Таксономия Кубик Блума. Методическая разработка.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Викторова

Современный педагог - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.
Я думаю, детям скучен и неинтересен тот воспитатель, который не идет в ногу со временем. Неинтересен воспитатель, не дающий тот багаж знаний, который необходим современным детям.
Сегодня я познакомлю всех заинтересованных коллег с технологией критического мышления - Таксаномия Блума. Использование таксономии Блума в детском саду – это новое, интересное направление в работе педагога ДОУ. В материал вошел как теоретический, так и практический материал, который будет полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Он поможет не только спроектировать образовательную деятельность, но и разнообразить ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taxonomia_bluma.pptx181.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Таксономия Блума Викторова Татьяна Анатольевна – воспитатель высшей квалификационной категории. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Слайд 2

Бенджамин Блум (1913-1999) Бенджамин Сэмюэл Блум — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума . Родился в городе Лансфорд , Пенсильвания. Закончил Пенсильванский университет со степенями бакалавра и магистра в 1935 году. В 1942 году защитил степень доктора в Чикагском университете . В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума : Стабильность и Изменение человеческих характеристик и Классификация образовательных целей. В 1965—1966 годах — президент объединения исследователей просвещения. Теории Блума вскоре были приняты многими учебными заведениями США, однако в дальнейшем, не выдержав большую критику их применение в школах уменьшилось.

Слайд 3

Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение Таксономия Б . Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.)

Слайд 4

Таксономия Блума . Что это? Таксономия Блума — вариант классификации педагогических целей. Предложена группой учёных под руководством Бенджамина Блума в 1956 году, написавшего в том же году книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания ». Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную , аффективную и психомоторную .

Слайд 5

«Знаю », «чувствую» и «творю» Когнитивная область Аффективная область Психомоторная область Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученным, включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением .

Слайд 7

1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Дошкольник: знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры; знает основные понятия; знает правила и принципы.

Слайд 8

2. Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование материала из одной формы выражении я в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой . В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Дошкольник : понимает факты, правила и принципы; интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

Слайд 9

3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Дошкольник : использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Слайд 10

4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Дошкольник : выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

Слайд 11

5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Дошкольник : пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Слайд 12

6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем . Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Дошкольник : оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности , исходя из внешних критериев.

Слайд 13

Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы , защитить точку зрения , доказать , спрогнозировать создать , придумать дизайн , разработать , составить план проанализировать , проверить , провести эксперимент , организовать , сравнить , выявить различия применить , проиллюстрировать, решить описать , объяснить , определить признаки , сформулировать по-другому составить список , выделить , рассказать , показать , назвать Примеры заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вопросов и заданий на основе таксономии Б. Блума в ДОУ на примере русской народной сказки «Гуси - лебеди». Воспитатель первой квалификационной категории Иванченко Елена Алексеевна

Таксономия Блума – что это такое.Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это – получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные з...

Методическая разработка дидактической игры, с использованием технологии «Кубик Блума», «Профессии будущего глазами дошкольника»

Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие...

Применение таксономии Б.Блума в планировании занятия «Весна идет, весне дорогу"

В современном мире требования и нормативные документы перед педагогом ставят цели по улучшению качества дошкольного образования. Содержание занятий требует изменения, потому что надо соответствовать с...

Кубик Блума-технология развития критического мышления методическая разработка

Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Методическая разработка Кубик Блума «Москва»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице и ар...

Методическая разработка Кубик Блума «Москва»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице...