"Блокадный хлеб"/акция.
методическая разработка (подготовительная группа)

Черкашина  Елена Владимировна

Методическая разработка направлена на сохранение исторической памяти, знакомство дошкольников с историей блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_blokadnyy_hleb.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Акция «Блокадный хлеб», посвященная 80-летию

снятия Блокады Ленинграда

Разработала

зам. зав. по ВМР Черкашина Е.В.

Январь, 2024г.

Акция «Блокадный хлеб», посвященная 80-летию

снятия Блокады Ленинграда

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

Задачи:

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Предварительная работа:

  • Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
  • Слушание военных песен. 
  • Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
  • Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).

Оборудование и материалы: стенд с наглядным материалом о Блокаде, 125гр. хлеба (заранее взвесили в столовой).

Ход акции:

Слайд №1 

Звучит песня «Блокада. Им было всего лишь двенадцать». Дети проходят в музыкальный зал и садятся на стулья.

Ребята, сегодня я хочу  вам рассказать о блокадном хлебе. Что же такое блокада? Почему блокадный хлеб?

Слайд №2-7

Далеко, далеко от нашей Камчатки, нашего села Мильково есть город Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира (смотрим слайды).

Ребята, вы слышали про это город? Возможно, даже были в этом городе.

Слайд №8

Но у этого города есть и другое имя - Ленинград, оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости и непокоренности.

Слайд №9

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия уничтожала все на своем пути. Многие города, деревни, сёла,  были разграблены, разбиты, сожжены. 

Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт-Петербург) - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Слайд №10

Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.  

Слайд №11

Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения).

Слайд №12

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.

Слайд №13

Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, стариков и пожилых людей, больных людей, в город не поступали продукты питания.

Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. 

- Блокада – это, когда враги окружают город со всех сторон, т. е. город попадает в кольцо и ни в город, ни из города нельзя не войти ни выехать.

В тот год очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. Еды не хватало. Были введены карточки по которым выдавался хлеб, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.

Слайд №14

Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а старики,  дети, и те,  кто не работал 125 грамм на весь день.

Слайд №15

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. В нем практически не было муки, все больше мякина (остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе., отруби (это скорлупа ржаных зерен, хвоя, добавляли даже бумагу). Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из-под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

Рассказ о Максиме Емельяновиче Твердохлебе.

1 января 1942 года в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах…

В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе – гречневая каша с настоящей котлеткой. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому – по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь.

Максим Твердохлеб ничего не знал про Алешу, но каждую минуту жизни он помнил, что в родном городе умирают от голода взрослые и дети. Он возил хлеб по Ладожскому озеру. Максим Твердохлеб водил машину без сна уже третьи сутки. 31 декабря на складе продуктов ему сказали:

- Особой важности груз доверяем вам. Вот фанерные ящики и на каждом написано: «Детям героического Ленинграда». Это мандарины из Грузии, для новогодних праздников детям. Берегите их изо всех сил.

Машина, идущая среди ровных белых льдов, видна издалека. Фашистские истребители, заметив машину, стали пикировать на нее. В таких случаях шоферы выскакивали из машины и прятались в сугроб – лишь бы живым остаться. Машину можно починить, а за грузом на другой день кто-нибудь приедет.

Но Твердохлеб вёз мандарины. Их нельзя морозить, их надо быстрей везти ленинградским детям. И Максим Емельянович продолжал борьбу с фашистскими самолетами. Бросал машину то вправо, то влево. Внезапно останавливал ее, снова мчался вперед. Пулеметная очередь пробила кабину, другая пулемётная очередь  – разбила переднее стекло, третья – отколола кусок от руля. Кровь заливала лицо шофера, были поранены руки, но машина продолжала идти. Наконец фашисты улетели.

Когда шофер Твердохлеб довез мандарины до места, он не мог сразу разжать руки. Так крепко он сжимал остаток изломанного руля. Друзья вынесли его из кабины и перевязали. Сорок девять пробоин насчитали они в машине. И в мандарине Алеши Пахомова тоже была пробоина от фашистской пули.

900 дней немцы держали город Ленинград в блокаде. Но русский народ невозможно победить, потому что мы добрые люди, А добро всегда побеждает! И мы победили! Наши армия, наши солдаты провали это блокадное кольцо.

Слайд №16

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города - героя.

27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. 

27 января 1944 года День великого ликования Ленинградцев и всего Советского народа. По радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады».

В честь снятия Блокады над рекой Невой в Ленинграде прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Мы чтим память тех, кто погиб в Блокадном Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944. Кто погиб от голода и болезней. Погиб - отстаивая город, который фашисты решили стереть с лица земли.

Слайд №17

Объявляется минута молчания.

Звук метронома.

Мы обязаны помнить о подвиге защитников города Лениграда и страданиях, перенесенных его жителями.

8 мая 1965 года городу присвоено почетное звание – Город Герой.

И пусть память о городе Герое Ленинграде и его жителях, защитниках, навсегда останется в наших сердцах.

Слайд №18

Возьмите кусочек Блокадного хлеба, 125 грамм. Подумайте о тех, кто пережил эти страшные 900 дней, о тех, кто не дожил до 27 января 1944 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий акции посвященный Дню снятия блокады Ленинграда «Блокадный хлеб»

Цель – Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, уважения и любви к истории своей Родины....

Сценарий акции в подготовительной группе «Блокадный хлеб»

Сценарий акции в подготовительной группе «Блокадный хлеб»...

Полищук Марина Валерьевна. Презентация на тему "Всероссийская акция "Блокадный хлеб"

27 января в день снятия блокады Ленинграда проходит Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Символом акции является кусочек хлеба весом в 125 граммов – именно так...

Фотоотчет Всероссийской акции "Блокадный хлеб"

Всероссийская акция "Блокадны хлеб" 2020 год...

Познавательная беседа об акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми старшей группы

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда - развивать у детей умение слушать и способность сопереживать; ...

Тематическое занятие в подготовительной группе « Блокадный хлеб» и проведение акции « Блокадный светлячок».

Хлеб - это продукт питания, который мы употребляем ежедневно. Хлеб является символом достатка, почета и уважения. Существует большое разнообразие хлеба: высший сорт, ржаной, с отрубями. Придя в магази...