составлять словесные образы героев, в процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.

 

Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-обсуждения .Идет обогащение  предметно-пространственной развивающей среды. Разыгрываем сюжеты  сказок, литературных произведений в театральных играх и в играх-драматизациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей   

«Сказкотерапия для детей  дошкольного возраста.»  

 

Актуальность:

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка несет в себе историю народа, духовные  и моральные ценности, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. В настоящее время остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности.  В процессе работы с детьми дошкольного возраста мною отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг ; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии. В настоящее время существует много «понятий» что такое сказкотерапия»,одно из них: Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

 Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др. Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный интерес к  восприятию сказки .  Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

 

Цель:  гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

 

 Задачи сказкотерапии:

 

  • Раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
  •  
  • Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления. 
  • Стимулирование творческого самовыражения.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к себе.
  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  • Выявление и поддержка творческих способностей.
  • Развитие способностей контролировать свои эмоции.

Почему же  сказка  так эффективна при работе с детьми, особенно в  дошкольном возрасте?

Во - первых, в  дошкольном возрасте восприятие сказки  позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Во - вторых, у маленького ребенка сильно процесс эмоционального объединения(сравнения) себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому ,  воспринимая сказку,ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых  сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

 

Что сказка дает детям?

 

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.

 

Чему учат сказки наших детей?

 

Воспитание хороших человеческих качеств :

 

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

 

Проживание эмоций:

 

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

 

Привитие извечных ценностей:

 

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

 

Понимание мира вокруг и отношений между людьми :

 

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

 

Мягкая коррекция поведения ребенка

 

В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми.

 

Расслабление,положительные эмоции .

 

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

 

Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.

 

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся в сказкотерапии.

 

Народные сказки : мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

 

Авторские: сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перо, А.С.Пушкина, П. Бажова и многих других писателей-сказочников.

 

Психотерапевтические: для более глубокой, «лечебной» работы,

 

их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

 

Дидактические или обучающие сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

 

Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для  помощи  ребенку в решении проблем с поведением.

 

Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта,используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.(сказки на ночь)

 

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

 

Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.

 

Методики сказкотерапии:

 

-Чтение сказки воспитателем в группе с дальнейшим обсуждением проблемы и персонажей.

 

-Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание её.

 

-Разбор сказки, чтение её группе и постановка заданий,(нарисовать о чем была сказка, нарисовать понравившегося ей героя, слепить, рассказать суть сказки, её мораль, найти героя в сказке или действие ,которое требует исправления и прокомментировать его)

 

Работу со  сказкотерапией я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из  сказок ,  лепим, создаем  аппликации .Также проводиться работа с родителями. По  сказкам учу составлять словесные образы героев, в процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.

 

Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-обсуждения .Идет обогащение  предметно-пространственной развивающей среды. Разыгрываем сюжеты  сказок, литературных произведений в театральных играх и в играх-драматизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...