Рабочая программа по финансовой грамотности «Поле чудес»
рабочая программа

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - результат труда - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kolokolchiki.docx75.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

Рабочая программа по финансовой грамотности

«Поле чудес»

для детей старшей и подготовительной группы (с 5-ти до 7-ми лет)

на 2022-2023 учебный год

        Разработчик: воспитатель

Царан Дина Витальевна

        с.Угут

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели реализации программы.

1.3. Задачи реализации программы:

1.4. Принципы реализации программы:

1.5. Возрастные особенности старших дошкольников.

1.6. Планируемые результаты, целевые ориентиры воспитанников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Формы, методы и технологии реализации программы.

2.2. Перспективное планирование.

2.2.1. Для детей старшей группы с 5 до 6 лет.

2.2.2. Для подготовительной группы с 6 до 7 лет.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

2.4. Педагогическая диагностика реализации Программы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках Программы

        

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по финансовой грамотности «Поле чудес» (далее -программа) разработана и рассчитана на 2 учебных года для детей старшей группы с 5 до 6 лет и подготовительной группы с 6 до 7 лет в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Программа направлена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. В основном дошкольник попадает в мир финансов в домашней обстановке при обсуждении родителями (взрослыми) о повышение цен или прибавку к зарплате, а также очень часто это происходит в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с денежными купюрами.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Данная программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Для реализации программы для детей и подростков создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Оборудуются ящики с материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, фотографии и т.п.).

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ);

- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Медвежонок»;

- Устава ДОУ;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25 ноября 2011 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

            В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приблизит дошкольника к реальной жизни, пробудит экономическое мышление, позволит приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

1.2. Цели реализации программы.

- формирование первичных экономических представлений и компетенций;

- развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Программа охватывает следующие виды деятельности направленных на развитие и образование детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

1.3. Задачи реализации программы:

А) Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - результат труда - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Б) Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

1.4. Принципы реализации программы:

          В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:  

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства;  

-амплификации детского развития;  

-учет индивидуальных особенностей детей;

-поддержка инициативы детей в различных в различных видах деятельности;

-принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);  

-принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;

-сотрудничество организации с семьей.

          Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

        Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).

1.5. Возрастные особенности старших дошкольников.

Возрастная характеристика детей 5-6 лет.

В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные.

Развивает произвольное запоминание (способность запоминать и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого), хотя оно остается главным образом механическим. Преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память. Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 7-8 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

Речь ребенка все более освобождается от той конкурентной ситуации, в которой он находиться в данный момент. Она становиться внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческое отношение. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи.

К 5 годам у ребенка появляется способность удерживать в создании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи.

Способность в представлении цепочку взаимосвязанных событий позволяет ребенку представлять себе прошлое и будущее, выстраивает картинку роста и развития в мире живой природы, процесса изготовления какой-либо вещи.

В плане содействия общему психическому развитию, наряду с формированием интеллектуальных операций счета, классификации, важнейшую задачу представляет развитие воспроизводящего, пространственного и абстрактного воображения.

В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый сюжет, который протяжен во времени. Они могут развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивает в период между 5 и 7 годам, имеет, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, решающее начение для готовности ребенка к школьному обучению.

Изменения в сознании характеризуется появлением так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребенок уже успешно использует в практике, но пока нерефлексивно. Он может осознавать, например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очередность).

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа его взаимоотношении со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведении об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяют самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Интерес ребенка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представления о себе, распространяется и на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей мало заметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Не секрет, что некоторые «популярные» дети «берут взятки» (игрушки, сладости) за то, чтобы принять в свою игру «рядового» ребенка. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми. Что касается усложнения самих взаимоотношений, то среди них появляются такие сложные формы, как обман и мелкий шантаж. На ряду с объективным расширением и усложнением взаимоотношений идет обдумывание, обсуждение и осознание как самих взаимоотношений, так и поступков, и качеств сверстника. Диапазон личных качеств, фиксируемых ребенком у сверстника, достаточно велик.

Подготовительная группа (6 – 7 лет):

Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций. Развивается система устойчивых чувств и отношений — глубокая и осознанная любовь к близким, устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.

Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы. Формируется произвольность памяти и внимания, произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему в данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным. Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием.

На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6—8 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.

Дети 6—7 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания. Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами.

К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.

Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцом — наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческая работа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует от ребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания.

Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации.

Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу, символическое и наглядно-образное мышление. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка. Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника.

Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивидуальной.

Игровые замыслы детей 6—7 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Несмотря на то, что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты. Появление таких сюжетов связано с тем, что, во-первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во-вторых, дети приобрели многие знания и представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в- третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.

Следующая особенность заключается в том, что заметно расширяются знания о человеческих действиях и взаимоотношениях, что приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценной игры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семи участников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры.

Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этого возраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкой зрения других партнёров по игре. Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по-иному относятся к участию в игре взрослого. Взрослый их устраивает в качестве советчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности.

У детей формируются предпосылки учебной деятельности.

Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

Детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям, и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор. Первое условие соблюдения норм — это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т.е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали - поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно. Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни — это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным или почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т.д.

У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т.е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям.

Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели,

родители) его уважают.

Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением учебной деятельности.

Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр,

организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.

1.6. Планируемые результаты, целевые ориентиры воспитанников.

Экономическое воспитание воспитанников социального приюта для детей и подростков не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.        Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения программы дети:

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость

оказания помощи другим людям.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Формы, методы и технологии реализации программы.

          Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование и др.).

Технологии организации в рамках реализации программы:

1)Игровая технология  (игровая технология отвечает психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.

2)Технология проектной деятельности (проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывает его, увлекает в эту деятельность.

3)Технология исследовательской деятельности (исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.

4)Здоровьесберегающие технологии (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые дошкольном учреждении отражают две линии оздоровительноразвивающей работы: приобщение детей к физической культуре и  использование развивающих форм оздоровительной работы);

5)Технологии проблемного обучения (воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам);

6)Технология ТРИЗ (основным механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования);

7)Информационно – коммуникационные технологии (интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими.

8)Технология интегрированного обучения  (интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

9)Личностно – ориентированные технологии (личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему: воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

10) Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания.

2.2. Перспективное планирование.

2.2.1. Для детей старшей группы с 5 до 6 лет.

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы проведения

Диагностика на начало учебного года.

Без труда нет жизни на земле.

Сентябрь

1. Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела

– это плохо. Виды домашнего труда

Беседа, игра-

соревнование «Мои домашние обязанности», папака- передвижка «Наша семья трудится, тематический стенд о

труде

2. Зарабатывать работая

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (так же можно заработать наказание за

провинность, проступок и т. п.)

Беседа, ситуативные задачи, игра «Вот так заработал!»,

фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно»

Октябрь

1. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар)

Игры: «Что создано трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай это кто?», загадки

«Все профессии важны, все профессии нужны, угадай профессию по продукту труда

2. Творческое занятие

Разбираем, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

представляем, рисуем

Ноябрь

1. Всякому делу учиться надо

Разбираем, чему необходимо научиться для каждой профессии

Беседа, просмотр

мультфильма, выставка рисунков

2. Мини- спектакль «Без труда не вытащишь рыбку

из пруда»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Интерактивные мини- спектакль

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Декабрь

1.Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство

обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Беседа, чтение, рассказ

2. Какие бывают

деньги, как они выглядят и оттуда берутся

Виды денег (монета, банкнота,

пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование,

чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Какими деньги были и какими стали

(эволюция денег)»

Январь

1. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за частный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи,

сказка «Трудовые деньги».

2. Где живут деньги

Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки, банковские карты и пр.

Игра «деньжатник», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка- передвижка «поход в банк»

Февраль

1. «Как правильно

тратить деньги?»

Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

Беседа, упражнения, просмотр мультфильма

2. Мини-спектакль

«Буратино на поле чудес»

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный мини- спектакль

Покупаем, продаем, обмениваем

Март

1.Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра

«Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризную Ульяну»,

обсуждение

2. Где покупают и продают разные товары

Товары предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Игра «Где, что купить?», обсуждение, тематический стенд.

Апрель

1. Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем,

лепим и конструируем

Творческо-трудовая деятельность

2. Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и

формируем цену

Игра «Сколько стоит?», беседа «из чего складывается стоимость товара», обсуждение

Май

1. Выгодно -

невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого – дешево, выгодно - невыгодно»,

Поучительная басня С.Михалкова «Жадны вартан»

2.Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска.

Игра-праздник «Русская ярмарка». Конкурс проектов «Краски ярмарки». Мини-спектакль «Золотой топор».

Диагностика по итогам изучения модуля

2.2.2. Для подготовительной группы с 6 до 7 лет.

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы проведения

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Сентябрь

1. Тратим с умом, учимся экономии

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Беседа, чтение, игра

«Деньги получил-

ерунды накупил», викторина «разумные траты сказочных героев», загадки:

«Угадай, кто это?», игра «Открываем блинную, закупаем товар»

2. Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, непросто, но полезно, ответственно и важно

Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение,

игра «Копим и сберегаем»

Октябрь

1. Мини- спектакль

«Мышкина копилка»

Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка может понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность

распоряжаться личными деньгами

Мини- спектакль

2. Творческое занятие «Наша мастерская»

Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и т.п., в том числе принесенных из дома. Делают поделки

из вторсырья.

Ноябрь

1. Понятие

«Карманные деньги»

Развитие понятия «карманные деньги». Что с ними можно делать.

Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра,

проблемный диалог

2. Мини- спектакль «День

рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо

подбирать или мастерить с умом.

Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам, результатам труда; забота, умение

делиться и отдавать.

Интерактивный мини- спектакль

Учимся занимать и отдавать

Декабрь

1. Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями:

одалживать, занимать.

Беседа, ситуативные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-

передвижка «Занимаем и одалживаем»

2. Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные

обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение.

Январь

1. Заплати долг скорее, тогда будет веселее.

Осознаем, что если взял в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство

Обсуждаем русские пословицы:

  • Умей взять - умей и отдать!
  • В долг брать легко, а отдавать тяжело

2. Мини-

спектакль

Закрепляем понятия: занимать,

одалживать, долг, должник.

Интерактивный мини-

спектакль

Учимся планировать

Февраль

1. Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с

планирования своего дня. Учимся организовывать свое время

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

2. Ставим цели.

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить

планы, действовать по плану и достигать цели.

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

Март

1. Сделал дело – гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать

сообща

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи,

обсуждение

2. Мини – спектакль «Все по

плану!»

Закрепляем понятия: план, планирование

Интерактивный мини- спектакль

Богатство и бедность

Апрель

1. Хочу купить все!

Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце,

близкие люди и пр.) за деньги не

купишь

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,

читаем и обсуждаем

рассказ «Как Валюша

бабушке сон покупала»

2. Наше богатство

Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, который наряду с денежным благополучием

позволяют воспитывать гармоничную личность

Читаем и обсуждаем сказки Бедные – богатые», «Ум и богатство», беседа, ситуативные задачи

Май

1. Жадность

Разбираем, что такое жадность и почему это плохо для человека.

Читаем и обсуждаем рассказ В.

Сухомлинского

«Жадный мальчик», обсуждаем поговорки:

  • Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь

-сам потонет, а воды не даст.

  • Щедрый бедности не знает
  • щедрому весь мир родня.

2. Мини-спектакль

«Бережливые друзья»

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно ему открыт простой, честный, веселый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие – качества человека со

здоровым отношением к деньгам

Интерактивный мини- спектакль

Диагностика по итогам изучения модуля

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы.

Программа предусматривает активное приобщение родителей к образовательному процессу по следующим направлениям и формам работы:

Информационное

стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, консультации, создание библиотеки

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, родительский клуб

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросы родителей

2.4. Педагогическая диагностика реализации Программы.

Методы и средства оценки результативности реализации программы.

           В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

          Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы: наблюдение; беседы; анализ продуктов детского творчества.

      Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

Диагностика уровня знаний основ финансовой грамотности  (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)

Критерии:  

-понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);  

-уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;  осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;  

-знает качества человека – хозяина;  контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Диагностика уровня знаний финансовой грамотности (старший дошкольный возраст  6-7 лет)

Критерии:  

-знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;

  владеет словарным запасом в области финансирования;

  проявляет здоровый интерес к деньгам;

  интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;  

-сформировано начало экономического мышления.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Для реализации Программы в дошкольном учреждении создана соответствующая предметно- пространственная развивающая среда.

Предметно-пространственная среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие дошкольников, дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

ППРС пополнена: наглядно-дидактическими альбомами: «Финансовая азбука» – наглядный иллюстрированный альбом, в котором понятно и доступно объясняются основные экономические понятия; «Деньги разных стран мира» – наглядный иллюстрированный альбом, который знакомит детей с разными странами и их валютой; «Академия финансов» – иллюстрированное пособие для проведения образовательной деятельности в рамках программы; подборка сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста «Финансовые сказки»; дидактическими играми: настольная дидактическая игра «Разные профессии»; настольная бизнес- игра «Миллионер», настольно- печатная игра «Семейный бюджет»; сюжетно-ролевыми играми: «Банк», «Магазин»; куклами – персонажами: Рублик и копейка, Транжира и Экономка.

      Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.

       Праздники, досуги, развлечения проводятся педагогами и музыкальными руководителями в музыкальном зале, в котором имеются мультимедиа, музыкальный центр, декорации, ростовые куклы.

        Для реализации программы используется учебно- методический комплект, включающий в себя:

-образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,  Витта-пресс, 2018 год;

 -программа «Основы финансовой грамоты дошкольников» Прутченков А.С., Стахович Л.В., Семенкова Е.В., 2017 год;

-методических рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, разработанные федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», Москва, 2019 год;

-сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий  и занятий для детей и их родителей  в ДОО», О.А.Блохина, О.В.Терешкова, Калининград КОИРО, 2017 год;

-учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и родителей», М.О.Еремина, И.А.Козлова, С.В.Мягкова, Калининград, 2017 года;

-сборник методических разработок «Сценарий образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста О.А.Блохина, О.В.Терешкова, Калининград КОИРО, 2018 год,

-сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» Н.П. Моторо, Н.В.Новожилова, Москва, 2019 год.

- Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384 с., С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ

- Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

- Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

- Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2001.

- Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.

- Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.

- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.

- Интернет-ресурсы

   3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках Программы

       Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в форме образовательной деятельности во вторую половину дня.  Общее количество занятий в год – 35. Продолжительность занятия: в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин.

Расписание занятий

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

15.40-16.05

Четверг

15.40-16.05

Пятница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ  ГРУППА)...

Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...