Обучение детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам
консультация

Огурченкова Надежда Владимировна

Обучение детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_mladshego_vozrasta_kulturno.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам

Формирование культурно-гигиенических навыков - это не просто усвоение правил и норм поведенческой культуры, а очень важный процесс социализации и вхождения ребенка в мир взрослых. Этот процесс нельзя откладывать. Дети остаются детьми, поэтому обучение их правилам можно отложить. Это неверное решение.

Известно, что самые сильные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важной задачей в работе с маленькими детьми является обучение гигиеническим навыкам - как неотъемлемой части культуры поведения, быта и навыков правильного питания.

Вопрос детской гигиены волновал передовых русских ученых и врачей, и в 1919 году была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей и детских садов). Для решения этой задачи необходимо было научно обосновать ряд гигиенических проблем, связанных с воспитанием детей дошкольного возраста, в связи, с чем был выделен раздел детской гигиены, получивший название дошкольной гигиены. Большой вклад в развитие дошкольной гигиены внесли выдающиеся отечественные педиатры          Н.М. Шеробанов и Е.А.Алкин. Их труды помогают тем, кто занимается дошкольным воспитанием, правильно организовать работу с детьми с точки зрения гигиены.

Обучение детей навыкам личной гигиены и общественного здоровья играет важную роль в сохранении их здоровья и стимулирует правильное поведение в быту и в общественных местах. Поэтому от знания и соблюдения детьми необходимых правил гигиены и норм поведения, зависит не только их собственное здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Необходимо стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало естественным процессом в их повседневной жизни, а гигиенические навыки развивались и становились автоматическими.

Культурно-гигиенические навыки являются важной частью поведенческой культуры. Необходимость быть опрятным, содержать в чистоте лицо, тело, волосы, одежду и обувь - это не только гигиеническое требование, но и продиктовано нормами человеческого общения.  Дети должны понимать, что соблюдение этих правил ведет к уважению окружающих, а прикосновение к грязным рукам, или взгляд на неопрятную одежду оскорбительны для всех.  Формирование навыков и привычек зависит от специально направленного поведения взрослых и окружающей среды в целом. Поведение и манеры, особенно поведение знакомых людей,  отражаются в содержании детских привычек.

Детей с раннего возраста учат мыть руки, и хотя дети стараются мыть руки сами, взрослые помогают им в этом и постоянно напоминают, что нужно мыть руки перед едой и после того, как они испачкались. Педагоги объясняют детям, что при мытье удаляется не только грязь, но и микробы, которые  могут вызывать различные заболевания. Однако и в этом случае воспитатели должны контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.

Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

1. Соблюдение взрослыми (родителями) и детьми режима дня. Это одновременно  обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур и постепенное формирование навыков и привычек.

2.  Соблюдение гигиенических норм.

3.  Создание привлекательной и комфортной среды для занятий и работы в детском саду и дома.

4.   Разделение приобретенных действий в строго определенной последовательности.

5. Акцентирование внимания на способе и последовательности выполнения детьми повторяющихся действий.

6. Индивидуализация обучения для каждого ребенка. Учитывать уровень развития детей и степень овладения ими культурно-гигиеническими навыками и делать их обязательными.

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста педагоги могут использовать различные методы:

  • дидактическая игра
  • чтение художественной литературы
  • беседа
  • рассматривание картин
  • подражательные упражнения
  • наглядные приёмы обучения
  • пример взрослых
  • пример – показ

Чтобы детям было легче осваивать новые навыки, этот процесс должен быть знакомым, интересным и увлекательным. И делать это нужно в непринужденной форме. Также важно учитывать возраст ребенка. Еще одним условием успешного гигиенического воспитания является необходимость единых требований со стороны взрослых. Культурно-гигиенические навыки дети приобретают в общении с воспитателями, медицинскими работниками, младшими воспитателями и, конечно же, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, полученные детьми в детском саду. Взрослым важно во всем подавать детям пример, требуя от них соблюдения определенных правил, чтобы они сами всегда следовали им, были опрятны и аккуратны и т. д.

Дети склонны подражать взрослым и копировать поведение тех, кто их окружает. Они легко усваивают не только хорошие, но и плохие примеры. Поэтому в беседах с родителями важно подчеркивать, что модели поведения, разговоры и вредные привычки детей - это то, что они пытаются копировать у своих родителей, и что родители сами должны следить за своим поведением в общении с детьми.

Обучение навыкам личной гигиены - сложная задача, требующая систематических действий и большого терпения. Педагоги и родители должны всегда помнить, что навыки, приобретенные в детстве, в том числе культурно-гигиенические, принесут большую пользу человеку на протяжении всей последующей жизни.

Поэтому так важно помочь детям с раннего возраста развить навыки, которые приносят пользу их здоровью, и сделать их неотъемлемой частью их привычек.

Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. А. В. Луначарский

Список использованной литературы:

1. Ананьев  В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - Томск: ТГУ, 2011.- 58с

2. Богина Т. Л., Терехова Н. Т.Организация режима дня в детских садах –

М.: Просвещение, 2018.- 95 с

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика -Москва: Академия, 2015-240 с.

4. Козлова С.А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2018-467с.

5. Григорьева  В.Н.  Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков во время умывания

Обучает детей ясельной группы правильному увмыванию поэтапно....

Воспитание у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков.

Воспитание культурно- гигиенических навыков  - одна из главных задач, поставлення мною в 1 младшей группе....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ.

Для  достижения высокого уровня   самостоятельности   необходимо,   чтобы   к   ребенку   предъявляли  одинаковые,...

Формирование у детей младшего возраста культурно – гигиенических навыков, через ознакомление с потешками

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему ...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. на тему: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».

Программное содержание:Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания.Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежд...

Формирование у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков

Формирование у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков...

Формирование у детей младшего возраста культурно – гигиенических навыков, через ознакомление с потешками

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему ...