Статья на тему "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)"
статья (подготовительная группа)

Алиса Леонтьева

Леонтьева А.Л., воспитатель

ГБДОУ детский сад №37 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

 

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)

Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения. Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем воспитанникам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться.

Алгоритм деления детей на малые группы:

  1. Определить количество групп и количество детей в каждой группе (Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее работают и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в работу свой вклад).
  2. Определить состав каждой группы (каждый ребенок должен иметь опыт работы в разных группах).
  3. Спланировать организацию работы каждой группы
  4. Спланировать представление результатов работы каждой группы.

Выбор способа деления детей на группы зависит от содержания занятий, уровня произвольного поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом.

Способы разделения детей на группы:

  • Деление на подгруппы по предметам объединенным одним названием, признаком (например животные, птицы, насекомые)
  • Назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы
  • Четный-нечетный.
  • Предложить каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию. Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо -игровым.

Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

  • Конфликты
  • Неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • Неготовность слушать

В таких случаях инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Важно вовремя  напомнить правила работы в группах.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_doshkolnikov_v_malyh_gruppah_2.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Леонтьева А.Л., воспитатель

ГБДОУ детский сад №37 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)

Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения. Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем воспитанникам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться.

Алгоритм деления детей на малые группы:

  1. Определить количество групп и количество детей в каждой группе (Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее работают и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в работу свой вклад).
  2. Определить состав каждой группы (каждый ребенок должен иметь опыт работы в разных группах).
  3. Спланировать организацию работы каждой группы
  4. Спланировать представление результатов работы каждой группы.

Выбор способа деления детей на группы зависит от содержания занятий, уровня произвольного поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом. 

Способы разделения детей на группы:

  • Деление на подгруппы по предметам объединенным одним названием, признаком (например животные, птицы, насекомые)
  • Назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы
  • Четный-нечетный.
  • Предложить каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию. Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо -игровым.

Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

  • Конфликты
  • Неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • Неготовность слушать

В таких случаях инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Важно вовремя  напомнить правила работы в группах.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения закаливания во второй младшей группе.

Методика организации и проведения закаливания во второй младшей группе (открытое занятие)....

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...

Конспект организации и проведения дидактической игры в подготовительной группе на тему "Кто быстрее"

Дидактическая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием. Игра являе...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...