Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
учебно-методический материал
Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на опыте работы воспитателя подготовительной группы. Материал включает в себя рекомендации по планированию занятий, выбору и использованию различных методов и приемов работы, а также советы по организации пространства и созданию благоприятной атмосферы для развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения
(из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Галеницкая Марина Вадимовна,
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №48
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Одной из ключевых составляющих успешного обучения дошкольников является организация работы в малых группах. Это позволяет детям получить максимальное внимание, индивидуальный подход, развивать личные навыки и формировать коммуникативные навыки общения.
Введение
В дошкольном возрасте особенно важно развивать у детей социальные навыки и умения, а также способности к сотрудничеству и взаимодействию с другими. Работа в малых группах является эффективным методом, который позволяет детям развивать свои навыки и учиться работать в коллективе.
Методика организации и проведения работы дошкольников в малых группах.
1. Групповой процесс
- Создание доверительных отношений с детьми. Воспитатель должен установить эмоциональный контакт с каждым ребенком, проявлять понимание, уважение и внимание к их потребностям. В малых группах воспитатель имеет возможность более детально изучить потребности и интересы каждого ребенка. Игры, направленные на развитие индивидуальных навыков и способностей, могут быть очень полезными. Например, игра "Мастерская талантов" позволяет детям проявить свои уникальные способности и развить творческий потенциал. Дети могут рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах или даже выступать с небольшими сценическими номерами. Важно создать поддерживающую и позитивную атмосферу, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Разделить детей на малые группы (От 3 до 6 человек) можно по желанию по интересам, возрасту или уровню развития, с помощью жеребьёвки или вспомогательных предметов карточек, ленточек, игрушек, геометрических фигур или считалки.
- Формирование коллектива. Важно стимулировать сотрудничество, взаимодействие и взаимопомощь между детьми через проведение различных игровых и творческих заданий. Для этого хорошо использовать игры, которые способствуют установлению доверительных отношений между детьми и воспитателем, а также между самими детьми. Например, игра «Мы – команда» позволяет детям узнать друг друга, найти общие интересы и научиться работать вместе. Дети делятся на небольшие группы и каждая группа выбирает свое название. Затем им предлагается выполнить различные задания, которые требуют сотрудничества и взаимодействия. Например, они могут совместно решать головоломки, строить конструкции из разных материалов или проводить эстафеты. Цель игры - показать детям, что только совместными усилиями они могут достичь успеха. В процессе игры воспитатель может обратить внимание детей на важность слушать друг друга, уважать мнение каждого члена команды и находить компромиссы. Это поможет развить навыки коммуникации и сотрудничества у детей.
- Организация эффективной коммуникации. Необходимо обучить детей навыкам слушать и выражать свои мысли, использовать невербальные способы общения, умение решать конфликты путем диалога. Дети в старшем дошкольном возрасте только начинают осваивать навыки общения, и наша задача - помочь им в этом процессе.
Одной из игр, которую я часто использую, является игра «Слушай и повторяй». В этой игре дети сидят в кругу, и каждый по очереди произносит фразу или предложение. Остальные дети должны внимательно слушать и повторить это предложение. Эта игра помогает развивать навыки слушания, концентрации внимания и речи.
Еще одна игра, которую я использую, называется «Мимика». В этой игре дети должны передавать эмоции и сообщать информацию только с помощью мимики лица и жестов, без использования слов. Например, один ребенок может изобразить радость, а другой должен угадать, что он хочет передать. Эта игра помогает развивать невербальные способы общения и понимания эмоций других людей.
Также важно обучать детей решать конфликты путем диалога. Одной из игр, которую я использую для этой цели, является игра «Разговорный мяч». Дети сидят в кругу и передают друг другу мяч. Когда они получают мяч, им нужно поделиться своими мыслями, чувствами или проблемами. Остальные дети должны внимательно слушать и предлагать решения или поддержку. Эта игра помогает развивать навыки эмпатии, умение высказывать свои мысли и находить компромиссы.
2. Образовательная работа
- Создание разнообразных условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка в микрогруппах. Воспитатель должен учесть разнообразие уровня развития детей и предоставить им возможность выбора и самовыражения.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
- содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
поощрять различные творческие начинания ребенка.
- Организация деятельности с использованием игровых и творческих методов. Игра и творчество позволяют развивать у детей воображение, фантазию, творческое мышление и общение. В соответствии с требованиями ФГОС ведущая роль отводится игровой деятельности, поэтому в своей работе использую следующие игры и упражнений для детей во время организации режимных моментов:
- Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;
- Игры на взаимодействие и эмоционального сближения;
- Сюжетно-ролевая игра как фактор становления межличностных отношений;
- Подвижные игры, хороводные игры;
- Ритуалы начала и завершения дня, празднование дней рождения воспитанников;
- Проведение праздничных событий, групповые мероприятия, и тематических проектов. Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.
- Планирование и проведение занятий с использованием различных образовательных материалов и технологий. Важно предоставить детям возможность опытного познания и самостоятельного исследования окружающего мира. В микрогруппах можно организовывать разнообразные занятия, направленные на развитие детей. Вот несколько примеров игр, которые можно проводить в малых группах детей:
«Коллективное рисование эмоций»: Дети садятся в круг и получают листы бумаги и карандаши. Ведущий предлагает каждому ребенку нарисовать свою эмоцию (счастье, грусть, злость и т.д.) на своем листе. Затем дети демонстрируют свои рисунки и объясняют, почему они выбрали именно такую эмоцию.
«Игра в эмоциональные маски»: Дети получают картонные маски с различными эмоциями (радость, грусть, удивление и т.д.). Они должны надеть маску, представиться в роли этой эмоции и показать, как бы они вели себя и реагировали на различные ситуации.
Важно помнить, что игры в малых группах должны быть интересными и доступными для детей.
3. Воспитательная работа
- Развитие эмоциональной сферы ребенка. Воспитатель должен помогать детям осознавать и управлять своими эмоциями, формировать положительное отношение к себе и окружающим. Вот несколько примеров игр, которые могут быть полезными:
«Эмоциональный круг». Разделите детей на маленькие группы и дайте каждой группе нор карточек с различными эмоциями (счастье, грусть, злость и т. д.). Дети должны выбирать карточку, на которой изображена эмоция, и показывать ее своим товарищам по группе. Затем они могут обсудить, почему они выбрали эту эмоцию и поделиться своими собственными опытами.
«Театр эмоций»: Предложите детям создать мини-спектакль, в котором они будут изображать различные эмоции. Разделите их на группы и попросите каждую группу представить определенную эмоцию (например, радость, грусть, страх и т. д.). Дети могут использовать мимику, жесты и голосовые выражения, чтобы передать эмоции своим товарищам.
«Эмоциональные истории»: Расскажите детям историю или покажите им короткий мультфильм. Затем попросите их рассказать, какие эмоции они видели у персонажей и как они себя чувствовали во время просмотра. Это поможет детям осознать и описать свои эмоции и понять, что эмоции могут быть разными у разных людей.
«Эмоциональный мемо»: Создайте игру «Мемо» с карточками, на которых изображены различные эмоции. Дети должны находить пары карточек с одинаковыми эмоциями. Когда они находят пару, они должны рассказать, когда они чувствовали такую эмоцию и почему.
Важно помнить, что игры в малых группах должны быть интересными, веселыми и подходящими для возраста детей. Они помогут детям осознавать и управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и улучшать коммуникативные навыки.
- Воспитание ценностей. Важно формировать у детей понимание нравственности, уважения к различиям и культурному наследию других людей.
«Игра в моральные дилеммы»: Ведущий предлагает детям различные ситуации, в которых нужно выбирать между двумя действиями, каждое из которых имеет свои моральные последствия. Дети обсуждают и объясняют свой выбор, а также делятся своими мнениями и аргументами.
«Коллективное чтение и обсуждение книг о нравственных ценностях»: в малой группе детей можно проводить чтение книг, которые рассказывают о нравственности и уважении. После чтения дети могут обсуждать и делиться своими мыслями и впечатлениями.
Можно познакомить детей с культурой и традициями разных народов через традиционные национальные праздники, костюмы, еду и т.д.
Проводить различные мероприятия, связанные с Днём пожилого человека и Днём Защитника Отечества и т.д. Создание временных мини музеев в группах согласно тематическим дням.
- Обучение правилам поведения. Воспитатель должен помогать детям осваивать социальные навыки, правила взаимодействия, исполнительность и умение участвовать в коллективном деле. Воспитатель может демонстрировать детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать свои ответы о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной. Формировать правильное, хорошее поведение у детей помогают такие игры, как «Хорошие, плохие поступки», «Правила этикета», «Приветствие гостей» и т. д.
Заключение
Работа дошкольников в малых группах является эффективным методом организации, который способствует развитию социальных навыков и умений у детей, способствует коммуникации. Организация деятельности, взаимодействие в группе, оценка и обратная связь с родителями о поведении ребёнка в группе - все это важные аспекты работы в малых группах. Ответственность взрослых в организации и проведении такой работы играет ключевую роль в успешном развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Статья на тему "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной группы)"
Леонтьева А.Л., воспитательГБДОУ детский сад №37 Пушкинского районаСанкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта воспитателя подготовительной г...
Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду ( из опыта работы воспитателя старшей группы)
Стремление к разностороннему общению,развитие логического и понятийного мышления....
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...