История настольных игр.Актуальность. Виды.Роль настольных игр в развитии дошкольника.
консультация

Воробьева Лариса Владимировна

В. Л.Сухомлинский писал:

“Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

 Древние настольные игры прошли интересный путь развития. Некоторые игры не дошли до наших дней, а в какие-то мы играем до сих пор.

Первые настольные игры, принято считать, происходят из стран Азии - Китая и Индии. Но история настольных игр не ограничивается только этим регионом, ведь подобные развлечения были известны и в Скандинавии, и в Южной Америке, и в Древнем Египте, и на территории Месопотамии.

В Древнем Египте, начиная с III тысячалетия до нашей эры, была популярна игра под названием «сенет»

Её изображения встречаются в росписях гробниц и папирусах, наборы с фигурами и костями часто находят при археологических раскопках. Её точные правила неизвестны, но есть предположения, на основе которых даже создают современные версии игры.

 

      Игра «Сенет» для египтян имел сакральное значение. Процесс игры символизировал путь по загробному миру, в конце которого человека ждало бессмертие в царстве бога солнца Ра. В «сенет» играют два игрока, один - катушками, другой конусами. Ход определяет бросок кубиков. Только кубиками являются 4 палочки, наполовину окрашенные в чёрный и белый. В зависимости от того, сколько палочек упало белой стороной, высчитывалось число ходов. В стратегии можно опираться или на скорость перемещения, или на блокировку противника своими фишками. «Сенет» считается одной из древнейших игр гоночного типа – игры, где передвижение фишек определяется броском костей.

        Игра «Ура» или «Игра двадцати квадратов». Еще одна игра, в которую играли в начале III тыс. лет до н.э. - королевская игра Ура. Такое название она получила по месту находки. В одном из богатых погребений шумерского города Ур была найдена доска с семью белыми и чёрными фишками и шестью (по три для каждого игрока) костями в форме равносторонней пирамиды. Королевская игра была прототипом нард: побеждал тот, кто первым проведёт свои фишки по всем 20 клеткам.

       Римская игра «табула» полностью соответствовала современным нардам. Доска также имела 24 пункта, игроки двигались навстречу друг другу, используя кубики, чтобы раньше соперника вывести свои шашки. Нарды получили своё распространение в Европе в XII веке, когда рыцари-крестоносцы вернулись из походов в восточные земли и открыли для себя эту игру. В средневековой Европе она стала называться «триктрак» по созвучию бьющихся кубиков о доску. 

        «Домино». Эта игра пришла к нам из Китая. Изначально пластинки имели красные и белые точки, а значение имело не количество точек на каждой половине, а их общая сумма на костяшке. Однако после того, как игра попала в Италию и распространилась по Европе, появились всем нам с детства знакомые правила. 

Кстати, существует несколько версий того, почему игру назвали «домино». В одной из них говорится, что пластинки походили на традиционные итальянские чёрно-белые маскарадные костюмы, произошедшие от одежд монахов доминиканского ордена.

     Игра «чатуранга». Предшественник шахмат. Она представляла собой поле боя для четырёх видов войск, из которых в то время состояла армия Индии - колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. На поле 8х8 клеток располагалось восемь фигур каждого игрока, чьей конечной целью был мат радже - то есть королю. 

       Игра «лото» была придумана в Италии в XV веке.

На выборах в главный орган самоуправления — Великий Совет Генуэзской республики — к последнему туру голосования допускались 90 депутатов, каждому из которых присваивался номер и записывался на шаре. Затем пронумерованные шары закладывались в специальную урну, из которой на удачу вынималось только пять. К ХVI веку видоизмененная игра распространилась по всей Италии.

В XVIII веке она стала известна в России, и быстро завоевала нашу любовь. К началу XX века бочонки с определёнными цифрами часто имели особые названия: 11 — барабанные палочки, 13 — чертова дюжина, 48 – половинку просим, 75 — семь пятниц на неделе, 77 – топорики или Семен Семенович.

   Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни. Происхождение наиболее древних известных сегодня настольных игр прослеживается из «плодородного полумесяца», Китая и Индии.

Современная актуальность настольных игр

Несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира и, как следствие, появление обширных возможностей для разнопланового досуга, классические настольные игры продолжают сохранять востребованность в широкой среде потребителей. Значение такой продукции в разной степени, но одинаково важно как для маленьких, так и взрослых людей.

Понятие "настольная игра" включает в себя обширный перечень продукции, от классических шахмат и шашек, до пазлов, мозаик, дидактических материалов и прочих игр, не требующих активного перемещения и сложного технического инвентаря. Современные игры оптом и в розницу предлагаются в самых разных решениях, многообразие которых впечатляет.

Досуговый и воспитательный потенциал настольных игр для детей

Разговор о пользе настольных игр уместно начинать с их детских вариантов, поскольку практически все образцы такой продукции вносят неоценимый вклад в формирование и развитие личностных психологических качеств и способностей ребенка. Часто воспитательный потенциал настольной игры является скрытым, благодаря чему увлекательный процесс решения задач сочетает в себе качественное обучение, являясь незаменимым средством для маленьких детей.

Даже если игра не несет весомой смысловой и логической нагрузки, ее воспитательный потенциал все равно сохраняется на высоком уровне: ребенок развивает свою зрительную память, сообразительность, внимание, а также учится мыслить отвлеченно. Немаловажным выступает аспект межличностной коммуникации у детей, поскольку большинство игр данной категории предполагают участие двух и более человек. Освоив игровую этику, сопереживание проигравшим соперникам и научившись с достоинством принимать собственное поражение, ребенок сформирует прочный фундамент для взращивания достойных личностных качеств.

Помимо вышеописанных достоинств такой игровой продукции, настольные развлечения для детей - это:

  • возможность общения в общем семейном кругу;
  • развитие ловкости, глазомера и координации детских движений;
  • уместное развлечение на улице при плохой погоде, к примеру, во время дождя;
  • светлые моменты развлечений во время пребывания в больнице и пр.

 

Приобретая настольную игру, каждый родитель вносит масштабную инвестицию в досуг и развитие своего ребенка.

 

Настольные игры в жизни человека

Ошибочно мнение, что настольные игры актуальны лишь в детской среде. Для взрослых настольная игра - это повод на время забыть о своих заботах, социальных сетях, повсеместных цифровых технологиях и спокойно насладиться моментами живого общения в кругу друзей. При организации взрослых праздников настольные игры часто оказываются уместным атрибутом для создания состязательной атмосферы, в зависимости от контингента, это может быть как, к примеру, молодежный твистер, так и серьезные интеллектуальные игры.

На современном рынке, где розничная и оптовая продажа игр представлена в пестром разнообразии ассортимента, подобрать необходимый вариант для конкретной компании несложно. Компактная настольная игра станет актуальной в любой поездке, не даст заскучать большой и маленькой компании.

Виды.

Классификация настольных игр

Карточные игры

Игральные кости

Игры миниатюр - солдатики, «железная дорога»

Игры с карандашом и бумагой - Крестики-нолики, Морской бой, Точки, Балда

Настольные игры с игровым полем — шахматы, шашки, нарды, мельница

Игры, основанные на узоре и плитках — маджонг, домино

Ролевые игры — мафия

Словесные игры — контакт.

                                                                                       Роль настольных игр  в развитии ребенка.

Часто свое свободное время мы тратим, общаясь в социальных сетях, когда в соседней комнате одиноко сидит наша дочь или сын, уныло щелкая каналы телевизора. Постепенно живое общение заменяется электронным. Даже подарки мы все чаще получаем виртуальные.

По выражению В.А. Сухомлинского:

«Игра – это та искра, которая зажигает огонѐк пытливости и любознательности детей».

Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объеме новых знаний. Им интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к четкой схеме – задача взрослого. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру текущие дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечѐн.

Игры в этом возрасте должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе: логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут настольные игры.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей. Бабушки, дедушки, папы, мамы играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

 

Настольные игры развивают у детей мелкую моторику, навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Кроме того настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития ребенка во всех направлениях можно использовать разные игры.

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

Настольные игры развивают у детей память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшем, дети, получившие такое социальное воспитание, будут обладать необходимыми навыками.

 

В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Настольные игры учат принимать поражения и принимать это как должное. Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Чем полезны настольные игры для детей

-Развивают мышление

-Улучшают математические навыки

-Развивают познавательные способности и творческое мышление

-Воспитывают правило очередности

-Развивают навыки общения

-Избавляют от скуки

- эмоции. 

 Двадцать первое столетие уже отметилось новым витком интереса к подобным развлечениям, так что никто не знает, что ожидает эту индустрию через несколько лет. Очень многое зависит не только от создателей игр, но и всех неравнодушных к такому виду досуга.

 

В целом последняя четверть XX века ознаменовалась настоящим бумом настольных игр, который не завершился до сих пор: ежегодно появляются десятки новых наименований (футбол, хоккей, баскетбол), в крупных городах имеются специализированные магазины настольных игр, игровые кафе, клубы. Несмотря на появление и широкую популярность электронных и компьютерных игр, настольные игры сохраняют и укрепляют свои позиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

Актуальность художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников

Актуальность художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни р...

Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников.

Такое понятие как проблема здоровья школьника, дошкольника появилось относительно недавно, а именно в тот период, когда школа стала массовой, а вскоре на законодательном уровне и обязательной. Все это...