Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Вооруженные силы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Морару Светлана Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в рамках тематической недели "День защитника Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_starshaya_vooruzhennye_sily.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:  20. 02 2024 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема:   «Вооруженные силы»

Возрастная группа: старшая.

Цель занятия: Расширить знания детей о родах войск.

Задачи: Углублять знания детей о Российской армии; закрепить элементарные представления о родах войск, военных профессиях; различать понятия – военная техника.

обучающие:

  • закреплять умение обобщать и систематизировать представление об армии, помогать  детям более точно характеризовать объект (солдат – какой)
  • совершенствовать умения детей высказываться предложениями, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; приучать детей к самостоятельности суждений, побуждать интересоваться смыслом слов, словообразованием (СУХОПУТНЫЕ, САМОЛЕТ)
  • продолжить работу по обогащению обществоведческого  словаря РАКЕТА
  • формировать умения составлять предложения по картине, развивать  словарь по теме; 

Развивающие

  • развивать связную речь развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций,
  • развивать звуковую культуру речи, мелкую моторику
  • развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

воспитательные:

  • воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения.
  • воспитывать доброжелательность, трудолюбие.
  • воспитывать любовь, уважение к своей Родине, стране, земле.

Словарная работа: Отечество, сухопутные войска, морской флот, воздушный флот, ракетчики, пехотинцы, пограничники, танкисты, моряки, лётчики, десантники.

Прилагательные: храбрый, умный, ответственный, сильный, выносливый…солдат

Подготовка к обучению грамоте

формировать умение делить слова на слоги (РАКЕТА -  ра – ке – та)

Предварительная работа: Беседы по ознакомлению с окружающим «Наша армия»«День защитника Отечества»; отгадывание загадок,  чтение и заучивание стихотворений, поговорок о солдате,  на военную тематику, чтение рассказов, стихов об армии: А.Барто, Л.Кассиль, Твардовского,….

Демонстрационный: Слайды с изображением разных родов войск, воинов различных военных профессий; графическое цифровое изображение военной техники.

Раздаточный: Лист белой бумаги А - 4, прямоугольной формы; цветные карандаши.


Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Звучит марш.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая музыка звучит?

- А почему она звучит сегодня?

- Совершенно верно.  Посмотрите на календарь и скажите, какой сегодня день недели?

-А почему этот день недели так называется?

- А какое число?(18) Как называется месяц? (февраль). Год? (2020)

Дети стоят в кругу

Дети: Маршевая

Дети: Приближается праздник –день защитника Отечества.

Дети: Он пятый по счету.

2. основная часть

- А теперь давайте присядем и побеседуем о зимнем месяце –феврале.

 За что вы любите февраль, чем он вам нравится?

- А еще, как вы уже сказали,  23 февраля  мы отмечаем великий  праздник – день защитника Отечества.

- Отечество! Какое красивое слово. А какие слова являются родственными этому слову? Как вы думаете?

 Что значит слово Отечество?

 Там, где родился человек.                  

-. В этот день – день защитника Отечества -  принято поздравлять и ветеранов войны и тех, кто служит в разных видах войск и будущих защитников.

- Скажите, пожалуйста, без кого нет армии, кто главный в армии?

!

-Ребята, а как объяснить значение слова «солдат». Солдат  - это кто?

Каким характером должен обладать солдат?

Восп: А теперь поиграем в игру «Вспомни пословицу о солдате и объясни ее значение (смысл)», согласны?

Плох тот солдат, который не мечтает стать  генералом.

Русский солдат умом богат.

Солдат бьет врага в поле, а моряк – в море.

Русский солдат не знает преград.

Красна девица косами, а солдат орденами.

Солдата к славе ведут ученье и труд.

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает. А он все такой же  бывает.

Солдатское дело – воевать храбро и умело.

Русский солдат крепок в бою.

-Ребята, а я тоже знаю пословицу о солдате, послушайте: «У солдата ноги длинные». Помогите мне объяснить ее смысл.

-Ярослав, а как ты думаешь?

-Коля, а ты согласен  с мнением Ярослава? С чем именно ты согласен?

-А теперь я предлагаю прочитать стихи о предстоящем празднике 23 февраля,  нам нужно выбрать 3 детей, как это можно сделать?

-А вот я придумала необычный вариант, тот у кого под  стульчиком  находится звездочка, тот и будет нам рассказывать стихотворение. Согласны? Но поднять стульчик нужно бесшумно, и справятся с этим заданием только самые  ловкие и умелые.

Будущим защитникам.

Сегодняшний день

Постарайся  запомнить

И в сердце его сохрани.

Ты  сильный, смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Большие дела,

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Наготове копье!

Борись за любимых,

За счастье свое!

(И. Грошева)

Защитникам Отечества

Защитники обители.

Отважные бойцы.

И доблестные рыцари.

Лихие храбрецы.

Сил темных победители.

Без званий и имен.

Отечества служители.

Солдаты всех времен.

За вас, ребята славные1

Чтоб не было войны!

Вы – силы наши главные!

Вы -  армия страны!

-Какие красивые стихи прочитали нам ребята, давайте им поаплодируем!

-Друзья мои,  а правда ли, что существует   три вида вооруженных сил, в которых может нести службу солдат! Назовите  их, пожалуйста.

1.СУХОПУТНЫЕ  ВОЙСКА.

Какое слово интересное – сухопутные, из каких слов оно состоит?

Сухой путь – идти по земле, по суше.

Рода войск:

-Мотострелковые

-Танковые

-Ракетные войска

-Артиллерия

-Войска ПВО

-Специальные войска: инженерные, войска связи, автомобильные, железнодорожные и др.

-2.ВОЕННО - ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

-Воздушные, слово говорит само за себя. Где несет службу солдат? --  Какие это рода войск?

Рода авиации:

-Штурмовая

-Бомбардировочная

-истребительная

-Разведывательная

-Зенитные ракетные войска

Специальные войска:

_Метерологические

3. ВОЕННО – МОРСКОЙ ФЛОТ

Рода:

-Надводные силы

-Подводные силы

-Морская пехота

-Морская авиация

- Вспомогательные войска

А также существуют отдельные рода войск:

- Войска воздушно-космической обороны

Ракетные войска

-Воздушно-десантные войска

Восп:  У меня есть разрезные картинки, на них изображена военная техника, предлагаю  вам встать, подойти к столу и собрать  их, а затем  определить к каким вооруженным силам они  будут относиться!

ТАНК, САМОЛЕТ, РАКЕТНАЯ УСТАНОВКА,  КАТЕР,  ПУШКА, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, ПУЛЕМЕТ.

-Гоша, какую картинку ты собрал?

Саша: У меня получился самолет.

-К каким вооруженным силам он относится?

Саша: Он относится к военно- воздушным силам.

Танк – сухопутные войска

Ракетная установка- сухопутные

Катер-  военно -морской флот

Пушка – артиллерия, сухопутные войска

Подводная лодка- военно-морской флот

Пулемет –сухопутные войска

- Замечательно справились с заданием, молодцы!  Становитесь в круг,  у меня для вас следующая игра:

«Продолжи предложение».

Танком управляет   танкист.

Из пушки стреляет   артиллерист

За штурвалом самолета сидит   пилот

Из пулемета строчит   пулеметчик

В разведку ходит   разведчик

Границу охраняет  пограничник

С парашютом прыгает  парашютист

На корабле служит   моряк

Обезвреживает мину – минер

Передает сообщение -связист

-Все верно, молодцы! Возвращайтесь на стульчики. Теперь я буду загадывать загадки, а вы поднимайте руку с картинкой – отгадкой, картинки лежат у вас на подносах под стульчиком

  1. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое ? (самолет)

  1. Хожу в железном панцире,

     Бронею весь обшитый.

Стреляю я снарядами,

Я очень грозный с виду. (танк)

3.Я к глазам его приближу –

Сразу все большим увижу.

Рассмотрю в морской доли

Катера и корабли.  ( бинокль)

4.Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету)

А теперь мы должны определить, сколько слогов в слове  РАКЕТА. Каким способом  мы это можем сделать?  

Маша, назови первый слог «РА»,    

 Данил,  второй «КЕ»,                      

 Андрей, третий -«ТА».                    

Сколько всего слогов в слове  «РАКЕТА»?  ( В слове ракета три слога). А какой слог ударный?  (Ударный второй слог, мы его произносим более протяжно).

Ребята, а вы знаете, что обозначает слово  «ракета»?

.Ракета – это  летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе части собственной  массы сгорающего ракетного топлива.

А также, в военной терминологии -  снаряд,  применяемый для поражения удаленных целей.  Пустить ракету в воздух. Высоко взвилась ракета.

Молодцы, с этим заданием тоже справились

физминутка

 «Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Дети: Эх, зарядка хороша!

-Наши мальчики тоже будущие защитники, поэтому им мы также приготовили поздравление.

Поздравляем всех мальчишек

 С Днем защитника страны!

 И желаем жить без вспышек,

Без врагов и без войны!

 Будьте крепкими  и сильными,

Защищайте всех вокруг.

Пусть про вас  так скажут близкие:

Это – настоящий друг!.

Дети: В феврале мы прощаемся с зимой и встречаем весну, отмечаем замечательный и веселый праздник – Масленица, едим блины. Проводятся  различные зимние забавы – можно кататься на коньках, играть в снежки, строить крепость , лепить снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, играть в хоккей, меряться силой, водить хороводы,…

Дети: Отечество – это наша страна, Родина.

Дети:  Я думаю, что армия не может обойтись без солдат, в армии  главный – солдат

Дети: Солдат –это боец ,военный человек, воин.

Дети: Солдат должен быть  храбрым, сильным, смелым, отважным, отзывчивым, умелым, выносливым, БРАВЫМ –статным)

Дети: Человек должен ставить себе высокие цели в каком – либо деле, стремиться достичь в жизни большего, чем имеет.

Дети :Каша из топора – перехитрил хозяйку, для того чтобы не остаться голодным.

Дети: службу солдат несет и на суше  и в море.

Дети: солдату любое дело по плечу, нет невыполнимых задач.

Дети: девушек украшают волосы, красивые косы, а солдата украшают  и говорят о его заслугах ордена.

Дети: солдат прославится только тогда, когда будет много учиться и применять  эти знания.

Дети: солдата не может сломить  ни дождь, ни ветер, ни палящее солнце, только закаляют его.

Дети: пекарь –печет хлеб, учитель – учит, а задача солдата – воевать храбро и умело.

Дети:  у русского солдата большая стойкость в бою, крепкий характер, он никогда не побежит от врага.

Дети: Солдат не ленится далеко ходить, преодолевать пешком большие расстояния.

Дети: с помощью считалки, волшебной стрелочкой,  тянуть жребий,…

Дети находят звездочку под стулом и рассказывают стихотворение

Ответы детей

Дети отвечают

Дети : В воздухе, в небе.

Дети встают вокруг столов и собирают картинки

Дети отвечают

Дети встают в круг

Дети отвечают

Дети садятся на стульчики

Отгадывают загадки

Дети: Прохлопать, протопать, опускать подбородок, держа под ним руку.

Ответы детей

Дети отвечают

Дети выполняют движения по тексту

Девочки читают стихи для мальчиков.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, напомните мне, о чем мы сегодня беседовали, что выполняли. Я благодарю вас за работу, и предлагаю вечером выполнить коллективную работу по видам войск.  А сейчас «стойкие солдатики» приглашаются в музыкальный  зал.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Познакомить детей с понятием "гостеприимство" и русским обычаем " приносить гостинцы". Используя элементы "ТРИЗ": игра "хорошо-плохо" - разрешать противоречия, формировать у детей диалектическое мироп...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:1.    Формировать представления о насекомых в среде обитания.2.    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "НАША АРМИЯ"

Программное содержание:         Дать детям знания об армии.         Сформировать у них первые представления о родах войс...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...