Статья: «Формирование читательской грамотности в домашних условиях»
статья (подготовительная группа)

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Читательская грамотность дошкольника – это не синоним начитанности

или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и

анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые

ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей

действительности, о растительном и животном мире. Прослушивание сказок,

текстов развивает психологические возможности ребенка - слуховое внимание, память, речь.

Вопросы, которые часто задают родители логопедам и психологам:

1. Что делать, если ребенок не хочет слушать, а только рассматривает

иллюстрации в книжках?

То, что ребенок потянулся к книге и листает ее, разглядывает иллюстрации,

— уже победа! Значит, книга ребенку интересна! Важно не упустить этот момент.

Обсудите с ребенком детали книги, объясните или спросите, что изображено на каждой иллюстрации.

Совместное время за книжкой с картинками для ребёнка не столько про чтение, сколько про родительскую любовь. Убаюкивающие сказки на ночь, теплая мамина рука, спокойный папин голос — всё это формирует общее ощущение счастливого детства, в которое книга встраивается как очень приятный элемент.

2. Сколько времени в день нужно уделять чтению?

Получаса на первое время вполне достаточно. За это время можно и

прочитать короткий текст, и обсудить прочитанное, глядя на иллюстрации.

А потом вы увлечетесь и не заметите, как время, проведенное за книгой,

увеличится, растянется.

Ребенка нельзя наказывать чтением — это очень опасно! С ним надо договариваться. Например, «Давай договоримся, что будем читать каждый день! А время ты определишь сам». Пусть ребенок заводит будильник на 5, 10, 15 минут и слушает вас до звонка.

Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить (пусть показывает пальчиком на картинку).

Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время

и по окончании чтения. Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок? Прежде чем мы начнем читать, скажи, что ты знаешь о пингвинах? Вот мы и прочитали книгу о пингвине. Можешь его нарисовать?

3. С чего начинать самостоятельное чтение, если человек уже научился

складывать слоги в слова, слова в предложения? Можно предложить ребенку прочитать сначала только короткие слова, предложения, написанные большими буквами. Есть буквари для раннего обучения чтению, специальные детские сказки, где слова напечатаны по слогам.

 

 

4. Детям полезно именно вслух читать свои первые книжки?

Проговаривать?

Да! Начинать нужно с чтения вслух, можно пальцем «вести под строкой» и

произносить написанное немножко нараспев: «ма-а-а-а-ма мы-ы-ы-ы-ыла ра-а-а-а-а-му».

5. Какие ошибки родители чаще всего совершают, читая с ребенком?

У взрослых часто не хватает терпения дослушать чтение ребенка до конца.

Хочется исправить, объяснить, «помочь». Не прерывайте ребенка, когда он

читает. Не исправляйте в процессе чтения, не одергивайте, не старайтесь сразу объяснять значение всех непонятных слов. Дайте ребенку прочитать все до конца, терпите! А вот после чтения можно спросить, всё ли было понятно?

6. Что такое «осмысленное чтение»?

Это когда человек читает и понимает прочитанное. Важно не то, сколько

слов в минуту ребенок прочитает (этот навык тренируется в школе), а то, делает ли он это с удовольствием. Выяснить, понимает ли ребенок прочитанное, можно, если обсуждать с ним текст, задавая по нему вопросы.

7. Многие дети к началу первого класса уже бегло читают. Что делать, если ребенок НЕ читает, отправляясь в школу?

Родителям — брать книжку в руки и читать ребенку. Задача родителей —

расширение читательского кругозора ребенка, развитие его речи. Родители могут увлечь ребенка чтением, показать, что книги — это здорово!

Исследования доказывают: дети будут усваивать то, чему вы их учите. Если

станете показывать малышам только буквы, они привыкнут рассматривать

и узнавать только буквы, но это не научит их читать или понимать прочитанное.

Если вы хотите, чтобы ребёнок начал читать, его надо этому научить: не просто показать буквы и познакомить со звуками, но и объяснить значение

написанных слов, а для этого потребуется развитие мыслительных

способностей.

Примерный список литературных произведений для детей 5-7 лет.

Русские народные сказки.

1. Пушкин А. - Сказки.

2. Маршак С. - Двенадцать месяцев и др.

3.Аксаков С. - Аленький цветочек.

4. Ершов П. - Конёк-горбунок.

5. Бажов П. - Серебряное копытце.

6. Катаев В. - Цветик-семицветик.

7. Носов Н. - Приключения Незнайки и его друзей, Мишкина каша, и др.

8. Гаршин В. - Лягушка-путешественница и другие сказки.

9. Успенский Э. – Дядя Фёдор, Приключения Чебурашки.

10. Милн А.А. - Винни Пух и все-все-все.

11. Андерсен Г.Х. - Снежная Королева, Русалочка.

12.Киплинг Р. - Маугли, Рикки-Тикки-Тави.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Читательская грамотность дошкольника – это не синоним начитанности

или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и

анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые

ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей

действительности, о растительном и животном мире. Прослушивание сказок,

текстов развивает психологические возможности ребенка - слуховое внимание, память, речь.

Вопросы, которые часто задают родители логопедам и психологам:

1. Что делать, если ребенок не хочет слушать, а только рассматривает

иллюстрации в книжках?

То, что ребенок потянулся к книге и листает ее, разглядывает иллюстрации,

— уже победа! Значит, книга ребенку интересна! Важно не упустить этот момент.

Обсудите с ребенком детали книги, объясните или спросите, что изображено на каждой иллюстрации.

Совместное время за книжкой с картинками для ребёнка не столько про чтение, сколько про родительскую любовь. Убаюкивающие сказки на ночь, теплая мамина рука, спокойный папин голос — всё это формирует общее ощущение счастливого детства, в которое книга встраивается как очень приятный элемент.

2. Сколько времени в день нужно уделять чтению?

Получаса на первое время вполне достаточно. За это время можно и

прочитать короткий текст, и обсудить прочитанное, глядя на иллюстрации.

А потом вы увлечетесь и не заметите, как время, проведенное за книгой,

увеличится, растянется.

Ребенка нельзя наказывать чтением — это очень опасно! С ним надо договариваться. Например, «Давай договоримся, что будем читать каждый день! А время ты определишь сам». Пусть ребенок заводит будильник на 5, 10, 15 минут и слушает вас до звонка.

Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить (пусть показывает пальчиком на картинку).

Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время

и по окончании чтения. Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок? Прежде чем мы начнем читать, скажи, что ты знаешь о пингвинах? Вот мы и прочитали книгу о пингвине. Можешь его нарисовать?

3. С чего начинать самостоятельное чтение, если человек уже научился

складывать слоги в слова, слова в предложения? Можно предложить ребенку прочитать сначала только короткие слова, предложения, написанные большими буквами. Есть буквари для раннего обучения чтению, специальные детские сказки, где слова напечатаны по слогам.

4. Детям полезно именно вслух читать свои первые книжки?

Проговаривать?

Да! Начинать нужно с чтения вслух, можно пальцем «вести под строкой» и

произносить написанное немножко нараспев: «ма-а-а-а-ма мы-ы-ы-ы-ыла ра-а-а-а-а-му».

5. Какие ошибки родители чаще всего совершают, читая с ребенком?

У взрослых часто не хватает терпения дослушать чтение ребенка до конца.

Хочется исправить, объяснить, «помочь». Не прерывайте ребенка, когда он

читает. Не исправляйте в процессе чтения, не одергивайте, не старайтесь сразу объяснять значение всех непонятных слов. Дайте ребенку прочитать все до конца, терпите! А вот после чтения можно спросить, всё ли было понятно?

6. Что такое «осмысленное чтение»?

Это когда человек читает и понимает прочитанное. Важно не то, сколько

слов в минуту ребенок прочитает (этот навык тренируется в школе), а то, делает ли он это с удовольствием. Выяснить, понимает ли ребенок прочитанное, можно, если обсуждать с ним текст, задавая по нему вопросы.

7. Многие дети к началу первого класса уже бегло читают. Что делать, если ребенок НЕ читает, отправляясь в школу?

Родителям — брать книжку в руки и читать ребенку. Задача родителей —

расширение читательского кругозора ребенка, развитие его речи. Родители могут увлечь ребенка чтением, показать, что книги — это здорово!

Исследования доказывают: дети будут усваивать то, чему вы их учите. Если

станете показывать малышам только буквы, они привыкнут рассматривать

и узнавать только буквы, но это не научит их читать или понимать прочитанное.

Если вы хотите, чтобы ребёнок начал читать, его надо этому научить: не просто показать буквы и познакомить со звуками, но и объяснить значение

написанных слов, а для этого потребуется развитие мыслительных

способностей.

Примерный список литературных произведений для детей 5-7 лет.

Русские народные сказки.

1. Пушкин А. - Сказки.

2. Маршак С. - Двенадцать месяцев и др.

3.Аксаков С. - Аленький цветочек.

4. Ершов П. - Конёк-горбунок.

5. Бажов П. - Серебряное копытце.

6. Катаев В. - Цветик-семицветик.

7. Носов Н. - Приключения Незнайки и его друзей, Мишкина каша, и др.

8. Гаршин В. - Лягушка-путешественница и другие сказки.

9. Успенский Э. – Дядя Фёдор, Приключения Чебурашки.

10. Милн А.А. - Винни Пух и все-все-все.

11. Андерсен Г.Х. - Снежная Королева, Русалочка.

12.Киплинг Р. - Маугли, Рикки-Тикки-Тави.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Статья "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описываетс...

Для родителей "Формирования читательской компетентности дошкольников, как условие развития функционально грамотной личности»

Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщен...

"Формирование читательской грамотности в домашних условиях"

Консультация "Формирование читательской грамотности  в домашних условиях"...

Статья. Формирование функциональной грамотности воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, которые волнуют педагогическое и родительское сообщество: что такое "функциональная грамотность" применительно к образованию и чем она может быть...