Мастер-класс для воспитателей «Тренажёр для развития речевого дыхания»
консультация
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее вызвать и поставить необходимые звуки. Создание пособий-тренажеров для обучения правильному дыханию способствует формированию у детей умения управлять органами дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Тренажёр для развития речевого дыхания»
Подготовила:
Методист
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23,
корпус №6
Уварова И.С.
Цель:
- Расширить знания педагогов о речевом дыхании и необходимости выполнения упражнений;
- Формировать информационную, социальную и здоровьесберегающую компетентность.
Методист: Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться опытом изготовления тренажёра для развития речевого дыхания.
Поставленное речевое дыхание – основа правильной речи: оно обеспечивает чёткое произношение звуков, слогов, слов и фраз.
Работа над постановкой речевого дыхания строится поэтапно.
Первый этап. Улучшение внешнего дыхания. Ребёнку объясняют, и он усваивает: дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Второй этап. Выработка более глубокого вдоха и длительного выхода. Ребёнку объясняют, и он усваивает: вдох нужной глубины и выдох необходимой силы вырабатываются в результате тренировки.
Третий этап. Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребёнок максимально долго тянет на выдохе звуки: сначала гласные, потом согласные.
Четвёртый этап. Развитие речевого дыхания. Ребёнок произносит на выдохе слоги, слова, фразы.
Пятый этап. Формирование правильного в процессе произнесения текста.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. При их выполнении у ребёнка возникает положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение, формируются практические умения.
Цель дыхательных упражнений с тренажёром:
1. Научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
2. Укрепить дыхательные мышцы.
3. Стимулировать работу верхних дыхательных путей, носоглотки.
4. Обеспечить вентиляцию легких во всех отделах.
Изготовить тренажёр легко - для этого не требуются специальные навыки.
Привлекать детей к изготовлению пособия можно в среднем дошкольном возрасте (взрослый помогает выбрать тематику, складывать гармошку из бумаги, обвести предмет по контуру, проделывает отверстия в крышках). А уже в старших группах воспитанники более самостоятельны, воспитатель только помогает шилом проделывать отверстия в крышках.
На столах вы видите пластиковые бутылки разной формы, цвета и объёма, простые карандаши, шило, ножницы, двустороннюю и самоклеющуюся цветную бумагу, наклейки, пенопластовую крошку, трубочки для коктейля.
Перед работой проведем разминку с мячиками су-джок.
«Ежик»
Мячик-ёжик мы возьмем (Берут мячик су-джок.),
Покатаем и потрём (Катают мячик между ладонями.)
Вверх подбросим и поймаем. (Подбрасывают мячик и ловят одной рукой.)
Все иголки посчитаем. (Нажимают на шипы мячика поочерёдно пальцами одной руки.)
Пустим ёжика на стол (Кладут мячик на стол.)
И рукой его прижмём. (прижимают мячик к столу одной рукой.)
Мячик покатаем. (Катают мячик по столу одной рукой.)
Руку поменяем. (Катают мячик по столу другой рукой.)
Приступаем к изготовлению тренажёра.
Пошаговое выполнение работы:
Первый шаг
Выбираем тему для оформления тренажёра: «Осень», «Зима», «Космос», «Подводный мир» и т.д. и пластиковую бутылку (например: для имитации подводного мира подойдёт голубого цвета).
Второй шаг.
Придумываем картинку по выбранной теме, оформляем бутылку, используя наклейки и самоклеющуюся цветную бумагу.
Третий шаг.
Складываем листы двухсторонней цветной бумаги гармошкой, нарисуем на них маленькие изображения «предметов», связанных с выбранной тематикой (рыбки, звёзды, листья и т.п.)
Внимание! Размер фигурок должен быть больше диаметра трубочки для коктейля, чтобы при случайном вдохе они не попали в горло.
Насыпаем в бутылку фигурки из цветной бумаги (или пенопластовую крошку при выборе темы «Зима»).
Четвёртый шаг.
Делаем отверстие в крышке бутылки с помощью шила.
Пятый шаг.
Вставляем трубочку в отверстие и тренажер готов к использованию.
Для безопасного использования тренажера, необходимо соблюдать следующие правила:
- Следует внимательно следить за тем, чтобы перед вдохом ребёнок вынимал трубочку коктейля изо рта.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Нельзя много раз повторять упражнение, что может вызвать головокружение. Длительность упражнения для детей младшего дошкольного возраста -2-3 минуты (3-4вдоха-выдоха и перерыв на отдых, затем работа с тренажером повторяется), для старшего -3-5 минут (5-6 вдохов-выдохов, перерыв и т.д.).
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребёнка.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не были напряжены мышцы шеи, рук, груди, чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
- Следует начинать занятие не ранее чем через 1,5-2 часа после еды.
- Нельзя заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Температура в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Нельзя заниматься с тренажёром, если есть заболевания органов дыхания.
Спасибо за внимание! Буду рада, если моё пособие поможет вам в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для родителей старшей группы для развитие речевого дыхания
мастер класс для родителей старшей группы для развитие речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538678-1416919856.jpg)
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания
Конспект мастер-класса по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания предназначен для родителей логопедических групп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1295372-1606993577.png)
Мастер - класс по изготовлению игры "Мышки" на развитие речевого дыхания
Пособие для развития речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-1316240-1614249878.jpg)
мастер-класс "Заставим язычок трудиться. Игры для развития речевого дыхания".
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Правильное рече...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1223533-1584247592.jpg)
Мастер-класс (детско-родительский): «Создание тренажеров для развития речевого дыхания "Веселая лягушка» и «Слон с хоботком» (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)
Развитие дыхания у детей при проведении артикуляционной гимнастики могут помочь тренажеры, которые можно сделать своими руками. Использование интересных, эстетичных, красочных тренажеров повышают инте...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1272671-1601304216.jpg)
Мастер класс «Изготовление игрушки самоделки –ракета, для развития речевого дыхания»
Мастер класс «Изготовление игрушки самоделки –ракета, для развития речевого дыхания»...
Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»
Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»...