игры социоигровой педагогики.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Шкурина Юлия Анатольевна

В материале мною представлены игры для разных случаев взаимодействия детей друг с другом. Их можно использовать и как элемент занятия, и как настрой на рабочий лад, и как отдх и развлечение, и в качестве вечернего или утреннего круга 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sotsio.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игры социо-игровой педагогики.

 

«Снежная королева»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Телеграф»

Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.

 «Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

 «Мост дружбы»

Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.

 

 «Радио».

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

 «Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

 «Подарки».

Цель: развитие эмпатии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого  предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.

  1. Игры для рабочего настроя

 «Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он  загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

 «Эхо»

Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)   

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

 «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Например: передающий называет любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); иди передающий называет существительное, принимающий — прилагательное (глагол) к нему; можно попросить передающего назвать сказку, а принимающего — персонаж из этой сказки. Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний достигается только в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и дает свой ответ, исходя из   ее особенностей. Например:

1-ый: стол — 2-ой: стол с чернильным пятном;

2-ой: бежит — 3-ий: собака бежит;

3-ий: белое — 4-ый: белый воротник и т. п.

Или варианты:

Ведущий:  стол                              Ведущий: бежит

1: стол с чернильными пятнами                     1: Собака бежит

2: стол со скатертью                    2: Ручей бежит

3: раскладной стол                    3: Девочка бежит

4: обеденный стол                                     4 Дорога бежит и т. д.

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Активизировать этот опыт позволяет в том числе и задание-упражнение «Волшебная палочка»

Задание «Волшебная палочка» может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

Примеры вариантов:

  • при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; передающий взглядом как бы ждет, а отвечающий — успокаивает или удивляет;
  • говорящему становится видна оценка всеми   присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они   встают;
    например, передающий:
    два плюс три; — принимающий: пять(часть детей встает, они согласны); но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности, например, передающий: елка; — принимающий: зеленая  (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками,    искусственные и т. д.); или   трубочист— черный, мяч круглый, небо голубое и т. п.
  • передающий выбирается (или назначается)    один    на
    всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в
    руки (если этот вариант использовать для работы всех детей,
    то он становится наименее социо-игровым,    если же все присутствующие дети разделились на малые группки
    и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают    его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).
  • Чаще всего вариант с «Волшебной палочкой» мы используем для подведения итогов деятельности, говорит только тот у кого в руках полочка, но каждый желает ее получить, поэтому слушает товариша и ждет своей очереди.  

«Неиспорченный телефон»

Дети делятся на 2 команды. 1-ая передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети 2-ой  «ловят» слово на слух.

Сначала ведущий спрашивает о передаваемом слове у тех, кто ловил, потом просит назвать, какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, какое слово передал по ряду первый ребенок.

При выполнении задания не разрешается никому ничего советовать. Такое ограничение как сдерживает тех, кому кажется, что они все понимают, могут, умеют, так и активизирует тех, кому нелегко решиться действовать самостоятельно на свой страх и риск.

Важно, чтобы за движением слова по ряду следили, прислушиваясь, дети другого ряда, пытаясь «поймать» слово. Эта будет возможным, если кто-то в цепочке передачи скажет слово не точно в ухо партнеру или нерационально усилит свой голос. Такое препятствие приводит иногда к тому, что слово говорится слишком тихо и непонятно, а отсюда последний в цепочке передачи получает не то слово, с которого она начиналась.

Присутствующими успешность работы оценивается по следующим признакам: 1) другие не обнаружили слова, 2) в передаче участвовали все сидящие в ряду, 3) последний получил то же слово, которое передал первый.

Четкость передачи зависит от сложности и неожиданности передаваемого:

1        — слово

2— трудное слово

     3— словосочетание

     4— имя, отчество, фамилия

5        — неизвестная скороговорка  (или считалка)

6— слово на иностранном языке

На занятии можно организовать и две телефонные линии и тогда возникает своеобразная эстафета. Две команды передают одну и ту же новую считалочку (кто быстрее!), а «разведчики» — судьи пытаются (не вставая со своих мест) «перехватить» передаваемый текст. Выигрывает та команда, чей гелефон оказался  самым быстрым  и  неиспорченным.

«Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолёт – хлопают  в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова  на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух. 

Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

 

II. Игры для приобщения к делу

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).  Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

 «Спор  предлогами»

Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3  гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.

 «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

 «Составь слово»

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.

Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

 «Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой  в ладоши

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)

-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами (показывая большой полец)

- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами (показывая большой полец)

Вариант:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

 «Знаки препинания»

Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .). 

Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

 

III. Игры разминки-разрядки

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

 «На 5 органов чувств»

Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному  «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Воспитатель во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором – по 2, по 3, на третьем – все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах).

Варианты:

-прожить кусочек выдуманной истории с персонажем и обстоятельствами,

-усложнение – сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка – Карабас Барабас, мышка – медведь).

 «Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя

 «Ловить зверюшку»

Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».

Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.

IV. Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

 «Заданные слова»

Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).

Вариант:

-играющий должен произнести «заданное слово (слова)», найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),

-один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов

 «Тело  в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Вариант:

-дополнить «фотографию» своим пониманием

-показать «фотографии» до и после задуманного

Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление

 «Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.)  Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

 «Собрать диалог»

Воспитатель предлагает  детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать  реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

ЖИВОТНЫЕ

Группа детей выбирает, в каких животных (домашних или диких) она «превратится». После зачина подготовившихся: «Где (или кем) мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», — они начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. Зачин может быть и другим.

Играть животных — одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность — вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. Одних животных они видели и хорошо знают, о других имеют представление понаслышке и изображают их по воображению. Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте действия (например; лес, поляна, река; зоопарк, живой уголок, птицеферма и т. д.) — см. комментарий к заданию «Превращение комнаты». Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики, их присутствие ставит ребенка перед необходимостью быть понятым, поэтому он совершает игровые действия точнее и ответственнее.

Усложнение требований к работе может быть поэтапным: па 1-ом — смелость и выдумка, на 2-ом — искренность и цепкость наблюдений и воспоминаний, на 3-см — умение держать общие условия и находить себе место среди других.

ЛОВИТЬ ЗВЕРЮШКУ

Исполнители по очереди «тянут» билетики с заданием, в котором указано, кого они должны ловить — кузнечика, курицу, бабочку, чужую кошку, своего котенка, вылетевшего волнистого попугайчика, козу, корову или поросенка и т. д. Исполнитель до тех пор должен выполнять задание, пока большинство зрителей не встанет со своих мест в знак того, что для них превращение произошло, то есть они видели, кого ловит исполнитель. Тогда педагог просит зрителей назвать «отгаданную» зверюшку, а исполнителя — прочитать задание вслух. При совпадении заданного в билетике с тем, что увидели зрители, ведущий  подтверждает успешность работы.

Для детей в ходе упражнения наглядно выявляется значение особенностей и деталей в поведении. Нагибаются и тогда, когда ловят кузнечика, и тогда, когда ловят курицу. Но нагибаются по-разному. И в том и в другом случае руки выставляют вперед, но совершенно по-разному. Чтобы явным было то, с чем ты действуешь (в данном случае — кого ловишь), нужно соблюдать характерные особенности действия, вытекающие из особенностей предмета.

Конечно, дети могут выполнить это упражнение очень приблизительно, одни лучше, другие хуже, вспоминая и воспроизводя особенности того, что они хотя и не однажды делали в жизни, но все же достаточно давно и без специального запоминания подробностей. Но даже такое приблизительное исполнение позволяет им  увидеть  проблему детализации.

ЗАДАННАЯ ПОЗА

Игровое упражнение заключается в нахождении психологического оправдания заданному положению частей тела, например: растопыренные пальцы рук; поджатые губы; опущенная голова; поднятый взгляд и т. п. Описание поз мы можем, найти в литературных произведениях — это те моменты повествования, где автор подробно излагает, что конкретно сделал персонаж. Детям предлагается либо начать, либо кончить свой этюд-сценку заданной позой, т. е. «взяв» ее, выйти в следующее за ней действие или, выбрав   какое-то   действие, завершить его заданной позой.

Подчеркиваем, что участникам задается не действие, а лишь поза, т. е. перечисляется, описывается расположение частей тела: голова согнута, руки в стороны, или: голова вниз, глаза вверх и т. п. Ученики вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу или пока не наиграются. Начинать можно с простых поз: человек сидит на корточках, согнулся вбок и вытянул руку вперед. Принимаются все «оправдания» — рвет ягоду, ласкает кошку, завязывает туфлю, делает зарядку. В позу может вводиться и взгляд.-«На корточках, взгляд вверх»: спрятался под мост, или работает на грядке, и капнул дождь.

Развитие работы над заданием может состоять: 1) в усложнении поз (дети и сами могут задавать их);

 2) в усложнении требований к исполнителям (максимальная правдивость воссоздания ситуации);

 3) во введении речи;

4) включении собеседника. При успешности работы можно задавать мизансцены — взаимное расположение двух и нескольких персонажей.

V. Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

 

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,  играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

 «Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

 «Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

 «Встань по пальцам»

Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись (или закрыв глаза), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех (или больше), после чего произносит: «Замри!», Он открывает глаза или поворачивается к детям. В группе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше и он сам стоит, то непременно сесть. Особо сильный накал возникает тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два — три ребёнка то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10».

«Встать по пальцам» — упражнение, в котором каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии. Это упражнение хорошо, т. е. «на отлично» выполняется только при условии нацеленности, каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же есть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет па общий настрой участников занятий. Нередко в группе оказывается два — три ученика, которые встают каждый раз, и пять — шесть не работающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: слишком активных просить включаться в работу через 5—6 секунд после первой попытки группы выполнить задание или отсадить их в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!»;

Для социо-игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться —все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

Один из секретиков проведения данного задания — упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникающая у детей увлеченность обеспечивает уверенность учеников в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным. И если даже какое-то его задание сначала кажется ребенку не совсем понятным или неувлекательным, тем не менее он не отказывается от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникает и понимание, и азартность.

 «Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять  движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)

 «Изобрази профессию»

Играющие изображают действия, характерные определённой профессии  (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию.

Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)

Руки-ноги

Упражнение заключается в следующем. Один хлопок воспитателя— команда рукам (руки поднять или, если звучит один хлопок, а руки подняты, — опустить). Два хлопка — команда ногам (то есть встать или, если звучат два хлопка, а исполнители уже стоят — сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить детей, тренируя их собранность.

Звучит хлопок — псе поднимают руки. Еще хлопок— руки опускают. Одиночный хлопок повторяется — руки опять поднимают. Вслед звучат два хлопка — некоторые по привычке опускают руки, вместо того, чтобы встать. Слаженность нарушается. Говорить ничего не надо — и так всем все видно: кто сидит, кто стоит. Возникает смех. Смеются в первую очередь те, кто ошибся, то есть те, кто сидит с опущенными руками, и те, кто стоит, но тоже с опущенными руками (а ведь команды рукам не было, и они должны быть по-прежнему подняты). Не ведущий, а сами участники поймали себя на ошибке. Они чувствуют, что ошибка — это «плохо», но то, что они сами это обнаружили — «хорошо». Отсюда радостное настроение. «Да неужели я не смогу делать без ошибок», — некоторые мобилизуются. Ведущий же, меняя последовательность хлопков и их тем, пытается опять сбить детей. Задание это с энтузиазмом выполняется всеми возрастами (включая и взрослых), и его возможно использовать при любом виде работы группы и включать во все этапы и периоды жизни в группе. Можно использовать «наказание» для тех, кто ошибся. Собрать их в круг и дать и дать им задание, причем задание придумывают сами дети.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Игры социоигровой напрвленности""

Презентация для педагогов "Игры социоигровой направленности"...

Социоигровая педагогика: работа в малых группах

Консультация для педагогов «Социоигровая педагогика: работа в малых группах».   ...

Музыкальные игры в педагогике.

Детство - это особый мир, в котором всё связано с игрой. Музыкальные игры не являются исключением....

игры по социоигровой педагогике

представленные упражнения и этюды способствуют усилению сплоченности группы...

Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»

В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...

Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании

1. Прием “Хорошо-плохо” (метод противоречия).2. Игра «Да-нетка» (метод сужение поля поиска).3. Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.4. «Составление лимерика&raq...