"Воспитание дошкольников посредством сказки"
консультация (средняя группа)

консультация для родителей "Воспитание дошкольников посредством сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._vospitanie_skazkoy.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

"Воспитание дошкольников посредством сказки"

(Консультация для родителей)

Составила воспитатель: Панагасова Г.К.

Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари совершенно справедливо утверждает следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке – дурачку и т.п.;

- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

- сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

- с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

В большинстве своём мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребёнка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, инсценировать…

Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень — это хорошо, что «не обманешь — не проживешь» и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Например, в сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия — один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

«Воспитание добрых чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека — подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам:

дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то — на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» ‑ в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

- «Докажи, что Аленка лучше всех»;

- «Кого тебе жалко в этой сказке»;

- «Как бы ты поступил на месте…»;

- «Как движениями похвалить петушка».

Нередко здесь используется игра «Хорошо — плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменитель — ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Каждая личность — клад фантазии. У ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:

- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);

- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама — цветок, я — Иван-царевич, папа — тучка и т.д.);

- составлять фантастические сказки о себе.

Приятного чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме самообразования «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Отчет по самообразованию Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих....

"Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование. во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...

Статья:"Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Данный материал раскрывает роль народной сказки в формировании основ нравственного воспитания дошкольников. Сказки являются богатым источником нравственных принципов и моральных норм: учат ребенка цен...

Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

laquo;Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...