Проект в средней группе «Люби и знай, родной свой край»
проект (средняя группа)

Климова Наталья Сергеевна

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Изучение детьми родного края, его историко – культурные, национальные, географические, природные особенности формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_gr_proekt_lyubi_i_znay.docx145.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Судский детский сад «Теремок»

        

Проект в средней группе

на 2019– 2020 учебный год

«Люби и знай, родной свой край»

Автор проекта: Климова Наталья Сергеевна

п. Суда, Череповецкий муниципальный район                                            

2019– 2020 уч. г.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный  

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель родители

Актуальность

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Изучение детьми родного края, его историко – культурные, национальные, географические, природные особенности формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Гипотеза.

В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, символике, достопримечательности, будут знать имена тех, кто основал и прославил Вологодчину, начнут проявлять интерес к событиям жизни народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Цель проекта: способствовать развитию познавательных способностей, расширять кругозор, создать условия для формирования у детей чувства любви к Родине, родному посёлку, вызвать гордость за достижения Вологжан

Задачи проекта

  • Развивать у детей потребность в изучении истории Вологодчины, расширении представлений о достопримечательностях, природных объектах родного края.
  • На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине
  • Совершенствовать речь детей, как средство общения
  • Продолжать знакомить с правилами поведения на природе
  • Развивать у детей произвольную память, связную речь, обогатить и активизировать словарь детей.

Краткое описание проекта

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Несмотря на целенаправленную работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Вологодской областью, мы столкнулись с проблемами незнания того, чем славится родной край, с трудностью усвоения и запоминания данного материала. Возникла необходимость разработки и реализации проекта «Люби и знай, родной свой край»

Познавательное развитие:

Совершенствовать умение определять способы получения необходимой информации в соответствии с условиями и целью деятельности

Расширять представления о родном крае, продолжать знакомить с достопримечательностями района, в котором живут дети, промышленные объекты: их вред и польза

Формировать основы экологической культуры, расширять знания детей о флоре и фауне Вологодской области, познакомить с Красной книгой Вологодской области.

Закреплять знания детей о символике Вологодской области

Речевое развитие:

Продолжать работу по обогащению словаря детей (достопримечательность, названия улиц посёлка, Белозерский кремль, реликвия, шлюз, соха, судоходная верфь, мошна)

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи

Воспитывать культуру речевого общения

Художественно- эстетическое развитие:

Формировать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого

Методы

Тематические занятия, развлечения, анкетирование, совместные игры, познавательные игровые занятия, беседы

Этапы проекта

I Подготовительный

На этом этапе работа велась по трём направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа по обогащению развивающей среды

С детьми была проведена первичная диагностика по выявлению уровня общих знаний и представлений о родном крае, его культуре, быту

По результатам диагностики был сделан вывод, что у 70% детей отсутствует познавательный интерес к истории посёлка и края.

Анкетирование родителей показало следующие результаты: 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости, 40% родителей недостаточно знают историю родного посёлка, Вологодчины, 15% родителей не знают историю посёлка и края и не интересуются этой темой

По результатам исследования был сделан вывод, что детям необходимо изучать национальную культуру, историю края, в целях воспитания патриотических чувств.

Материально-технические ресурсы

Подбор исторической литература, произведений русского народного творчества, наглядного материала

Дидактические игры,

Выставка книг, рисунков, поделок, подготовка костюмов

II Основной

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

1 неделя

Беседа

Тема: «История Вологодского края».                                                                                                  Цель: закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Д/и «Узнай место», «Вот моя улица», «Вологодское кружево», «Путешествие по Вологодской области», «Следы невиданных зверей»

Оформить папку с материалами по ознакомлению с историческим и культурным наследием Вологодчины

Анкетирование

«Люби и знай, родной свой край»

Изготовление костюмов

 Речевое развитие

Тема: Сказки вологодские «Глупая деревня», «Добро, да не больно»

Цель: воспитание любви к родной стране, гордости, бережне отношения к ней.

 Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами)

Развлечение

Тема: «Малые города»

Цель: формировать у детей интереса и любви к родному краю.

Задачи: расширять знания детей о коренном населении продолжать знакомить с народными промыслами;

развивать художественное восприятие и воображение детей;

воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям, желание больше узнать об их жизни

2 неделя

Беседа

Тема: «Край мой богатый»

  Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

  Задачи: обзорное ознакомление с символикой, природными ресурсами закрепление полученной информации

Оформление

музыкального зала

Конкурс альбомов в библиотеку группы «Малые города Вологодской области»

Речевое развитие

Тема: Т. Л. Петухова «Лохматый подарок»

Цель: воспитание любви к родной стране, гордости за людей, прославивших её.

 Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине»

Конкурс чтецов «Поэтическое слово»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа и просмотр презентации: «Земля Вологодская»

Задачи:

Познакомить детей с промыслами населения Вологодской области

Развивать творческие способности,

Продолжать обогащать словарный запас

Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю

3 неделя

Познавательное развитие (мир природы и мир человека)

Тема «Удивительное место на земле. Суда»

Цель: формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории поселка, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края

Подборка фотографий «Моя Суда»

Подборка фотографий «Моя Суда»

Посещение библиотеки

Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство 

Тема: «Природа родного края»,

Цель: активизировать мыслительные процессы

Задачи: развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, осина, ель, сосна и др.) цвета; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

Просмотр видеофильмов о городах Вологодской области, Суды

Задачи: показать, как прекрасна наша Вологодчина, расширять знания детей о природе родного края

4 неделя

Познавательное развитие

Тема: «Животный и растительный мир. Заповедники» 

Задачи: расширять знания детей о природе родного края

Презентация «Города Вологодчины»

Художественно-эстетическое развитие - изобразительное искусство

 Тема: «Животные Вологодского края»,

Цель: активизировать мыслительные процессы

Задачи: развивать умение рисовать животных родного края; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

Познавательное развитие (мир природы и мир человека)

Тема: «Замечательные земляки»

 Цель: формировать представление о защитниках Отечества, о подвигах земляков, воспитывать чувство патриотизма, дружбы, любовь к Родине, эмоциональное, положительное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте и смелости, расширять словарь детей, ( Отчизна, Русь, Отечество, флаг, герб,  благородство)

Акция: «Возложение детьми, педагогами, родителями венка к обелиску «Мы благодарные потомки»

III Заключительный

В ходе проектной деятельности дети проявили интерес к изучению истории Вологодчины, поняли как разнообразна природа родного края, как много талантливых людей родилось здесь, изъявили желание побывать во всех уголках Вологодской области.

Продукт проекта

Изготовлены альбомов в библиотеку группы «Малые города»

Презентация «Города Вологодчины»

Фотоколлаж «Моя Суда»

Возложен венок к обелиску

Приложение

«Добро, да не больно»

«Брат, здорово!» – «Брату поклон» – «Ты, брат, отколе?» – «Я, брат, с базара». – «А что на базаре?» – «Возы-то возам, а деньги-то по мошням (мешок для хранения денег)». – «А ты, брат, чего купил?» – «Решето гороху». – «Это, брат, добро»: – «А добро, да не больно». – «А что?»– «Стал высыпать да просыпал». – «Это, брат, худо». – «А худо, да не больно». – «А что?» 

– «А стал огребать, да четверик нагреб». – «Это, брат, добро». – «А добро, да не больно». – «А что? – «А посеял, да редок». – «Это, брат, худо». – «А худо, да не больно» – «А что?» – «А редок, да стручист». – «Это, брат, добро». – «А добро, да не больно». – «А что?» – «А пришла попова тарлыга (корова), да все и съела».

«Глупая деревня»

В одной церкви не было ни попа, ни дьякона лет тридцать. Вот проживал в этом приходе старик со старухой; грамоты сроду не знал он аза в глаза. И говорит старик своей старухе: «Вот что, старуха! Наймемся-ка мы у прихожан, – я буду попом, а ты дьяконом». Вот старик объяснил своим прихожанам: не желают ли они его принять в священники? Прихожане на этот вопрос очень были рады какому ни на есть священнику, с удовольствием приняли старика. Старик дожил до первого воскресенья и начал служить обедню, и в этот день много было народу у церкви, потому что каждый христианин желал посмотреть нового священника. Священник у них был не чумак, увидел, что очень много народу, взял книгу и вышел из алтаря и начал говорить: «Слушайте, православные миряне! Слыхали ли вы чтение и пение?» Отвечают ему миряне: «Слыхать, батюшка, слыхали». – «Ну, слыхали, так ступайте домой, здесь делать нечего». 

Вот и пошли миряне из церкви домой, идут дорогой и разговаривают: «Что же, ребята, прежде у нас не этакие были попы, потому что-нибудь попоют и почитают, у нас новый поп что не пел и не читал. Этак славно, ребята: обедать, сразу отпустил!» 

Вот дожили до другого воскресенья и опять пошли к обедне. Новый поп, взявши, наклал полное кадило уголья горячего, вышел из алтаря (Главная часть церкви), да и говорит: «Слушайте, православные миряне! Я что буду делать, так вы? все это делайте», – и начал махать кадилом, и все миряне начали махать руками. И вывалился попу каленый уголь за голенище; поп упал на спину и давай трясти ногою, и все миряне упали на спины и давай трясти ногами.

В это время проезжал [мимо] какой-то барин и посылает кучера узнать время. Кучер прибежал на паперть и видит: лежит тут старуха лет девяносто пяти, едва шевелит ногою. Спрашивает ее кучер: «Что, бабушка, много ли времени?» – «Да вот уж, батюшка, пинанье отошло, ляганье начинается». Кучер отворил двери в церковь и видит, что весь народ лягает ногам, затворил двери и обратно пошел к барину.

И спрашивает его барин: «Что, кучер, много ли времени?» «Ничего не знаю, сударь, сходите сами, так узнаете». Барин пошел, сам увидал на паперти старуху: едва шевелит ногою. Спрашивает ее барин: «Слушай, бабушка, много ли времени?»– «Да вот уж, батюшка, пинанье отошло, ляганье идет». И отворил двери в церковь и видит, что весь народ лягает ногами. С этого, времени так понравился священник барину, что: «Отроду не видывал этаких попов: в какое чувство приводит народ!»

"Байка о щуке зубастой»

В ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси! Лещи, окуни, ерши – все собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду. Вода той порой в Шексне всколыхалася; шел паром через реку, да чуть не затопился, а красные девки гуляли по берегу, да все порассыпались. Экая щука родилась зубастая! И стала она расти не по дням, а по часам: что день, то на вершок прибавится; и стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей, окуней полавливать, издали увидит леща, да и хвать его зубами – леща как небывало, только косточки хрустят на зубах у щуки зубастой.                             

Экая оказия случилась в Шексне! Что делать лещам да окуням? Тошно приходит: щука всех приест, прикорнает. Собралась вся мелкая рыбица и стали думу думать, как перевести щуку зубастую да такую торовастую (ловкая). На совет пришел и Ерш Ершович и так наскоро взголцыл (заговорил, закричал): «Полноте думу думать да голову ломать, полноте мозг портить; а вот послушайте, что я буду баять. Тошно нам всем тепере в Шексне; щука зубастая проходу не дает, всякую рыбу на зуб берет! Не житье нам в Шексне, переберемтесь-ка лучше в мелкие речки жить в Сизму, Коному да Славенку; там нас никто не тронет, и будем жить припеваючи да деток наживаючи». 

И поднялись все ерши, лещи, окуни из Шексны в мелкие речки Сизму, Коному да Славенку. По дороге, как шли, хитрый рыбарь многих из ихней братьи изловил на удочку и сварил забубённую ушицу, да тем, кажись, загорелся. С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Закинет рыбарь удочку в воду, да ничего не вытащит; когда-некогда попадается стерлядка, да тем и ловле шабаш! Вот вам и вся байка о щуке зубастой да такой торовастой. Много наделала плутовка хлопот в Шексне, да после и сама несдобровала; как не стало мелкой рыбицы, пошла хватать червяков и попалась сама на крючок. Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная! Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало.

Т. Л. Петухова

 ЛОХМАТЫЙ ПОДАРОК

Каждый день с утра до ночи
Мы просили очень-очень:
Подарите нам щенка!
Но напрасно, и пока
Был один для нас ответ:
– Не просите! Нет и нет!

…За окошком март-проказник,
Наступает мамин праздник.
Поздравляя с этим днем,
Мы торжественно несем
Нашей маме три цветка
И…
лохматого щенка!

НАША ЗЕМЛЯ

Весной расцветёт вся земля,
Деревья ,цветы и поля,
Будут птицы в садах щебетать,
Изумительный мир прославлять.!

А мы , что сделать с вами смогли,
Чтоб сохранить красоту всей земли?
Чтоб планета стала светлей-
Это зависит от нас, от людей !

Как хорошо, если каждый из нас.
Куст посадит хотя бы хоть раз.
Цветам поможет расти,
И земля наша будет цвести!

 ПРИХОДИ, ТЕПЛО, НА СЕВЕР!

Приходи, тепло, на Север!
Заалеет в поле клевер,
Солнце вспыхнет в синеве.
В одуванчиках, в траве. Васильки в платочках синих
Закивают по утрам.
Мак на тонкой ножке длинной
Повернётся к ноготкам.
А они, как брызги солнца,
Расцветут вокруг опять.
И ромашки осторожно
Будут бабочек качать.
Приходи, тепло, на Север!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).

изучение и анализ по проблеме проекта.                         - формирование нр...

Проект в старшей группе «Рябинка» на тему: «Родной свой край люби и знай»

Участники проекта: педагоги старшей группы «Рябинка» (воспитатели и учитель – логопед), воспитанники и их родители.Вид проекта: групповой, долгосрочный, информационно – познава...

Конспект НОД «Люби и знай родной свой край. Город Самара.» в средней группе ОНР (c использованием мультимедийной презентации)

Технологическая карта по НОД по ОЗОМ для детей средней группы.НОД напрвлен на ознакомление детей с достопримечательностями города Самара....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Люби и знай родной свой край»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Люби и знай родной свой край»...

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе "Люби и знай родной свой край"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственног...