Выступление на педагогическом совете
материал

Прохорова Евгения Викторовна

Выступление на педагогическом совете  "Предшкола. Новые стандарты", выступление на тему: "Особенности развития навывов самообслуживания у детей 2-3 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx27.87 КБ
PDF icon prohorova_spravka.pdf244.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17»

 ДО «Золотая рыбка»

«Особенности развития навыков самообслуживания у детей 2–3 лет»

(доклад из опыта работы)

Подготовила:

Воспитатель Прохорова Е.В.

Г. Мытищи, 2024 г

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира – это важный период в жизни человека. Стремление ребенка к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека.

Надевая обувь, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки самообслуживания у детей раннего возраста развиваются при участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций, главной целью которого является развитие навыков самообслуживания через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Данной проблемой занимались: Блонский П.П., Выготский Л.С., Крупская Н.К., Песталоцци Г.И., Сухомлинский В.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Шацкий С.Т., Эльконин Д.Б.

Проблема исследования состоит в недостаточном использовании в деятельности ДОУ различных методов развития навыков самообслуживания. Проблема развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста рассматривается как важное направление в образовательной работе педагога. Педагогическая наука располагает технологиями обучения детей самообслуживанию, которые могут помочь педагогу в планировании и осуществлении этой работы с детьми 2-3 лет детского сада.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

После периода младенчества начинается новый этап в развитии ребенка – это ранний возраст, который затрагивает период с года до 3-х лет.

Ранний возраст это время существенных изменений в жизни ребенка. Это связано с тем, что ребенок начинает ходить. В результате того, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он изучает дальнее пространство, самостоятельно познает их свойства, многие из которых до этого новообразования были недоступными.

В результате такого раскрепощения, ребенок становится менее зависим от взрослого и у него происходит стремительное развитие познавательной активности. На втором году жизни начинает развиваться предметная деятельность, а к третьем году она становится главной.

Восприятие занимает главное место в развитии психических процессов ребенка раннего возраста. Л.С. Выготский говорил, что благодаря восприятию развиваются все остальные психические функции. Поэтому сенсорное развитие детей занимает особое место в развитии детей раннего возраста

К концу младенчества у ребенка уже формируются перцептивные процессы, при помощи чего ему легко дается узнавание людей и окружающих предметов, но восприятие еще остается не до конца развитым. В год ребенок еще не способен к системному анализу предмета, не способен последовательно его рассматривать. Он реагирует на один особо выделяющийся признак, таким образом, он исследует предметы

У ребенка начинает формироваться новое отношение к предметному миру. Он начинает понимать, что предметы необходимы не только для того, чтобы ими манипулировать, а у них есть определенное назначение, свойства, функции.

Если ребенку необходимо для выполнения какого-то действия, определить форму, цвет, размер предмета, то это он сделает с достаточной точностью. Но не во всех случаях восприятие в этом возрасте является точным, во многих случаях оно очень расплывчато. Ребенок может не заметить каких-либо свойств, если необходимо выполнить более сложное действие. К примеру, он может начать рисовать травку любым цветом, хотя уже знает определенные цвета, и если обратить внимание ребенка на эту неточность, он тут же вспомнит правильный цвет и возьмет другой карандаш.

Определенные более постоянные образцы для сравнения формируются к трем годам, образцами в данном случае являются хорошо знакомые для ребенка предметы, у которых ярко выражена форма, к примеру, круг ребенок может определять как мяч. Это значит, что ребенок уже имеет представления о свойствах вещей, которые закреплены за определенным предметом. Для того чтобы представления ребенка о свойствах предметов расширялись, ему необходимо знакомиться с разнообразными предметами и их свойствами, и характеристиками. Для этого ребенку необходимо разнообразное сенсорное окружение, это будет важным условием для умственного развития

Общение детей со взрослыми это важная и неотъемлемая часть предметной деятельности детей раннего возраста. Общение в практической деятельности детей называют ситуативно-деловым общением. При переходе от манипуляции с предметами к освоению предметных действий, то есть к формированию общего способа действий с предметом, начинает свое существование ситуативно-деловое общение. В ситуативно-деловом общении ребенок испытывает потребность общения со взрослым, у него появляются мотивы общения и предметно-действенные средства, ребенок пытается проводить, совместно со взрослым действия с предметами. Ребенок учится практически взаимодействовать со взрослым, получает своего рода опыт, так же осваивает предметные действия, постепенно входит в общество. Но по-прежнему у ребенка остается очень важная эмоциональная связь со взрослым.

В раннем возрасте дети очень любят оказывать помощь взрослому, всегда окликаются и проявляют инициативу, проявляют потребность в общении сами. Взрослый выступает для ребенка, как носитель образца, дети стараются подражать взрослому и очень чувствительно относятся к оценке взрослого. Оценка взрослого вызывает сильные эмоциональные всплески и колебания, и соответственно очень влияет на его деятельность и поведение. Коммуникативные средства общения увеличиваются в связи с речевым и эмоциональным развитием. Все больше переходит на слово общение ребенка. Теперь совместная деятельность ребенка раннего возраста со взрослым это не только помощь или показ действия с предметом, теперь важно участие взрослого и совместное выполнение общей деятельности. При общем взаимодействии у ребенка формируются правильные способы действий с предметами, а также к ребенку проявляется внимание, которое для него очень важно

Овладение речью для детей раннего возраста является сенситивным периодом, и это одно из главных событий. В раннем возрасте ребенок испытывает постоянную потребность говорить, эта потребность обусловлена тем, что ребенку необходимо называть предмет, который ему необходим для деятельности и общаться с взрослым. В дальнейшем речь выступает как средство мышления и контроля своего поведения. На протяжении развития в раннем детстве значения слов не остаются на месте, они выходят на новый этап своего развития.

В речи ребенка раннего возраста еще нет выводов и обобщений, она передает лишь впечатления. Значения слов в детской речи неустойчиво, каждый раз слово может иметь разное значение. Затем происходит резкий скачок, связанный с тем, что словарный запас ребенка резко увеличивается, а интерес к речи повышается. Затем происходит активное овладение грамматической структурой языка. Благодаря развитию речи развиваются и психические процессы - память, восприятие и мышление

Активное развитие речи в раннем возрасте связано с предметной деятельностью. Интерес ко всему, что окружает ребенка, растет, у него появляется непреодолимое желание все потрогать, взять в руки, посмотреть. Эти желания заставляют ребенка обратиться за помощью к взрослому. Для удовлетворения потребности в общении, ребенку уже не хватает средств общения, которые он уже имеет, то есть жестов, мимики, отдельных слов, поэтому начинает активно формироваться автономная речь.

Самостоятельная речь, является важным этапом в психическом развитии ребенка раннего возраста. Дети осваивают фонетическую сторону речи и артикуляцию. Ребенок произносит слова все с большей правильностью, перестает использовать искаженные слова и части слов. Это связано с тем, что к трем годам усваиваются основные звуки языка. Слово начинает принимать для ребенка предметное значение. Одним словом, ребенок называет предметы похожие по какому-то признаку, но внешне разные. Таким образом, появляются первые предпосылки к обобщению

В раннем возрасте происходит активный рост пассивного словаря, которой в несколько раз выше активный. Практически все слова ребенок начинает понимать к двум годам, понимает то, что объясняет взрослый. Понимание рассказа начинает развиваться в 2 – 3 года, причем первые рассказы, которые воспринимает ребенок, связаны с окружающим миром.

Также активно развивается активная речь. Ребенок начинает задавать первые вопросы, пытаться произносить фразы. Резкий скачок в развитии активной речи приходится на 2 – 3 года. К трем годам ребенок знает уже около 1000 – 1500 слов и начинает использовать в речи предложения. Первые предложения составляют 2 – 3 слова, чаще всего они описывают действие. Когда ребенок общается с взрослым, он активно отвечает на вопросы, что-то рассказывает, задает вопросы самостоятельно, но при общении со сверстником он практически не вникает в его реплики, не отвечает ему.

При овладении действиями с предметами огромную роль играют игрушки, но действия с предметами – это еще не игра. Первоначально игра ребенка базируется на действиях с существующими предметами, он выполняет знакомые ему действия, и только к концу третьего года жизни знакомые и установленные свойства предмета убираются на другой план, а в игре появляются игровые замещения. К примеру, ребенок может представить, что палочка это ложка или самолет, это происходит благодаря развитию речи и предметной деятельности. По мере освоения игрой ребенок учится строить воображаемую ситуацию – это всё дает начало развитию сюжетной игре, которая является ведущей в дошкольном возрасте [32, c. 57].

Очень важным на третьем году жизни становится общение ребенка со сверстниками. Дети, общаясь друг с другом, проявляют высокую двигательную активность, яркие эмоции, но одновременно почти не реагируют на индивидуальность друг друга, а пытаются, в первую очередь, показать себя. Дети в этом возрасте в основном эмоционально взаимодействуют между собой, они демонстрируют и зеркально отражают эмоционально окрашенные действия, бегают, кричат, издают странные резкие звуки - это все сопровождается отсутствием предметного содержания. Но к концу третьего года жизни ребенок чувствует, что хочет общаться со сверстниками, это приводит к возникновению потребности в общении.

В дальнейшем у ребенка активизируется потребность в общении со сверстниками. Изначально возникает интерес друг другу, а затем ребенок всеми действиями и способами пытается привлечь внимание сверстника к себе, ну а к 3-м годам дети начинают чувствовать сверстника. Но взрослый занимает ведущую и главную роль в становлении общения ребенка раннего возраста со сверстниками, необходимо помогать детям взаимодействовать между собой, привлекать внимание друг к другу. Но игрушки, которые так любит ребенок, отвлекают его от общения со сверстником, они будто закрывают его, поэтому помощь взрослого в формировании общения между детьми очень важна

До трех лет желания ребенка совпадали с желаниями матери, так как он к ней очень привязан, но к 3-м годам у ребенка формируются свои желания, он часто говорит фразу «я хочу», «я сам», и очень часто такое сильное желание чего-то проявляется истерикой. Таким образом, у ребенка постепенно начинает формироваться личность и начинает проявляться «кризис 3-х лет».

Все чаще ребенок проявляет упрямство, негативизм, делает только то, что хочет он — это меняет отношение ребенка к семье, окружающими и даже с самим собой. Но многие ученые замечали, что не все дети проявляют столь негативные и ярко выраженные формы негативизма, и многие из них очень быстро преодолевают негативизм. Ребенок все больше проявляет свое Я и отдаляется от близких взрослых. До этого дети часто говорили в третьем лице «Саша хочет», «Лена ест», а сейчас все чаще используем местоимение «Я» – «Я хочу», «Я играю», у детей формируется воля, которую Э. Эриксон назвал автономной и независимой

Таким образом, ситуативность, то есть зависимость поведения и психики ребенка от ситуации, является главной особенностью в раннем возрасте. Ребенок стремится к самостоятельности и независимости от взрослого, это проявляется в кризисе 3-х лет, основные симптомы которого: негативизм, своеволье, непокорность, упрямство, непослушание. За этим всем стоит развитие ребенка, как личности, его новое видение себя. Благодаря этому у ребенка появляются предпосылки к самооценке.

Особенности развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста

У детей раннего возраста продолжается период интенсивного развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Родителям очень важно не упустить этот период, когда малыш все чаще говорит «я сам». Он уже хочет научиться самостоятельно умываться или застегивать пуговицы, надевать варежки или подметать пол. И сейчас - самое благоприятное время для формирования навыков самообслуживания.

Конечно, взрослым проще сделать всё самостоятельно: так будет быстрей, да и хлопот гораздо меньше. Но если кроха не начнет учиться основным навыкам сейчас, в дальнейшем его стремление угаснет, и научить его будет гораздо сложнее. В будущем он будет ждать помощи от окружающих и будет даже требовать её

К двум годам у детей уже, как правило, неплохо развита общая моторика, мелкой моторике рук еще, конечно, нужно больше практики. Но малыши уже могут овладеть многими навыками самообслуживания. Теперь понадобится побольше терпения и осознания, что отныне на простые вещи понадобится в три раза больше времени, чем раньше. Еще необходимо быть готовым к тому, что после проявлений самостоятельности ребёнка придется делать уборку.

Рекомендуется обучать своего малыша последовательности действий во время мытья рук, одевания, раздевания, приёма пищи и т.д. Для лучшего усвоения «материала» необходимо чередовать обычную форму показа с игровой: показывайте, как и что нужно делать на примере любимого плюшевого мишки.

Приведём высказывания некоторых родителей: «Чтобы родителям научить чему-то ребенка, им нудно проявлять больше терпения. Нам, конечно же, проще самим одеть ребенка утром в садик, чем подождать 15 минут, пока он сам оденется. Я понимаю, что это неправильно, и это касается всего: еды, уборки, умывания»; «У меня двое детей, и мы не укладываемся в 15 минут, поэтому приходится собирать их самой. Если ждать, пока оба соберутся, мы и до вечера так не соберемся выйти из квартиры. И еще для современной женщины важно время, потому что его нам всегда не хватает».

Вы наверняка уже не раз замечали, что малыш пытается подражать действиям взрослых. Самые авторитетные взрослые для него сейчас — это родители.

Скажите ребёнку, что сейчас Вам и ему нужно будет помыть руки и покажите, в какой последовательности что нужно делать. Затем можете помыть руки игрушке (желательно не плюшевому медведю, а то он после «банной процедуры» будет очень долго сохнуть). Потом уже можно взять ручки ребенка и проделать с ними те же действия.

В следующий раз, когда соберетесь мыть руки, поставьте его рядом с собой возле раковины (на маленькую устойчивую табуреточку). Дайте крохе такой же, как и у Вас, кусочек мыла, и помойте руки вместе с ним. Для малыша сейчас делать то же самое, что и взрослый, - самое настоящее счастье!

Дальше маленький непоседа будет мыть руки уже самостоятельно, а Вы будете его лишь корректно направлять .

Практически каждое действие можно разделить на ряд более мелких действий, которые нужно выполнить в определенной последовательности. Когда обучаете малыша навыкам самообслуживания, обращайте внимание на более мелкие действия, из которых оно состоит. Например: «Берем губку, мочим ее под краном, отжимаем, а затем протираем твои сапожки. Видишь, какие красивые они стали?».

Несмотря на стремление чада к самостоятельности, родителям нужно оказывать ему небольшую помощь в самой тяжелой части работы. Например, вставьте пуговицу наполовину в петлю, чтобы крохе осталось лишь чуть-чуть потянуть, чтобы она расстегнулась. Кстати, пусть малыш пробует сначала сам раздеваться, а лишь потом одеваться - так ему будет гораздо проще.

Ребенку будет гораздо проще справиться с новым заданием, если оно будет постоянно повторяться. По мере овладения навыками Вам останется только напоминать малышу о последовательности действий, ненавязчиво контролировать и подсказывать.

Чтобы ребенок понял, что такое гигиенические навыки и самообслуживание, пусть он понаблюдает за взрослыми и другими детками, покажите ему книжки с иллюстрациями, поиграйте в дидактические игры, расскажите соответствующие потешки и стишки.

Воспитайте у малыша любовь в порядку: пусть он помогает Вам убирать квартиру, расставлять обувь в коридоре или мыть посуду.

Пусть малыш привыкает к опрятности: помогайте ему пользоваться носовым платочком, салфеткой, обращайте его внимание на чистоту одежды, учите беречь вещи.

Прививайте крохе навыки культурного поведения: говорите, что за столом нужно сидеть спокойно, говорить «спасибо» за обед и оказанную помощь.

Вы сами будьте постоянны и последовательны, соблюдайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну и т.д. Такие ритуалы помогают малышу настроиться на определенные действия.

Обязательно хвалите ребенка за любые усилия, даже если он плохо причесался, расплескал воду по всей ванной, пытаясь помыть руки, или разлил суп, пока старался донести ложку до рта.

Помните, что процесс обучения навыкам самообслуживания должен вызывать у малыша интерес, помогайте приобретать новые знания при помощи игровых ситуаций. Можно напомнить, например, что любимому медвежонку нужно помыть руки перед едой или умыться после сна.

Не создавайте малышу лишние препятствия: пусть крючок для его полотенца будет расположен там, где ребенок легко сможет до него дотянуться, подставьте к раковине скамеечку (не забываем об устойчивости), чтобы ему было удобно доставать до крана .

Помните о том, что малыш освоит навыки самообслуживания не сразу, все детки по-разному привыкают к новым обстоятельствам жизни. Задача взрослых в этот момент - помочь развить самостоятельность ребёнка, постоянно закрепляя недавно полученные навыки.

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 года до 3 лет. Ранний возраст – это период существенных перемен в жизни маленького ребенка. Основными характеристиками детей раннего возраста являются: овладение ходьбой; развитие предметной деятельности; возникновение наглядно-действенного мышления, первичных обобщений; развитие речи; формирование восприятия, умение выделять свойства предметов: цвет, форму, величину, материал и др.; развитие памяти, внимания, воображения; умение работать по образцу; открытие самосознания; появление феномена «Я сам»; столкновение с кризисом трех лет.

В раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой, а также активно происходит развитие общения и навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи. Особенностью развития навыков самообслуживания детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Большое влияние на развитие навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

В успешном развитии навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера. Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у

детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...