Консультация на тему : " Влияние семейного воспитания на развитие ребенка"
консультация (младшая группа)

Кублицкая Галина Вячеславовна

Консультация раскрывает родителям важность воспитания в семье; неправильные модели семейного воспитания; показывает как воспитывать ребенка для развития полноценной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_semeynoe_vospitanie.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка».

«Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.»

А.С. Макаренко

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как  следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические  навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я  с Я других людей, усваивает нормы , которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать вы качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности; несдержанный отец, «выходящий из себя» по малейшему поводу , нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Реакционная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха финансового положения и т.д. Здоровая , неконфликтная семья -  наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного мира.

Воспитание детей – не только личное дело родителей , в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает первые уроки жизни, которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем; во-вторых, в  том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями , получать помощь от взрослых. Семья -  основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие  периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Семейное воспитание – это сложная и многогранная  система. На него влияют  наследственность и биологическое ( природное) здоровье детей и родителей, материально – экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом  конкретном случае проявляется по-разному.

 Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь , это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям и животным, честность, трудолюбие.

В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогически целесообразная любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего , в отличие от любви  во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная  родительская любовь порождает у детей потребительское поведение, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания:

1.Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях,  дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды ( « уличных компаний»)

2. Гиперопека.  При данном типе жизнь ребенка находится под  бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с  многочисленными запретами. В результате  этого ребенок становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев,  он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

3. Воспитание по типу «Золушки». Такой тип характеризуется безразличием родителей  к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец и мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов  семьи любят больше. Такая  ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.

4. Жестокое воспитание. За малейшую  провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д.Ушинский отмечал, страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль , что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы. Трудно складываются отношения с окружающими.

6. Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов воспитания , связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравится унижать других, бить, издеваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях; когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга , стремление к поиску совместных решений – вот залог эффективного семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.Особенностью семейного воспитания является и тот...

Консультация для родителей на тему: «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

Не думайте, что воспитываете ребенкатолько тогда, когда с ним разговариваетеили поучаете его,или приказываете ему.Вы воспитываете его в каждый моментвашей жизни, даже тогда, когда ...

Консультация для родителей «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того, к...