Мастер-класс для воспитателей «Тренажёр для развития речевого дыхания»
консультация

Уварова Ирина Сергеевна

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее вызвать и поставить необходимые звуки. Создание пособий-тренажеров для обучения правильному дыханию способствует формированию у детей умения управлять органами дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenazhyor_dlya_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Тренажёр для развития речевого дыхания»

Подготовила:

Методист

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23,

 корпус №6

Уварова И.С.

Цель:

  1. Расширить знания педагогов о речевом дыхании и необходимости выполнения упражнений;
  2. Формировать информационную, социальную и здоровьесберегающую компетентность.


Методист:  Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться опытом изготовления тренажёра для развития речевого дыхания.
Поставленное речевое дыхание – основа правильной речи: оно обеспечивает чёткое произношение звуков, слогов, слов и фраз.


Работа над постановкой речевого дыхания строится поэтапно.
Первый этап. Улучшение внешнего дыхания. Ребёнку объясняют, и он усваивает: дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Второй этап. Выработка более глубокого вдоха и длительного выхода. Ребёнку объясняют, и он усваивает: вдох нужной глубины и выдох необходимой силы вырабатываются в результате тренировки.
Третий этап. Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребёнок максимально долго тянет на выдохе звуки: сначала гласные, потом согласные.
Четвёртый этап. Развитие речевого дыхания. Ребёнок произносит на выдохе слоги, слова, фразы.
Пятый этап. Формирование правильного в процессе произнесения текста.


Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. При их выполнении у ребёнка возникает положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение, формируются практические умения.

Цель дыхательных упражнений с тренажёром: 
1. Научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

2. Укрепить дыхательные мышцы.

3. Стимулировать работу верхних дыхательных путей, носоглотки.

4. Обеспечить вентиляцию легких во всех отделах.


Изготовить тренажёр легко - для этого не требуются специальные навыки.

Привлекать детей к изготовлению пособия можно в среднем  дошкольном возрасте (взрослый помогает выбрать тематику, складывать гармошку из бумаги, обвести предмет по контуру, проделывает отверстия в крышках). А уже в старших группах воспитанники более самостоятельны, воспитатель только помогает шилом проделывать отверстия в крышках.
На столах вы видите пластиковые бутылки разной формы, цвета и объёма, простые карандаши, шило, ножницы, двустороннюю и самоклеющуюся цветную бумагу, наклейки, пенопластовую крошку, трубочки для коктейля.


Перед работой проведем разминку с мячиками су-джок.

«Ежик»
Мячик-ёжик мы возьмем (Берут мячик су-джок.),
Покатаем и потрём (Катают мячик между ладонями.)
Вверх подбросим и поймаем. (Подбрасывают мячик и ловят одной рукой.)
Все иголки посчитаем. (Нажимают на шипы мячика поочерёдно пальцами одной руки.)
Пустим ёжика на стол (Кладут мячик на стол.)
И рукой его прижмём. (прижимают мячик к столу одной рукой.)
Мячик покатаем. (Катают мячик по столу одной рукой.)
Руку поменяем. (Катают мячик по столу другой рукой.)


Приступаем к изготовлению тренажёра.

Пошаговое выполнение работы:
Первый шаг
Выбираем тему для оформления тренажёра: «Осень», «Зима», «Космос», «Подводный мир» и т.д. и пластиковую бутылку (например:  для имитации подводного мира подойдёт голубого цвета).
Второй шаг.
Придумываем картинку по выбранной теме, оформляем бутылку, используя наклейки и самоклеющуюся цветную бумагу.
Третий шаг.
Складываем листы двухсторонней цветной бумаги гармошкой, нарисуем на них маленькие изображения «предметов», связанных с выбранной тематикой (рыбки, звёзды, листья и т.п.)
Внимание! Размер фигурок должен быть больше диаметра трубочки для коктейля, чтобы при случайном вдохе они не попали в горло.
Насыпаем в бутылку фигурки из цветной бумаги (или пенопластовую крошку при выборе темы «Зима»).
Четвёртый шаг.
Делаем отверстие в крышке бутылки с помощью шила.
Пятый шаг.

Вставляем трубочку в отверстие и тренажер готов к использованию.

Для безопасного использования  тренажера, необходимо соблюдать следующие правила:
- Следует внимательно следить за тем, чтобы перед вдохом ребёнок вынимал трубочку коктейля изо рта.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Нельзя много раз повторять упражнение, что может вызвать головокружение.  Длительность упражнения для детей младшего дошкольного возраста -2-3 минуты (3-4вдоха-выдоха и перерыв на отдых, затем работа с тренажером повторяется), для старшего -3-5 минут (5-6 вдохов-выдохов, перерыв и т.д.).
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребёнка.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не были напряжены мышцы шеи, рук, груди, чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
- Следует начинать занятие не ранее чем через 1,5-2 часа после еды.
- Нельзя заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Температура в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Нельзя заниматься с тренажёром, если есть заболевания органов дыхания.

Спасибо за внимание! Буду рада, если моё пособие поможет вам в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей старшей группы для развитие речевого дыхания

мастер класс для родителей старшей группы для развитие речевого дыхания...

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания

Конспект мастер-класса  по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания предназначен для родителей логопедических групп...

мастер-класс "Заставим язычок трудиться. Игры для развития речевого дыхания".

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Правильное рече...

Мастер-класс (детско-родительский): «Создание тренажеров для развития речевого дыхания "Веселая лягушка» и «Слон с хоботком» (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)

Развитие дыхания у детей при проведении артикуляционной гимнастики могут помочь тренажеры, которые можно сделать своими руками. Использование интересных, эстетичных, красочных тренажеров повышают инте...

Мастер класс «Изготовление игрушки самоделки –ракета, для развития речевого дыхания»

Мастер класс «Изготовление игрушки самоделки –ракета, для развития речевого дыхания»...

Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»

Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»...