Мнемотехника-как способ развития коммуникативных способностей дошкольников.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Серикова Галина Николаевна

Хочу поделиться опытами  использования мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей.              

 

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
К.Д.Ушинский

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

 

Эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

·         являются дидактическим материалом по развитию речи;

·         их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

·         использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1.     Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.     Преобразование образов в символы.

3.     Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.     Развитие мелкой моторики.

 

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

·         являются дидактическим материалом по развитию речи;

·         их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

·         использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1.     Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.     Преобразование образов в символы.

3.     Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.     Развитие мелкой моторики.

Использование мнемотаблиц в детском саду 

Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.

Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:

Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)

Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).

Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),

Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),

С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),

С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),

С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).

Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),

Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!

Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)

У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!
(Слова народные)

Таким образом, я пришли к выводу, что начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно с помощью не только традиционных, но и  инновационных форм, используя комплексный подход. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации. 

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки. Постоянно используя их в своей работе я помогаю детям удерживать полученную информацию в памяти, развивая тем самым коммуникативные успехи детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников"

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отс...

Консультация для педагогов ДОУ "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников."

В этой консультации я рассказываю о том, как коллективное изготовление макетов помогает развивать коммуникативные навыки дошкольников....

Проект: Коллекционирование как способ развития коммуникативной активности дошкольников.

Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим во...

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....

Консультация для педагогов "Мнемотехника как способ развития связной речи дошкольников"

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мы...

Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.

Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант ...