Социоигровая педагогика: работа в малых группах
консультация на тему

 Сысоева Ольга Моисеевна

Консультация для педагогов «Социоигровая педагогика: работа в малых группах».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_socioigra_sisoeva.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Социоигровая педагогика:

работа в малых группах».    

Подготовила:

Сысоева О.М.

                                                                                                     Воспитатель

                                                                          1 квалификационная категория

г. Братск – 2014 год.

Социоигровая педагогика: работа в малых группах.    

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений детей, но и повышение их культуры, максимальное развитие их способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья.

Наиболее эффективный результат в достижении поставленных целей дает использование личностно-ориентированных технологий на основе активизации и интенсификации  детской деятельности.

Одной из таких технологий является социоигровая педагогика.

Законы (постулаты) социоигровой педагогики.

Их всего три. На них базируется вся педагогика.

  1. «Не учи Ученого».

Ученого учить, только портить. Ребенок все знает, все понимает, он сам имеет свое представление (по любому вопросу). Уже с раннего возраста необходимо не учить, не опекать ребенка излишне, а «интуитивно» отпустить его, задавать ему дела, создавать ситуации. Своим обучением мы тормозим развитие ребенка.

  1. 133 зайца – полезность, что я этим добьюсь, что дети «словят».

 «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. А если за 133 погонишься, то с десяток все равно поймаешь». В любом общении с детьми задавать открытые вопросы, которые дают ребенку возможность на неординарные ответы.

  1. Не бояться быть Идиотом, не надо быть Всезнайкой.

Воспитателю не надо  бояться оказываться в ситуации «я ничего не знаю», «растолкуйте мне, расскажите», «я, конечно, знаю, но хочу услышать от вас».  Быть откровенным  с детьми. Говорить с детьми по-взрослому: «Давайте поговорим, потолкуем». Дети обязательно должны общаться: спрашивать у взрослого, у другого ребенка, объединяться для общего дела, знакомиться с решением других и использовать их по-новому в своих работах.

     Главный  принцип социоигрового подхода – снятие с воспитателя оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Достигаются эти задачи путем организации детской деятельности, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социоигровая»).

     Основной предмет этой педагогики не в обучении, и не в воспитании, а в умной организации жизни детей. А ее лозунги: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». «Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника) и тогда дела становятся  игрой».

Поэтому социоигровая педагогика практикует работу в малых группах как наиболее рациональный способ организации жизни, игровой и познавательной деятельности детей в ДОУ.  Эти микрогруппы называют «компании» (от англ. слова «компани» - собрать всех вместе).

Компания – это удовольствие, а команда – это необходимость. Компания не предполагает лидеров, т.к. в лидерство может выбиться любой. Ребенок учится быть лидером и быть ведомым, не боится сделать ошибку. Дети в компаниях объединяются, а не разделяются на подгруппы. Они сами договариваются о выборе общего дела и способов его реализации, распределяют роли и место каждого в общем деле, держат правила и создают какой-то результат.  Для детей важней всего детское сообщество, сверстники влияют значительно сильнее, чем взрослые.

Малые группы (компании) воспитатель организует специально или использует в работе спонтанно возникшие детские объединения, направляет интересы детей друг на друга, объединяя их общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Объединять детей в компании лучше со средней группы. Во второй младшей группе только пары и давать задание на двоих. Идеальное число участников компании 6 (так как именно в такой компании лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей и 6 удобно разделить на 3 пары или 2 тройки). Поэтому в одной возрастной группе должно быть не менее 18 детей. А идеальное число детей в группе 24.

Суть работы детей в малых группах – договориться между собой.

Специальные приемы на объединение  детей в компании:

  • Использование спонтанных детских объединений (когда дети играют

сами в каких-либо группах и в них же переходят к организованной воспитателям деятельности).

  • Объединение детей по их собственному желанию и выбору (когда дети

по предложению воспитателя находят себе товарищей для совместной работы.) Например, собраться так, чтобы при этом были девочки и мальчики (или только девочки, только мальчики). Собраться в группу со своими друзьями, с тем, кем живешь рядом, с кем спишь рядом в детском саду, с кем сидишь за обеденным столом, с кем больше любишь играть (лепить, рисовать, общаться).

  • Образование малых групп по какому-либо общему признаку, сходству,

жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задает определенный признак). Например, собраться так, чтобы они были чем-то похожи (по любимому цветку, игрушке, книжке и т.д.) Чтобы все были одинакового роста; чтобы у всех было что-либо одного (разного) цвета, размера, формы.  Или назвать названия пальцев, животных, растений, видов транспорта и т.д. и собраться в группы по одинаковому названию.

  • Объединение в подгруппы по наглядному материалу (мелким

раздаточным предметам и разрезным изображения). Например, воспитатель разбрасывает на полу части открыток, а дети берут по одной части  открытки и собираются в группы, сложив целую открытку.

  • Создание малых групп путем образования пар, троек, четверок,

шестерок по общему делу (когда каждый ребенок делает свое дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы).  

После того, как дети объединились в компании, они могут придумать название своей компании. Потом детям дается задание – выбрать посыльного (посыльный получает задание от воспитателя и доносит его до своей компании). Чтобы не было раздора в компании  при выборе посыльных хорошо использовать считалки. Можно выбрать посыльного по-другому, например, у кого рука длиннее, у кого больше пуговиц на одежде, у кого есть полоски, круги в одежде и т.п.

Воспитатель дает игры-задания посыльным для всех одно или разные, вызывая всех посыльных вместе или по одному (постоянно идет соблюдение тайны, секрета, интрига).

Заданиями для детей могут быть: составить рассказ на любую тему. Нарисовать рисунок, сделать аппликацию, поделку из природного, бросового материала, лепку на определенную тему (или без нее), а после выполнения задания найти себе товарищей для дальнейшей работы. Составить предложение или подобрать слово, затем найти с кем его объединить и что-либо сочинить. После раздачи игр-заданий проверить донесли ли посыльные до своих компаний задание. 

После того, как дети получили задание – дальше все делают сами самостоятельно. Единственная задача воспитателя – следить, чтобы все дети были задействованы, чтобы не было детей – изгоев. «Вы все договорились, а Саша?» или «Миша, а ты со всеми, что ты делаешь? Дети, что у вас Миша делает, какая его роль?».

Функция воспитателя – наблюдать и анализировать. Воспитатель постоянно направляет детей друг на друга, спрашивая: вы договорились, вы решили, вы распределили и т.д. Педагог не лезет в деятельность детей, а только уточняет: «Если я правильно поняла, то это так? А как?» Воспитатель удивляется, его позиция нейтральная. Если в какой-то компании дети не справляются с заданием, то нужно детей заново перемешать, собрав их в круг и объединив в другие компании.

Роль воспитателя – время. Перед выполнением заданий детьми спросить у них – сколько им нужно времени. После того, как время (обязательно песочные часы у воспитателя) вышло, напомнить детям, что время закончилось (показ на часы).

А дальше идут разговоры, что у вас случилось – результат работы детей. Результаты обсуждают дети, рассматривая.

Варианты представления и обсуждения результатов детской деятельности:

  • Публичная презентация детьми. Каждая группа публично представляет

свое дело всем, выбрав способ представления: хором, по цепочке, кто-то один или двое (трое). Если ребенок выступает один, главное, чтобы он говорил не от себя, а от имени всех. Если оратор не справляется, компания может его заменить.

  • «Мы попробуем догадаться, что вы сделали, а вы молчите».
  • «Идем в гости» - по кругу от компании к компании, хозяева

показывают, что они сделали, что и как у них получилось. Гости задают вопросы, высказывают свои мнения, суждения, дают советы.

  • «Спрос – переспрос». С помощью вопросов компания узнает, что

сделали другие.

  • Выставка всех работ.  Дети идут по внешней стороне круга друг за

другом или парами и при этом ведут разговоры об увиденном, задают вопросы друг другу, делают комментарии.  

По представленному продукту работы нужно организовывать обсуждение того, что получилось, привлекая к этому детей. Дети могут сосчитать, найти одинаковые и отличающиеся по цвету, форме, величине, качеству предметы. Можно находить странности, нелепости, несоответствия в работах других.  Подобрать стихотворение, песню, сказку.  Придумать название к рисунку или рассказу другой компании, можно создать рекламу, похвалу,  портрет, инсценировку. Можно рассказать, дополнить, улучшить, изменить, создать общую картину.

Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных компаний и  друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.

Рассмотрим логику делового разговора.

Состоит из трех основных моментов:

  1. ОБЩИЙ РАЗГОВОР или общие разговоры.

В самом начале сбора детей, длится 2-7 минут. Это выяснение представлений. Как правило, дети в кругу или на ковре. Воспитатель дает вопрос, ситуацию. Не повторяет за детьми ответы, не оценивает детей и не хвалит их. Позиция воспитателя идиота или психотерапевта. Воспитатель говорит «да», «интересно», «о». Нейтрально стеклянные глаза воспитателя, дети говорят не вам, а друг другу.

  1. ДЕЛОВЫЕ РАЗГОВОРЫ – разговоры по делу.

Объединение детей в компании и работа детей (10-30 минут). Избегать слова задание первое, второе и т.д. говорить «а сейчас вот это, а потом вот то». Не предупреждать детей, что сейчас будет трудное задание, не спрашивать «хотите или нет».

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ.

Разговор между группами – публичное выступление, хождение в гости, презентация своего общего результата (5-10 минут).

Общее время на все игры-задания к подготовительной группе достигает 1,5 часа без перерыва, но каждые 10-15 минут смена позы, мизансцены.

Социоигровая педагогика – это постоянная смена позиций - мизансцен, действий, хождение по группе детей и воспитателя.

Таким  образом, социоигровая педагогика – это стиль, образ жизни, где:

  • работа детей в малых группах (компаниях);
  • свободное перемещение в пространстве;
  • нет технологической методики, мы не учим, а создаем ситуации;
  • деятельность детей  ориентирована  не на ответы, а на вопросы;
  • позиция воспитателя «под», дети в позиции «над»;
  • «сколько детей в группе, столько и ответов на вопрос воспитателя» -

свобода действий, высказывания своего мнения;

  • воспитатель говорит мало, дети говорят много (умение воспитателя

держать паузу – молчание золото), роль взрослого незаметна;

  • если помощь нужна детям, они получат ее от других детей, но не от

воспитателя;

  • «похоже – не похоже», а не «правильно – не правильно», спрашивать у

детей, дети сами выясняют, используют слова «почему», доказательства высказывания своего мнения;

  • разговоры после деятельности детей «Как случилось?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социоигровой технологии во второй младшей группе «В гостях у Солнышка».

Конспект  занятия  по социоигровой технологии во второй младшей группе «В гостях у Солнышка»....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Статья на тему "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)"

Леонтьева А.Л., воспитательГБДОУ детский сад №37 Пушкинского районаСанкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной г...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...