Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
материал (подготовительная группа)

Борисова  Светлана Леонидовна

Борисова Светлана Леонидовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения

 (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

 

Организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения называется социо-игровой технологией.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

  • помочь детям научиться общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию самостоятельности, творчества;
  • развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Организация общения детей в малых группах.

В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают разнообразные объединения, которые психологи называют малыми (или микро-) группами. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта. Внутри группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и многократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка педагога.

Выбор способа деления детей на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания занятий, количества детей и малых групп, опыта работы воспитателя в этом направлении.

При делении детей на малые группы они могут стоять или сидеть на стульчиках (на ковре) по кругу.

Необходимый материал можно разложить на подносе (в коробке, мешочке, сундучке), разбросать на столе или на полу и т.д. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям: Можно предложить детям объединяться в малые группы (по 3-6 человек) по их желанию (кто с кем хочет). Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия, например:

- чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;

- одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков, платьев, туфель и т.п.).

  • Разделиться на группы можно:

- по количеству стульев, расставленных за каждым столом;

- по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

  • Собраться в группу можно:

- со своими друзьями;

- с тем, с кем живешь рядом;

- с кем спишь рядом в детском саду;

- с кем вместе сидишь за обеденным столом;

- с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);

- по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;

- найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака, велосипед и т.п.

  • Деление на подгруппы по слову, движению, действию:

Нужно рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

- назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;

- называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

- назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;

- вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

  • Деление на подгруппы по разрезному материалу:

Каждому ребенку взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое. Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей. Например, мы разбрасываем на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей. При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов – числу детей в малой группе.

В качестве материала можно также использовать:

- небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;

- заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;

- лоскутки ткани разной или одинаковой формы и разной расцветки

- ленточки, тесьму;

- разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

  • Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком).

Можно предложить каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаются картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

В качестве материала можно использовать:

- отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому

- либо признаку в одну группу;

- геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию

(например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);

- геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых

зеленых квадратов);

- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;

- муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;

- предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько – в зависимости от количества детей – небольших групп.

  • Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок).

Можно предложить каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Воспитатель может предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.

Возможные варианты заданий:

- составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.;

- нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку,

слепить;

- составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:

Задачи:

• учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• развивать чувство ответственности за другого человека.

«Менялки»

Оснащение: детские стульчики.

Играющие садятся на расставленные по кругу стульчики. С помощью считалки выбирается водящий, который встает и выносит свой стульчик за круг. (Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих). Затем водящий говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие бантики и т.д.).» Участники, обладающие названным признаком, должны быстро встать и поменяться местами. Водящий в это время старается занять свободное место. Оставшийся без стула ребенок становится водящим, игра возобновляется.

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать:

Задачи:

• развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений в речи;

• развивать слуховое восприятие и память;

• учить задавать открытые я закрытые вопросы и отвечать па них;

• учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;

• учить понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;

• учить использовать прием активного слушания:

• дальнейшее развитие мыслей собеседника.

«Сказки наизнанку»

Оснащение: кукольный или настольный театр по одной из сказок.

Педагог предлагает детям придумать и разыграть сказку, в которой характеры героев были бы изменены (например: колобок был бы злой, а лиса добрая).

«Собери чемодан»

Участники садятся па пол или на стульчики, образуя круг. Педагог говорит:

- Представьте, что мы отправляемся в путешествие. Давайте соберем чемодан.

Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» назовет предмет, который он возьмет с собой, второй, повторит то, что сказал первый, а затем назовет свой предмет. Третий припомнит, что взял второй «путешественник» и добавит свой предмет и так далее. IIомните, что повторяться нельзя. (Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять названия всех предметов, которые прозвучали до них).

Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:

Задачи:

• развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

• развивать умение работать с информацией через установление логических и причино-следственных связей, а также умозаключений.

• развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

«Магазин игрушек»

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – игрушки». Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую позу», изображая расставленный в магазине товар. и Покупатель подходит к какой-либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?». После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую им показывают.

Таким образом, применение технологии малых групп способствует реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_s.l._rabota_doshkolnikov_v_malyh_gruppah.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Светлана Леонидовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения

 (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения называется социо-игровой технологией.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

  • помочь детям научиться общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию самостоятельности, творчества;
  • развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Организация общения детей в малых группах.

В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают разнообразные объединения, которые психологи называют малыми (или микро-) группами. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта. Внутри группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и многократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка педагога.

Выбор способа деления детей на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания занятий, количества детей и малых групп, опыта работы воспитателя в этом направлении.

При делении детей на малые группы они могут стоять или сидеть на стульчиках (на ковре) по кругу.

Необходимый материал можно разложить на подносе (в коробке, мешочке, сундучке), разбросать на столе или на полу и т.д. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям: Можно предложить детям объединяться в малые группы (по 3-6 человек) по их желанию (кто с кем хочет). Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия, например:

- чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;

- одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков, платьев, туфель и т.п.).

  • Разделиться на группы можно:

- по количеству стульев, расставленных за каждым столом;

- по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

  • Собраться в группу можно:

- со своими друзьями;

- с тем, с кем живешь рядом;

- с кем спишь рядом в детском саду;

- с кем вместе сидишь за обеденным столом;

- с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);

- по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;

- найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака, велосипед и т.п.

  • Деление на подгруппы по слову, движению, действию:

Нужно рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

- назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;

- называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

- назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;

- вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

  • Деление на подгруппы по разрезному материалу:

Каждому ребенку взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое. Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей. Например, мы разбрасываем на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей. При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов – числу детей в малой группе.

В качестве материала можно также использовать:

- небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;

- заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;

- лоскутки ткани разной или одинаковой формы и разной расцветки

- ленточки, тесьму;

- разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

  • Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком).

Можно предложить каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаются картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

В качестве материала можно использовать:

- отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому

- либо признаку в одну группу;

- геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию

(например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);

- геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых

зеленых квадратов);

- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;

- муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;

- предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько – в зависимости от количества детей – небольших групп.

  • Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок).

Можно предложить каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Воспитатель может предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.

Возможные варианты заданий:

- составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.;

- нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку,

слепить;

- составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:

Задачи:

• учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• развивать чувство ответственности за другого человека.

«Менялки»

Оснащение: детские стульчики.

Играющие садятся на расставленные по кругу стульчики. С помощью считалки выбирается водящий, который встает и выносит свой стульчик за круг. (Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих). Затем водящий говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие бантики и т.д.).» Участники, обладающие названным признаком, должны быстро встать и поменяться местами. Водящий в это время старается занять свободное место. Оставшийся без стула ребенок становится водящим, игра возобновляется.

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать:

Задачи:

• развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений в речи;

• развивать слуховое восприятие и память;

• учить задавать открытые я закрытые вопросы и отвечать па них;

• учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;

• учить понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;

• учить использовать прием активного слушания:

• дальнейшее развитие мыслей собеседника.

«Сказки наизнанку»

Оснащение: кукольный или настольный театр по одной из сказок.

Педагог предлагает детям придумать и разыграть сказку, в которой характеры героев были бы изменены (например: колобок был бы злой, а лиса добрая).

«Собери чемодан»

Участники садятся па пол или на стульчики, образуя круг. Педагог говорит:

- Представьте, что мы отправляемся в путешествие. Давайте соберем чемодан.

Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» назовет предмет, который он возьмет с собой, второй, повторит то, что сказал первый, а затем назовет свой предмет. Третий припомнит, что взял второй «путешественник» и добавит свой предмет и так далее. IIомните, что повторяться нельзя. (Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять названия всех предметов, которые прозвучали до них).

Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:

Задачи:

• развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

• развивать умение работать с информацией через установление логических и причино-следственных связей, а также умозаключений.

• развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

«Магазин игрушек»

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – игрушки». Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую позу», изображая расставленный в магазине товар. и Покупатель подходит к какой-либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?». После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую им показывают.

Таким образом, применение технологии малых групп способствует реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Статья на тему "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)"

Леонтьева А.Л., воспитательГБДОУ детский сад №37 Пушкинского районаСанкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной г...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...