Развитие коммуникативных способностей дошкольников.
материал (старшая группа)

Попова Наталья Николаевна

Одной  из ведущих и очень важных проблем  в современном обществе является проблема общения и взаимодействия. В нашем современном мире компьютеры, интерактивные игры, все чаще заменяют живое общение с реальными людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_u_doshkolnikov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Попова Н.Н.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Писаревская  средняя общеобразовательная школа

Кантемировского  муниципального района Воронежской области

  Одной  из ведущих и очень важных проблем  в современном обществе является проблема общения и взаимодействия. В нашем современном мире компьютеры, интерактивные игры, все чаще заменяют живое общение с реальными людьми. В детском саду приходится замечать, как дети, вместо того, чтобы играть со сверстниками, просто сидят и ничего не делают. Они  не умеют играть друг с другом, а когда пообщаешься с ними, то с удивлением обнаруживаешь, что с большим удовольствием дети начинают рассказывать про игры на компьютере или в телефоне родителей.

  В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. Вспоминая слова  Д.Б. Эльконина: "С ребенком надо делать все через игру." - с большим сожалением наблюдаешь обратную картину: родители, вместо того чтобы поиграть со своим ребенком, дают ему телефон, и ребенок предоставляется сам себе. Все чаще педагоги отмечают, что дети не в состоянии распознать и почувствовать эмоции и настроение другого человека. В поведении детей замечаем эмоциональную черствость, отстраненность, что плохо влияет на психологический климат в группе. Суть этой проблемы не только в подмене живого общения компьютерными играми, но и в стремлении родителей отстраниться от личного общения с детьми, поскольку большинство из них заняты работой. (Токарев А.А., 2013)

  Родителям  хочется, чтобы их ребенок рос любознательным, общительным и контактным. Секрет успешного общения - в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте. Задача педагога помочь детям выйти в современный мир, такой сложный и динамичный, научить сопереживать, выстраивать отношения с окружающим миром, общаться друг с другом. (Черновская И.В., 2013) Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах детской деятельности, а особенно в игровой. Игра - ведущая деятельность дошкольника, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками и взрослыми.                                                                                                            

  В работе с дошкольниками мы используем коммуникативные игры, которые помогают развивать коммуникативные способности детей и доброжелательные отношения между ними. Такие игры предполагают совместную деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся на равных, стараются учитывать интересы друг друга. детское переживание радости вместе со сверстниками в будущем превращается в жизнерадостность, умение ладить с людьми, решать жизненные ситуации, добиваться поставленных целей.          

  Система работы по развитию коммуникативных способностей представляет собой игры и упражнения, которые делятся на блоки и затрагивают основные сферы социального общения: с самим собой, со сверстниками, с окружающими.  

  К первому блоку - "Я сам" относятся игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга. Это игры, развивающие самооценку, уверенность в себе, способствующие развитию представлений о себе. Сюда отнесем такие игры: "Это я", "Солнечные лучики".

  Игры второго блока - "Я и мои друзья", предполагают действия всей группой: "Передай другому","Дракон", "Живая картинка".

   В ходе игр третьего блока - "Наши чувства", у детей развивается самооценка, уверенность в себе, дети более доступно выражают себя в общении. называют свои чувства, понимают чувства других.

  "Я и культура общения"- тема четвертого блока. Это игры, которые направлены на формирование норм социального поведения: "Давай поговорим", "Я принес тебе подарок".

  При подготовке к игре педагогу следует учитывать личностные особенности каждого ребенка. Во время игры необходимо следить, чтобы каждый мог проявить себя, обеспечить успех малоактивным детям, не пользующимся популярностью сверстников. Это поможет изменить их положение и послужит средством нормализации отношений со сверстниками.

  Система "четырех блоков" дает возможность воспитанникам сблизиться и лучше узнать друг друга, а в группе создать положительный микроклимат. (Черновская И.В., 2013)

  Игры со сверстниками имеют еще одно важное значение: в процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. Так естественно и незаметно происходит "сброс" информации, от избытка которой страдают современные дети.

  Коллективные игры обычно начинают привлекать деток  с четвертого года жизни. Для большинства из них невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, овладевшие этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в игре может возникнуть конфликт. Малыши, слишком изнеженные дома, привыкшие выигрывать в любой игре, очень трудно привыкают к коллективу, который ждет справедливости и соблюдения правил. Очень важно помочь ребенку наладить хорошие отношения с другими детьми, научить его правилу: "Относись к другим так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе". (Шипицына Л.М., 2001)

 Общение со сверстниками дает привычку к совместным действиям, приобретаются навыки соревнования, умение подчиняться законам коллектива, и, самое главное, получать более верное представление о жизни. Другими словами, умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие детей связано с тем, как складываются отношения с друзьями.

Литература

Токарев А.А. Игры уходят из жизни детей // Воспитатель ДОУ 2013, №6.

Черновская И.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников // Воспитатель ДОУ 2013, №3.

Шипицына Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001 -  384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в дошкольном детстве и ее роль в развитии коммуникативных способностей дошкольников

В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде ( аудиозапись, игра на детских музыкальных и...

Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...

Проект: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ»

Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ детского сада № 359 Хапина Ольга Михайловна.Направление деятельности:        познавательно-речевое.Интеграция образователь...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня в процессе логопедической работы над связной речью

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.Одной из главных задач воспита...

Консультация на тему: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная....

Мнемотехника-как способ развития коммуникативных способностей дошкольников.

Хочу поделиться опытами  использования мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей.               Если ...

Сообщение из опыта работы: «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Презентация из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»...