Конспект занятия познавательное старше - подготовительная группа «Озинки – сердцу милый край»
план-конспект занятия (старшая группа)

Воронина Татьяна Владимировна

 

          Тема:  «Озинки - сердцу милый край»
                      старший дошкольный возраст
(гражданско – патриотическое воспитание дошкольников)

Цель: расширять, обобщать, систематизировать и закреплять знания детей о родном поселке, его истории, достопримечательностях, воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

Задачи:

- воспитывать эмоционально-ценностное, бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- развивать связную речь детей, развивать внимание и мышление.

- обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; прививать любовь к музыке посредством ее прослушивания;

совершенствовать новую технику рисования.
Обогащение словаря: знакомство с новыми словами – целина, река «Чалыкла». Озинки.

 

Оборудование:

Проектор; запись музыки «Озинки», презентации «Родные Озинки»

Для рисования: бумага, жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, трубочки от сока.

Ход НОД:

Звучит фонограмма песни «Озинки». Дети входят в музыкальный зал.

Приветствие.

Воспитатель: Наша страна – Россия - это наша Родина. Она состоит из многих тысяч малых родин. Малая Родина – это место, где мы родились, ходим в детский сад, учимся в школе.

Ребята, предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о нашем крае.

(Просмотр видеоклипа «Озинки - моя сторонка»; природа Озинского  района на фоне песни).

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить (Ответы детей).
Правильно, о нашем поселке и обо всем, что с ним связано.

Воспитатель:  (или ребенок) читает стихи «С чего начинается Родина?» М. Матусовского.

Воспитатель: У каждого из нас есть на земле место, где он родился, где впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Малая Родина. Для многих из нас – это наш Озинский район. Наш поселок стоит на реке Чалыкла, которая впадает в самую длинную реку Волгу. Мы сейчас посмотрели, в каком живописном месте он находится. Просто дух захватывает от этих красот. Если кто-то из вас, ребята, по воле судьбы, уедет отсюда, не будет здесь в поселке, то, поверьте мне, сердцем и душой, вы всегда будите здесь.

Ребенок читает стихи:

Быть может, на земле есть где-то рай,
Где небо с морем горизонт встречают,
Но мне дороже всех Озинский край,
Где колосится нива золотая.

Есть своя родная земля,
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

Вот какими красивыми словами наш поэт описывают природу нашей малой родины. А попробуйте рассказать, за что вы любите свой поселок?
А какие пословицы вы знаете о Родине?

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли – золото.

Игра «Угадай: что это?»

(Презентация «Достопримечательности и часто посещаемые места Озинок».  Показ слайда. 
Дети  отгадывают:  что это за здание, место, где оно находится).
Воспитатель: Молодцы! Как вы хорошо знаете свой поселок, современный  поселок Озинки. Но он не всегда был таким. И сейчас я вам предложу совершить  интереснейшее путешествие на Машине Времени в прошлое Озинского района, где мы узнаем, как появился наш поселок и почему его так назвали.  Но прежде чем мы с вами отправимся в путь, я предлагаю немного размяться…

Физкультминутка.
(Звучит фонограмма песни  «Я, ты, он, она! Вместе – целая страна…» Дети стоят в кругу и выполняют ритмические движения).

Дети садятся в машину времени,  зажигается светомузыка, звучит фонограмма. Имитация движения в пространстве. На экране презентация Старые Озинки.

Воспитатель: Озинский район образовался в 18 веке по указу Екатерины 2. Здесь проживало в те годы всего несколько человек. По некоторым свидетельствам, это были старообрядцы, гонимые Петром Первым (последним царем всея Руси).

Старообрядцы – это православные христиане, не захотевшие подчиняться Церкви, в то время господствующей в России, по ее новым правилам. То есть они в чем-то с ней были не согласны и поэтому были гонимые. Они обосновались у Волги, в степных местах, именно здесь, где сейчас находится наш поселок.

Население этих хуторов было немногочисленным и состояло в основном из крестьян, бежавших от оброков и притеснений помещиков из Тульской, Саратовской губерний, других населённых мест. Основным занятием крестьянства было скотоводство и земледелие. Постепенно численность населения росла. Люди из хуторов и деревень стали селиться ближе к железнодорожной станции. Жилые постройки возводились из саманного кирпича с плоской крышей и низкой дымоходной трубой.

Ребята нам пора, предлагаю вам переместиться в будущее Озинок.

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вам уже много лет, и мы в будущем. Вы взрослые, умные и сильные, вы сможете сделать все, что захотите, все в ваших руках. И мне интересно, что вы сделаете для своего поселка? (ответы детей).
Дети выходят из машины.

Физминутка: Встаньте в круг и внимательно меня слушайте:

- Если вы уверены, что каждый из вас может помочь своему поселку (то поднимите руки вверх);

- Если вы знаете, что будете бросать мусор на улице, загрязнять природу (то присядьте);

- Если вы верите, что наш поселок будет все краше и краше год от года (то закройте глаза ладошками);

- Если вы можете внести свой вклад в будущее нашего поселка (похлопайте руками).

Воспитатель: Ребята у нас с вами, жителей поселка Озинки, есть любимые места: парк, пруд, река «Чалыкла». Зимой эти объекты очень красивы, покрываются снежным одеялом. Летом же здесь все зелено, кругом цветут цветы. Поют птицы. Воздух чист и прекрасна природа.

А весной и осенью можно увидеть на нашем пруду, лебедей и сказочный закат и всегда он разный: то розовый, то оранжевый, то багряный. Это удивительно красиво.

Я хочу, чтобы вы любили и восхищались нашими Озинками.

У нас с вами есть немного времени, и я предлагаю посетить наш красивый парк. Что вы можете сказать о нашем парке? (ответы детей). Я предлагаю вам нарисовать наш парк будущего. Когда вы, подрастете и окажитесь в «этом будущем» естественным путем, деревья ваши уже вырастут и дадут благодатную тень. И вы своим детям расскажете, как путешествовали на Машине времени….

Рисование «Раздувание краски».

Эта техника рисования чем-то похожа на кляксографию, но здесь лист не складывается, а берут трубочку от обычного сока.

  1. Зачерпните пластиковой ложкой краску, вылейте ее на лист, делая небольшое пятно – кляксу.
  2. На это пятно начинаем дуть из трубочки от центра в разные стороны, ее конец не должен касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости действия повторяем. Вспоминаем части дерева и пытаемся изобразить его.
  3. Рассматриваем изображение: похоже на дерево? Недостающие детали дорисовываем.

Вы сейчас посмотрите, как интересно у вашей кляксы разбегутся в разные стороны полоски. По окончанию работы детей, формируется парковая аллея. Описание что нарисовали дети.

Воспитатель: Ребята мы с вами возвращаемся в наше время, садимся в машину времени.

Ребята, что нового вы узнали? (ответы детей). Как вы думаете, это пригодится вам в жизни?

Чувство малой Родины всегда живет в сердце. От родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь.

Ребята, именно от нас с вами зависит, каким будет наш поселок в будущем. Мы должны очень сильно любить его, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше…

Люблю, когда в туманной сизой дымке

Восходит новый утренний рассвет.

Как хороши вы милые Озинки!

Роднее вас на целом свете нет.

Люблю небес лазурь и ширь без края

И принимаю, как бесценный дар,

Все разноцветье радужного мая,

Когда горит тюльпановый пожар.

И лебеди бесшумно проплывают,

Скользя по водной глади Чалыклы,

В своих ладонях бережно качают

Тебя в степи седые ковыли.

Красив, мой край, ты в праздники и будни.

Тебе к лицу зеленый твой наряд.

Люблю березок тонконогих кудри,

Что возле школы выстроились в ряд.

Нет места ближе мне и нет дороже,

С надеждою свой юбилей встречай,

Чем старше ты, тем ты еще моложе,

Озинки,- отчий, милый сердцу край.

                         Кулибабина С.

Самоанализ

         Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своему Родному Краю

          Задачи:

 

Обучающие:

- познакомить с историей родного поселка, достопримечательностями, культурой;

- совершенствовать навыки рисования.

 

Развивающие:

– развивать диалогическую речь у дошкольника, творческое воображение, умение слушать своих товарищей;

-формировать умение работать в коллективе.

 

Воспитательные:

- прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины;

 -продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

 

        Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать формировать знания и воспитывать чувство почитания и глубокого уважения к символам России.

 Познакомить с понятием «малая Родина».

Воспитывать у детей чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет.

       Познавательное развитие:

         Продолжить знакомить с достопримечательностями родного поселка, его прошлым.

          Речевое развитие:

Учить отвечать на вопросы полным ответом, не перебивая друг друга, слушать и дополнять ответ сверстника.

Обогащать и активизировать словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

 

          Материал к занятию: презентации «Мои Озинки», презентация «Озинки прошлого времени», презентация «Достопримечательности Озинок», Альбомная галерея.

Предварительная работаБеседы о символах России, поселка Озинки и Озинского района; знакомство с глобусом и картами, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, о малой Родине, рисование красками и аппликация на тему «Природа родного края», экскурсии в библиотеку и музей, разучивание стихотворений о Родине.

При планировании НОД, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для достижения целей и задач применялись следующие методы и приемы:

  • Словесный (Вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
  • Наглядный
  • Методы рефлексии (Обратная связь).

Структура и форма занятия соответствует возрасту детей.

Вводная часть (организация детей);

Основная часть (познавательная деятельность);

Заключительная часть.

 

Вводная часть непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Цель вводной части – создать мотивацию, увлечь детей темой занятия.

НОД была направлена на решение ситуации.

Основная часть НОД – это умственная деятельность детей под руководством воспитателя, направленная на выполнение всех поставленных образовательных задач. В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторений пройденного и подведение к восприятию новых знаний.  Дети повторяли название нашего поселка, его достопримечательностей. Это было направлено на закрепление изученного материала, развития памяти, внимания, слухового восприятия.

Потом дети рассказали стихотворения о Родине. Перед детьми встал вопрос – что мы называем «Малой Родиной»? Дети высказали свое мнение, я сделала вывод. Через показ презентации и просмотр фотографий, рисунков была реализована воспитательная задача – развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.

В заключительной части НОД дети прослушали стихотворение коренного жителя поселка Кулибабиной С. Дети рассказали, чем понравилось занятие и что нового они узнали. Детям были подарены подарки в виде раскрасок, с целью настроить на продолжение и закрепление полученной информации.

Была проведена физминутка, связанная с темой занятия, для предотвращения утомляемости детей.

По итогам проведенной непрерывной образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

При проведении Нод был установлен эмоциональный контакт с воспитанниками группы. Создан благоприятный психологический климат в работе с воспитанниками. Группа была мной зонирована в соответствии с целями и задачами мероприятия. Были соблюдены санитарно-  гигиенические нормы ДОУ.

  • Дети усвоили материал в полном объеме;
  • Дети закрепили знания о своем поселке Озинки. Дети запомнили понятие «Малая Родина».

Поставленные в НОД задачи были выполнены.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»...

Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»

Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»....

Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".

Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Кто такие рыбы?»...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Зимующие птицы?»...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Беседа о севере».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе...