Проект «Инструменты объединения родительского сообщества вокруг педагога ДОО»
проект (старшая, подготовительная группа)

Борисова Оксана Евгеньевна

Проект

«Инструменты объединения родительского сообщества вокруг педагога ДОО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-3fce8d8d5e4d0137ef8b4ae1f2928b6f6af40b98.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 «Улыбка» города Смоленска

ПРОЕКТ

«ИНСТРУМЕНТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА ВОКРУГ ПЕДАГОГА ДОО»

Подготовили:

воспитатели Борисова О.Е., Позднякова О.С.

Смоленск, 2021 г.

  • Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, специалисты библиотеки, воспитатели.

Тип проекта: практико-ориентированный

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья, как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.

Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишь в условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Члены семей воспитанников детского сада – представители разных профессий, увлечений, интересов. В каждой группе есть родители, которые способны дать содержательное образование для детей, которые могут придать импульс их развитию. Привлечение потенциала семьи формирует сферу общих интересов, придает неординарность общению, обеспечивает поступательное и эффективное развитие совместной деятельности.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Основой проекта - является создание сети «родительских мастерских» организованное для участников родительского сообщества «Инструменты объединения родительского сообщества вокруг педагога», представляющих эффективный опыт, участия в совместной деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Темы мероприятий, выбор детско-родительских мастерских формируются    из запросов и интересов детей и творческого потенциала их родителей. 

Родители являются непосредственными участниками в их организации и проведении.

Цель проекта: 
         
Развитие творческого потенциала участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации. 

Задачи проекта:

  •        Выявление интересов родителей и детей старшего дошкольного возраста
  •     Приобщение   родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
  •        Создание условий для реализации собственных идей членов сообщества, способствующих развитию творческого потенциала детей, родителей, педагогов
  •       Повысить педагогическую культуру родителей.

Новизна проекта

            Новизна проекта заключается в привлечении творческого потенциала родителей с целью создания «Детско-родительских мастерских», которые являются компонентами детско-родительского сообщества «Инструменты объединения родительского сообщества вокруг педагога». Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Эту включённость можно обеспечить посредством учета интересов детей и родителей. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом, получать знания и развивать творческий потенциал, чтобы в дальнейшем обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.   

Основными принципами являются:

  • принцип практической применяемости педагогических подходов;
  • принцип полноты, необходимости и достаточности содержания;
  • принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей;
  • принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия   с воспитанниками;
  • принцип добровольности.

Главными функциями являются:

  • коммуникативная – формирование условий для общения, проведения   мероприятий;
  • предметно - деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;
  • социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
  • социально-культурная – формирование собственной социокультурной среды.

Специфика детско-родительского сообщества:

  •  членами сообщества являются лица обоих полов, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки);
  • по видам деятельности сообщество полифункциональное (многообразие видов деятельности определяется интересами участников образовательных отношений   и традициями семей);
  •  существенной характеристикой сообщества является их педагогическая и досуговая направленность, что обеспечивает его практико-ориентированность.

 Формы работы:

  • Взросло-детские проекты
  • Родительские мастерские
  • Мастер-классы.
  • Экскурсии.
  • Акции.
  • Создание мини-музеев.
  • Конкурсы.
  • Выставки.
  • Презентации.

Кадровые ресурсы:

  • Воспитатели;
  • Служба сопровождения.

Информационные ресурсы:

  • Интернет;
  • Методическая литература

Сроки реализации проекта: 1 год

Этапы реализации проекта:

1 Этап - Подготовительный (октябрь-декабрь 2021 г.)

      Этап реализуется в инвариантном блоке (взаимодействие со всем контингентом родителей).

      Инвариантный блок - это фундамент дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения родителей. В процессе взаимодействия необходимо помочь родителям овладеть системой  педагогических знаний (постановка целей, задач, разработка проектов, тематики «детско-родительских мастерских»), обогатить палитру содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития; приобрести умение применять  педагогические знания в практике взаимодействия с детьми.

Задачи:

  •     создать условия для организации сообщества;
  •     изучение особенностей, потребностей семей и детей;
  •     выявить творческий потенциал среди родителей для дальнейшего   взаимодействия и создание «детско-родительских мастерских».

Содержание:

  • взаимодействие с родителями на основе личностно ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов детей, путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи;
  • изучение семейных традиций, хобби, интересов;
  • определение   групп родителей для участия в проекте «Инструменты объединения родительского сообщества вокруг педагога».

Формы и методы: 

     Наблюдение, анкетирование, беседы, изучение предложений родителей, обмен опытом, наглядно-информационные, познавательные.

2 этап - основной (январь-март 2022 г.).

      На основе полученных в результате изучения семей данных, формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей. Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, потребностей и родительских ресурсов. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.

Задачи:

  •      объединение усилий ДОО и семьи в вопросах воспитания и развития дошкольников;
  •            повышение педагогической культуры родителей через организацию различных форм взаимодействия;
  •             пропаганда опыта семейного воспитания;
  •            укрепление детско-родительских отношений;
  •            предоставление родителям возможность реализовывать свой потенциал в проектной деятельности;
  •             популяризация деятельности ДОО в образовательном пространстве поселка и района.

3 этап – контрольно-результативный (ноябрь-декабрь 2022) г.

      Заинтересованность и вовлечение   родительского сообщества ДОО в реализацию проекта детско-родительского сообщества «Радость познания», деятельность «детско-родительских мастерских»; оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Показателями эффективности работы детско-родительского сообщества также являются:

  •       повышение посещаемости мероприятий;
  •      более высокая активность родителей в образовательном процессе;
  •        увеличение количества индивидуальных консультаций педагогов и

 других специалистов; изменение характера запросов при консультировании;

  •  удовлетворенность участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации.

Механизмы реализации проекта:

  1. Руководящую роль в организации проекта играют участники   творческой группы.
  2.  Осуществление проекта планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями и детьми детского сада.
  3. Разработка методических материалов по теме проекта.

Механизмы финансирования проекта:

  • добровольные родительские пожертвования

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов    в процессе   проектной деятельности при взаимодействии с родителями.
  • Активное вовлечение детей в самостоятельную   деятельность при реализации проекта.
  • Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательных отношений.
  • Создание продуктов, которые можно предъявить социуму.
  • Реализация научных принципов построения основной общеобразовательной программы.
  • Создание детско-взрослого сообщества.
  • Вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада.

Предлагаемые темы занятий

Содержание работы

Ответственный

Сроки

Удивительный мир камней

Беседа «Ох, уж эти камни!»

Экскурсия на озеро Байкал.

Продуктивная деятельность-картина из камней.

Сенсорные игры с камнями

Воспитатели

Сентябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус

Экскурсия на кухню (знакомство с кухонной утварью, знакомство с меню)

Экскурсия в медкабинет (знакомство с медицинскими инструментами и в чем заключается их работа)

Знакомство с пожарной машиной

Медсестра

Повар

Сотрудники МЧС

Октябрь

Любимые домашние питомцы

Формировать у детей ответственное отношение к домашним питомцам.

Развить желание учувствовать в беседе, рассказывая о своих домашних животных.

Воспитывать любовь и бережное отношение к ним.

Выставка рисунков «Домашний питомец».

Выставка поделок из пластилина «Мой домашний питомец».

Фотовыставка любимых домашних питомцев.

Воспитатели

Ноябрь

В гостях у Карлсона

Экскурсия в кондитерский цех, знакомство с технологией приготовления некоторых кондитерских изделий.

Продуктивная деятельность-приготовление песочного печенья.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе Сладкоежка»

Родитель

Ноябрь

В мире Самоделкина

Дизайн кукольной комнаты.

Работа по изготовлению мебели.

Сюжетно-ролевая игра «Салон мебели»

Родитель

Декабрь

Книга источник знания

Экскурсия в библиотеку.

КВН «Калейдоскоп сказок»

Создание мини-музея «Читаем вместе».

Создание мини-музея «Часы»

Родитель, сотрудник Детской библиотеки №5 г. Смоленска (по договоренности)

Январь

Королева музыка

Музыкальное шоу «Угадай мелодию».

Музыкальный ринг с воспитанниками.

Музыкальные «Фантазеры».

Музыкальный руководитель

Февраль

Мой город

Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.

Выставка детского творчества: «Ночной город глазами ребёнка».

Беседа о достопримечательностях родного города.

Родитель

Март

Дорожная грамота

Чтение художественной литературы Н.Носова «Автомобиль», М.Дружинина «Наш друг светофор», «Правило поведения на улице».

Встреча с инспектором по ПДД.

Акция для родителей «Соблюдение правил дорожного движения».

КВН «Дорожная азбука».

Инспектор по ПДД г. Смоленска (по договоренности)

Апрель

Жить здорово

Обучение процедурам закаливания «В гостях у доктора Айболита».

Изготовление солевых и массажных дорожек.

Выставка рисунков детей на тему «Мы за здоровый образ жизни»

Родитель

Май


Ожидаемые эффекты:

  • У 90% педагогов изменится отношение к решению педагогической задачи: Развитие интеллектуально-личностных способностей детей через вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность; 90% педагогов изучат технологию педагогического проектирования и метод проектов в работе с дошкольниками для развития их интеллектуально-личностных способностей и осознают важность развития у воспитанников интегративных качеств личности.
  • Возможность свободного доступа в центры развития.  
  • Дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем, а при   проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства ДОУ.
  • Возрастёт уровень продуктов, созданных в ходе проектной   деятельности, что способствует более успешному позиционированию МДОУ.
  • Развитие детской инициативы, которая является итоговым

результатом освоения детьми образовательной программы.

  • Увеличение интенсивности контактов, инициативность родителей.
  • Изменение активности членов семьи в педагогическом процессе.


   Практическая значимость проекта:
 

    заключается в том, что основные результаты проекта могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования, при разработке образовательных программ по улучшению взаимодействия семьи и детского сада, при реализации проектов, решающих проблему других направлений образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В ГРУППЕ

В данном материале речь идёт о взаимодействии семьи ,так как эта эта проблема всегда была для нас в разряде самых актуальных .                     ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В ГРУППЕ

Проблема взаимодействия с семьёй всегда была для нас в разряде самых актуальных.......                                 ...

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас» в рамках проекта «Инструменты детского оркестра»

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас»в рамках проекта  «Инструменты детского оркестра»...

заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.

1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...