ПРОГРАММА социального партнерства с семьей
рабочая программа

Дериева Елена Александровна

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются основы физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_rasp.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\радуга.gif

                                           ПРОГРАММА

                       социального партнерства с семьей
                           воспитателя МБДОУ №4 Е.А.Дериевой
                                                         

                                                                       

                           

                                           

                                     г.о.г. Выкса 2020

Пояснительная записка

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются основы физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации.

Сегодня воспитатель должен уметь «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей  дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать их методы и средства для их психолого – педагогического просвещения» (Приказ  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ОТ 18 ОКТЯБРЯ2013 Г. № 544н).

Актуальность

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей. Однако современные родители часто испытывают трудности в воспитании ребенка, допускают типичные ошибки.

Как показывает практика, для обеспечения полноценного развития личности ребенка воспитатель дошкольной организаций должен осуществлять взаимодействие с родителями с целью их системного просвещения и формирования педагогической компетентности.

Согласно ФГОС ДО, воспитатель должен профессионально оказывать психоло – педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому остается актуальной необходимость организации такого взаимодействия, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой  - объединяло усилия обеих сторон в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия детей.

Структурными компонентами развития партнерства воспитателя и семьи являются:

  1. Ценностно – смысловой:
  • Осознание самоценности дошкольного возраста;
  • Понимание важности обеспечения эмоционального, и социального благополучия ребенка в дошкольные годы;
  1. Когнитивный:
  • Наличие определенных знаний;
  • Готовность к пополнению знаний;
  1.  Деятельностный:
  •  Умение осуществлять психофизическое развитие ребенка в семье;
  • Вовлечение в совместную деятельность «педагоги – родители – дети»;
  1. Рефлексивный:
  • Оценка качества работы с педагогами;
  • Осознание необходимых изменений.

Понятие «педагогическое партнерство воспитателя и семьи» включает три аспекта: социальный, организационный, педагогический.

        Социальный аспект. Дошкольная образовательная организация  - открытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами воспитателя в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.

        Организационный аспект. Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе: ребенок – родители – воспитатели – специалисты.

        Педагогический аспект. Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых  и детей определяет их субъект – субъективные отношения.

        Модель педагогического партнерства воспитателя и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка представляют собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, организационного, содержательного, процессуального.

Целевой компонент

        Данный компонент определяет цель и задачи партнерства между двумя социальными институтами: семьей и образовательной организацией.

        Цель партнерства – оптимизация деятельности педагогического коллектива ДОО по реализации взаимодействия с родителями в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

        Задачи педагогического партнерства:

  • Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья – дошкольное образовательное учреждение»;
  • Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка в условиях семьи и ДОО;
  • Гармонизировать детско – родительские отношения в семьях с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, изменить восприятие родителями личности ребенка и положительную сторону;
  • Снизить риск реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Содержательный компонент

        Содержательный аспект процесса взаимодействия педагогического коллектива с родителями разрабатывался с опорой на нормативные документы, образовательные программы дошкольного образования, учебно – методические пособия.

Организационный компонент

        Взаимодействие воспитателя и семьи будет эффективным, если родители будут выступать не только в роли «заказчика образовательных услуг», но и «партнера педагогов в вопросах психофизического воспитания». А воспитатель  в свою очередь, может занимать следующие позиции:

  • «аналитик» (изучает семью, осуществляет сбор, проводит анализ запросов и потребностей родителей);
  • «консультант» (индивидуальные беседы, групповая консультация для родителей);
  • «организатор» (осуществление планирование и организацию познавательных и информационных форм сотрудничества с семьей)
  • «аниматор» (организация досуговых форм сотрудничества с семьей).

Процессуальный компонент

  • Информационно – аналитический - знакомство с семьями воспитанников. Выявление реальных потребностей и интересов родителей в образовательных и оздоровительных услугах. Определение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического благополучия ребенка. Изучение и оценка работы педагогического коллектива ДОО с родителями, прогнозирование дальнейшего сотрудничества (диагностические – групповые, индивидуальные, анкетирование, интервьюирование, беседы, опросы);
  • «просвещение» - расширение объема элементарных педагогических знаний и практических умений родителей по вопросам психофизического развития детей. Ознакомление родителей с особенностями физического воспитания детей в детском саду (познавательные – психолого – педагогические трененги, круглые столы, практические семинары);
  • «информирование» - знакомство родителей с оздоровительными и образовательными услугами образовательной организации, с содержанием и методами физического воспитания детей в детском саду и дома (родительские собрания, беседы; рекламные буклеты, визитная карточка образовательной организации, информационные стенды, фотовыставки, интернет – ресурсы);
  • «совместная деятельность «педагоги – родители – дети»» - оказание помощи родителям в изучении спортивных интересов детей. Вовлечение родителей в совместную двигательно – игровую и творческую деятельность с ребенком (физкультурные  праздники с участием детей и  родителей, познавательно – спортивные досуги; семейные проекты).

Грамотное выстраивание отношений между двумя социальными институтами  - семьи и дошкольной образовательной организацией позволит добиться максимальной пользы в обеспечении эмоционального и социального благополучия детей на ступени раннего дошкольного возраста. 

                                                                                                               Приложение 1

    План работы с родителями в средней группе на 2020-2021 уч. год

Месяц

Название мероприятия

Цели

Ответственные

Сентябрь

1.Участие в выставке «Дары природы»

2.Анкетирование родителей

«Для развития вашего ребенка»

4. Оформление уголка для родителей «Как провести выходной с детьми», «Безопасность», «Вот и осень на пороге».

Приблизить семью к заботам детского сада. Изучить степень заинтересованности познавательного развития детей средствами ИКТ.

Выявление пожеланий в образовательной деятельности детского сада

Воспитатели, родители

Октябрь

1.Родительское собрание «Задачи на 2020-2021 год»

2.Информационный стенд «Виды игр с детьми 4-5 лет», «Поиграйте с ребенком», «Какие игры необходимы детям»

3.Фото - выставка «Осенняя пора»        «Что такое осень», «Мы любим природу!»

Познакомить родителей с задачами на учебный год.

Познакомить родителей с разнообразием играм в детском саду и дома, дать понять, что игра – это главная деятельность ребенка.

Привлечь родителей к организации фото - выставки

Воспитатели, родители

Ноябрь

Консультация «Ребенок и компьютер»

2.«Развиваем речь детей» - картотека пальчиковых игр

3.Изготовление кормушек для птиц «Поможем птичкам»

4.Беседа «Лук от семи недуг»

5. Информационный стенд «Опасные ситуации дома»

6.Фоторамка«Портрет моей мамочки» ко Дню матери.

Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у компьютера, советы по развитию речи через мелкую моторику

воспитатели

Декабрь

1.Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

2.Консультация «Что подарит дед Мороз? Как дарить новогодние подарки».

3. Привлечь родителей к участию в конкурсе «Самая красивая елка»

4. Информационный стенд «Безопасный Новый год».

5.Беседа «Как вести себя на празднике»

Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности

Познакомить с методикой разучивания стихотворений и советы по развитию памяти.

Привлечь родителей к созданию выставки.

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Воспитатели, родители

Январь

1.Проектная деятельность  «Использование ИКТ при организации воспитательно- образовательного процесса с детьми»

2. Индивидуальные консультации «Если ребенок плохо ест»

3.Оформление информационного уголка «Интерактивные игры в образовательном процессе ДОУ»

 4. Собрание в виде КВН «Занимательная математика»

Повысить компьютерную грамотность родителей, выработать согласованные действия ДОУ и семьи по правильной организации работы детей с ИКТ.

Распространение педагогического опыта.

Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребенка

Познакомить родителей с возможностями компьютерных технологий.

Воспитатели, родители

Февраль

1.Консультация «Поиграйте с ребенком»

2.Буклеты для родителей «Зимние игры и развлечение», «Пальчиковая гимнастика детей 4-5 лет»

3.Фото-выставка «Папина улыбка»,

4. Информация «Способы реагирования на негативное поведение»

Организовать совместную деятельность  детей и родителей, распространения педагогического опыта,

Воспитатели, родители

Март

1.Бесада  «Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет»

2. Создание в группе огорода на окне

3. Конкурс семейных работ «Чудо шкатулка»

4. Информация «Стихи о птицах», «Почитайте детям»

Приобщать родителей к созданию в группе огорода на окне, продолжать знакомство детей с растениями, ухода за ними

Воспитатели, родители

Апрель

1.Выставка детско-     родительских работ на тему «Моя фантазия»

2.Привлечение родителей к субботнику на участке

3. Информация на информационном стенде « Вот какая весна, «Весенние стихи», «Чем опасна оттепель?»

4. Выставка «И подушка и игрушка»

5. Беседы за круглым столом

Привлечь родителей к организации выставки, повысить роль и авторитет мамы в воспитании  ребенка, обсуждение проблем воспитания, питания, и прочего, желание делиться своим опытом в воспитании детей.

Воспитатели, родители

Май

1.«Звезда памяти» информационные файлы «Мои близкие защищали Родину»,

2. Выставка работ «Бабочка на крыльях лето принесла»

3. Родительское собрание «Итоги года»

4. Обновление информационного стенда «Какие игрушки покупать детям»,

«Безопасность детей – работа взрослых»

Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ, привлечь родителей к конкурсу;

развивать у родителей и детей фантазию;

дать информацию об успехах детей на конец года, познакомить с планом работы на летне – оздоровительный период

 

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение 2

   

   План работы с родителями в старшей  группе на 2021-2022 уч. год

Месяц

Название мероприятия

Цели

Ответственные

Сентябрь

1.Родительское собрание в форме круглого стола «Кто такие волонтеры»

2. Консультация «Куда сходить с ребенком в выходные»

3. Информационный  «Почитайте ребенку»

4. Анкетирование родителей

Ознакомление с волонтерским движением, создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтерском движении.

Знакомство родителей с задачами и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей 5-6 лет.

воспитатели

Октябрь

1.Консультация «Развитие  познавательных интересов детей средствами ИКТ»

2. Фото - выставка «Мой любимый питомец»

3. Консультация «Берегите здоровье»

4. Тренинг « Зачем рисовать?»

 Проинформировать родителей, о том какие интерактивные игры будут интересны в познавательном развитии ребенка (ссылки из интернет источника)

активизировать родителей и детей в участии выставки; показать необходимость рисования для каждого ребенка.

Воспитатели, родители

Ноябрь

1.Памятки, рекомендации на тему здорового образа жизни, профилактика нарушения осанки

2. Информационный стенд «Безопасность на дороге»

3.Праздник «День матери»

4. Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками»

5.Акция «Один день без сладкого» (акция солдатам на СВО)

Пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить с мерами профилактики нарушения осанки. Реализация единого подхода по обучению детей правилам дорожного движения.

Объединить поколения детей и взрослых  занятых общим делом. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Воспитатели, родители

Декабрь

1.Выставка рисунков и поделок «Волшебный фантастический новогодний мир»

2. Консультация « Безопасное время за компьютером»

3. Наглядно информационный материал «Что наблюдать в природе зимой»

4.Консультация  «Выходной день: какой он?»

5. Праздник «Новый год»

Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми; вовлечь родителей в подготовку к новогоднему празднику; предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером; предложить ряд мероприятий и приемов проведения новогодних выходных с ребенком.

Воспитатели, родители

Январь

1. Анкетирование «Ваше мнение?»

2.Конкурс построек «Зимушка хрустальная»

3. Памятка «Искусство прощать и наказывать»

4. Игра  собрание «Это наши дети»

 Привлечение родителей к участию  создания снежных построек на участке детского сада.

Выяснить мнение родителей о работе группы, пожелания, вопросы к воспитателю.

Приобщение родителей воспитанников старшей группы к участию в жизнедеятельности детского сада, с целью конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Воспитатели, родители

Февраль

1.Индивидуальные беседы «Игры и упражнения для логического мышления»

2. Выставка поделок и рисунков «Лучший папа», создание коллажа «Мой папа служил Родине»

3. Совместное мероприятие «Папа и я –лучшие друзья»

4. Индивидуальные консультации «Режим дня»

Развитие воспитательного потенциала семьи, формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива;

Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на  здоровье ребенка

Воспитатели, родители

Март

1.Праздник «8 Марта»

2. Выставка творческих поделок «Все цветы для вас мамы и бабушки»

3. Консультация «Развитие творческих способностей детей»

4. Консультация «Читаем вместе с детьми»

5.Фотовыставка «Мартовский кот»

Привлечь внимание родителей к творчеству детей; привлечь родителей к организации праздника;

Воспитатели, родители

Апрель

1.Конкурс детского рисунка «Я рисую космос»

2. Оформление информационного стенда « Развивающие  компьютерные программы для формирования математических представлений для детей 5-6 лет»

3. Устный журнал «Сюжетно -  ролевые игры»

Привлекать родителей к участию в жизни группы; предложить родителям использовать источники из интернета (интерактивные игры), для развития познавательных интересов детей.

Воспитатели, родители

Май

1.Родительское собрание в форме круглого стола «Наши добрые дела».

2. Организация выставки – поздравления ко Дню Победы

3. Фотовернисаж «Вот и сталь мы на год взрослее»

4. Памятка «Безопасное поведение детей на дороге»

5.Акция «Лента памяти»

Анализирование результатов образовательной и культурно-досуговой деятельности детей за учебный год; определение перспектив развития коллектива группы (детей, педагогов, родителей);

реализация единого подхода по обучению детей правилам дорожного движения; воспитание чувства патриотизма

Воспитатели, родители

План работы с родителями в подготовительной группе на 2022-2023 уч.   год.    

                                                           

Месяц

Название мероприятия

Цели

Ответственные

Сентябрь

1.Групповое родительское собрание «Готовимся к школе вместе»

2. Консультация «Куда сходить с ребенком в выходные»

3. Беседа «Почитайте ребенку»

4. Анкетирование родителей

Знакомство родителей с задачами и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет; формирование правильной позиции родителей в оценке готовности дошкольников к обучению в школе.

воспитатели

Октябрь

1.Выставка рисунков «Мой питомец»

2. Фото - выставка «Мое любимое место в городе»

Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников, активизировать родителей и детей в участии выставки.

Воспитатели, родители

Ноябрь

1.Памятки, рекомендации на тему здорового образа жизни, профилактика нарушения осанки

2. Информационный стенд «Безопасность на дороге»

3.Праздник «День матери»

4. Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками»

5.Акция «Помоги четвероногому другу».

Пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить с мерами профилактики нарушения осанки. Реализация единого подхода по обучению детей правилам дорожного движения.

Объединить поколения детей и взрослых  занятых общим делом. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Воспитатели, родители

Декабрь

1.Выставка рисунков и поделок «Зимние забавы»

2. Консультация «Готовим руку дошкольника к письму»

3. Наглядно информационный материал «Что наблюдать в природе зимой»

4.Консультация «Проводим выходные с ребенком весело»

5. Праздник «Новый год»

6.Акция «Живая елочка-зеленая иголочка»

Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми; вовлечь родителей в подготовку к новогоднему празднику; реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников; предложить ряд мероприятий и приемов проведения новогодних выходных с ребенком.

Привлечь родителей к проблеме сохранение хвойных деревьев.

Воспитатели, родители

Январь

1.Буклет «Наша Родина – Россия», проектная деятельность «История нашего города»

2. Консультация «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе»

3. Конкурс построек «Зимушка хрустальная»

4. Памятка «Искусство прощать и наказывать»

5. Родительское  собрание  с элементами открытого показа «Развитие  логики  средствами  компьютерных  игр» 

6.Акция «Посылка солдату»

Приобщение родителей к воспитанию патриотических чувств  у детей.  Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «Режим будущего школьника»; привлечение родителей к участию  создания снежных построек на участке детского сада.

Вовлечение родителей воспитанников группы к участию в жизнедеятельности детского сада, с целью конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Воспитатели, родители

Февраль

1. Консультация для   родителей  «Развитие логического  мышления  дошкольников – залог  успешного  обучения в школе»

2. Выставка поделок и рисунков «Наша армия сильна!», создание коллажа «Мой папа служил Родине»

3. Совместное мероприятие «Папа и я – лучшие друзья»

4.Рекомендации

« Интерактивные игры для дошколят,  как способ решения арифметических задач»

Развитие воспитательного потенциала семьи, формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива;

 Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности.

Поделиться педагогическим опытом, презентовать картотеку интерактивных игр.

Воспитатели, родители

Март

1.Праздник «8 Марта»

2. Выставка творческих поделок «Мамины умелые ручки»

3.Конкурс семейных газет «В здоровом теле -здоровый дух»

4.Анкетирование «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье»

5.Выставка «Портрет Весны» (разные техники) 

Привлечение внимания родителей к творчеству организации праздника.

Вызвать у родителей и детей эмоциональный отклик, формировать доброжелательное отношение к ДОУ.

Способствовать получению знаний для укрепления здоровья детей.

Воспитатели, родители

Апрель

1.Конкурс детского рисунка «Я рисую космос»

2. Оформление информационного уголка «Правила передачи ответственности», «Это нужно для школы», «Уголок ребенка в семье», «Воспитание самостоятельности»

3. Фото – выставка «Сюжетно - ролевые игры в нашей группе»

Привлекать родителей к участию в жизни группы; донести до родителей информацию об особенностях предстоящей школьной жизни; развитие сотрудничества при решении различных проблем будущего школьника;

Воспитатели, родители

Май

1. Родительское собрание

«Здоровым жить здорово»

с использованием интерактивных форм обучения

2. Организация фотолетописи

«Бессмертный полк»

4. Памятка «Безопасное поведение детей на дороге»

5. Выпускной «До свидания, детский сад!» Анкетирование «Исследование степени удовлетворенности родителей  (законных представителей) качеством  образовательных услуг» День здоровья открытые просмотры режимных моментов  ДОУ для родителей

Привлекать родителей осознанно относиться к своему здоровью и здоровью собственных детей.

Воспитание чувства патриотизма, уважения и гордости.

Создание радостного настроение у детей и родителей, получить положительные эмоции;

Вовлечение родителей к подготовке выпускного вечера. Выявить степень удовлетворенности работой ДОУ.

Продолжать строить и развивать тесное сотрудничество ДОУ с семьёй.

Воспитатели, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья воспитанников через интеграцию деятельности педагогов ДОУ и партнерства с семьей в физкультурно-досуговом движении

В настоящее время в системе образования РФ происходят глобальные изменения: меняются приоритеты, ставятся новые цели и задачи. Приоритетными направлениями современного дошколь...

Социальное партнерство с семьей

Взаимодействие с родителями...

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

Инновационные формы социального партнерства с семьей. Презентация для родителей "Наш денек"

Презентация отражает дин день из жизни ребят в детском саду. Как часто наши мамы и папы не знают, чем же занят их ребенок в детском саду. Данная форма работы с родителми позволяет наглядно представить...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...