Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
учебно-методический материал

Галеницкая  Марина Вадимовна

Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на опыте работы воспитателя подготовительной группы. Материал включает в себя рекомендации по планированию занятий, выбору и использованию различных методов и приемов работы, а также советы по организации пространства и созданию благоприятной атмосферы для развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения

(из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Галеницкая Марина Вадимовна,

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №48

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Одной из ключевых составляющих успешного обучения дошкольников является организация работы в малых группах. Это позволяет детям получить максимальное внимание, индивидуальный подход, развивать личные навыки и формировать коммуникативные навыки общения.

Введение

В дошкольном возрасте особенно важно развивать у детей социальные навыки и умения, а также способности к сотрудничеству и взаимодействию с другими. Работа в малых группах является эффективным методом, который позволяет детям развивать свои навыки и учиться работать в коллективе.

Методика организации и проведения работы дошкольников в малых группах.

1. Групповой процесс

- Создание доверительных отношений с детьми. Воспитатель должен установить эмоциональный контакт с каждым ребенком, проявлять понимание, уважение и внимание к их потребностям. В малых группах воспитатель имеет возможность более детально изучить потребности и интересы каждого ребенка. Игры, направленные на развитие индивидуальных навыков и способностей, могут быть очень полезными. Например, игра "Мастерская талантов" позволяет детям проявить свои уникальные способности и развить творческий потенциал.  Дети могут рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах или даже выступать с небольшими сценическими номерами. Важно создать поддерживающую и позитивную атмосферу, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.  Разделить детей на малые группы (От 3 до 6 человек) можно по желанию по интересам, возрасту или уровню развития, с помощью жеребьёвки или вспомогательных предметов карточек, ленточек, игрушек, геометрических фигур или считалки.

- Формирование коллектива. Важно стимулировать сотрудничество, взаимодействие и взаимопомощь между детьми через проведение различных игровых и творческих заданий. Для этого хорошо использовать игры, которые способствуют установлению доверительных отношений между детьми и воспитателем, а также между самими детьми. Например, игра «Мы – команда» позволяет детям узнать друг друга, найти общие интересы и научиться работать вместе. Дети делятся на небольшие группы и каждая группа выбирает свое название. Затем им предлагается выполнить различные задания, которые требуют сотрудничества и взаимодействия. Например, они могут совместно решать головоломки, строить конструкции из разных материалов или проводить эстафеты. Цель игры - показать детям, что только совместными усилиями они могут достичь успеха. В процессе игры воспитатель может обратить внимание детей на важность слушать друг друга, уважать мнение каждого члена команды и находить компромиссы. Это поможет развить навыки коммуникации и сотрудничества у детей.

- Организация эффективной коммуникации. Необходимо обучить детей навыкам слушать и выражать свои мысли, использовать невербальные способы общения, умение решать конфликты путем диалога. Дети в старшем дошкольном возрасте только начинают осваивать навыки общения, и наша задача - помочь им в этом процессе.

Одной из игр, которую я часто использую, является игра «Слушай и повторяй». В этой игре дети сидят в кругу, и каждый по очереди произносит фразу или предложение. Остальные дети должны внимательно слушать и повторить это предложение. Эта игра помогает развивать навыки слушания, концентрации внимания и речи.

Еще одна игра, которую я использую, называется «Мимика». В этой игре дети должны передавать эмоции и сообщать информацию только с помощью мимики лица и жестов, без использования слов. Например, один ребенок может изобразить радость, а другой должен угадать, что он хочет передать. Эта игра помогает развивать невербальные способы общения и понимания эмоций других людей.

Также важно обучать детей решать конфликты путем диалога. Одной из игр, которую я использую для этой цели, является игра «Разговорный мяч». Дети сидят в кругу и передают друг другу мяч. Когда они получают мяч, им нужно поделиться своими мыслями, чувствами или проблемами. Остальные дети должны внимательно слушать и предлагать решения или поддержку. Эта игра помогает развивать навыки эмпатии, умение высказывать свои мысли и находить компромиссы.

2. Образовательная работа

- Создание разнообразных условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка в микрогруппах. Воспитатель должен учесть разнообразие уровня развития детей и предоставить им возможность выбора и самовыражения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
  • предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
  • содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

поощрять различные творческие начинания ребенка.

- Организация деятельности с использованием игровых и творческих методов. Игра и творчество позволяют развивать у детей воображение, фантазию, творческое мышление и общение. В соответствии с требованиями ФГОС ведущая роль отводится игровой деятельности, поэтому в своей работе использую следующие игры и упражнений для детей во время организации режимных моментов:

  • Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;
  • Игры на взаимодействие и эмоционального сближения;
  • Сюжетно-ролевая игра как фактор становления межличностных отношений;
  • Подвижные игры, хороводные игры;
  • Ритуалы начала и завершения дня, празднование дней рождения воспитанников;
  • Проведение праздничных событий, групповые мероприятия, и тематических проектов. Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.

- Планирование и проведение занятий с использованием различных образовательных материалов и технологий. Важно предоставить детям возможность опытного познания и самостоятельного исследования окружающего мира. В микрогруппах можно организовывать разнообразные занятия, направленные на развитие детей. Вот несколько примеров игр, которые можно проводить в малых группах детей:

«Коллективное рисование эмоций»: Дети садятся в круг и получают листы бумаги и карандаши. Ведущий предлагает каждому ребенку нарисовать свою эмоцию (счастье, грусть, злость и т.д.) на своем листе. Затем дети демонстрируют свои рисунки и объясняют, почему они выбрали именно такую эмоцию.

«Игра в эмоциональные маски»: Дети получают картонные маски с различными эмоциями (радость, грусть, удивление и т.д.). Они должны надеть маску, представиться в роли этой эмоции и показать, как бы они вели себя и реагировали на различные ситуации.

Важно помнить, что игры в малых группах должны быть интересными и доступными для детей.

3. Воспитательная работа

- Развитие эмоциональной сферы ребенка. Воспитатель должен помогать детям осознавать и управлять своими эмоциями, формировать положительное отношение к себе и окружающим. Вот несколько примеров игр, которые могут быть полезными:

«Эмоциональный круг». Разделите детей на маленькие группы и дайте каждой группе нор карточек с различными эмоциями (счастье, грусть, злость и т. д.). Дети должны выбирать карточку, на которой изображена эмоция, и показывать ее своим товарищам по группе. Затем они могут обсудить, почему они выбрали эту эмоцию и поделиться своими собственными опытами.

«Театр эмоций»: Предложите детям создать мини-спектакль, в котором они будут изображать различные эмоции. Разделите их на группы и попросите каждую группу представить определенную эмоцию (например, радость, грусть, страх и т. д.). Дети могут использовать мимику, жесты и голосовые выражения, чтобы передать эмоции своим товарищам.

«Эмоциональные истории»: Расскажите детям историю или покажите им короткий мультфильм. Затем попросите их рассказать, какие эмоции они видели у персонажей и как они себя чувствовали во время просмотра. Это поможет детям осознать и описать свои эмоции и понять, что эмоции могут быть разными у разных людей.

«Эмоциональный мемо»: Создайте игру «Мемо» с карточками, на которых изображены различные эмоции. Дети должны находить пары карточек с одинаковыми эмоциями. Когда они находят пару, они должны рассказать, когда они чувствовали такую эмоцию и почему.

Важно помнить, что игры в малых группах должны быть интересными, веселыми и подходящими для возраста детей. Они помогут детям осознавать и управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и улучшать коммуникативные навыки.

- Воспитание ценностей. Важно формировать у детей понимание нравственности, уважения к различиям и культурному наследию других людей. 

«Игра в моральные дилеммы»: Ведущий предлагает детям различные ситуации, в которых нужно выбирать между двумя действиями, каждое из которых имеет свои моральные последствия. Дети обсуждают и объясняют свой выбор, а также делятся своими мнениями и аргументами.

«Коллективное чтение и обсуждение книг о нравственных ценностях»: в малой группе детей можно проводить чтение книг, которые рассказывают о нравственности и уважении. После чтения дети могут обсуждать и делиться своими мыслями и впечатлениями.

Можно познакомить детей с культурой и традициями разных народов через традиционные национальные праздники, костюмы, еду и т.д.

Проводить различные мероприятия, связанные с Днём пожилого человека и Днём Защитника Отечества и т.д. Создание временных мини музеев в группах согласно тематическим дням.

- Обучение правилам поведения. Воспитатель должен помогать детям осваивать социальные навыки, правила взаимодействия, исполнительность и умение участвовать в коллективном деле. Воспитатель может демонстрировать детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать свои ответы о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной. Формировать правильное, хорошее поведение у детей помогают такие игры, как «Хорошие, плохие поступки», «Правила этикета», «Приветствие гостей» и т. д.

Заключение

Работа дошкольников в малых группах является эффективным методом организации, который способствует развитию социальных навыков и умений у детей, способствует коммуникации. Организация деятельности, взаимодействие в группе, оценка и обратная связь с родителями о поведении ребёнка в группе - все это важные аспекты работы в малых группах. Ответственность взрослых в организации и проведении такой работы играет ключевую роль в успешном развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Статья на тему "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)"

Леонтьева А.Л., воспитательГБДОУ детский сад №37 Пушкинского районаСанкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной г...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...

7.04.2024 г. День Всемирного здоровья «Моё здоровье. Моё право» (Невенчанная Л.В., Филиппова Ю.А. воспитатели старшей группы В, Суворова М.Г., Немерова О.С., воспитатели подготовительной группы Г)

7.04.2024 г.День Всемирного здоровья «Моё здоровье. Моё право» (Невенчанная Л.В., Филиппова Ю.А. воспитатели старшей группы В, Суворова М.Г., Немерова О.С., воспитатели подготовительн...